Глава 5. национальные ценностные

ОРИЕНТИРЫ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ

В ПРОЦЕССЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ

КОММУНИКАЦИИ

Под характеромв психологии понимается «совокупность устойчивых индивидуальных черт личности, которые про­являются в ее деятельности и общении». Когда речь идет не о характере отдельной личности, а целого народа, под на­циональным характером подразумевается устойчивый комплекс специфических для данной культуры ценностей, установок, поведенческих норм.

Национальный характер — это не некая заданная от при­роды совокупность личностных, психических и нравствен­ных качеств, отличающих представителей данной нации. В любом народе есть люди с самыми разнообразными осо­бенностями психики. Итальянцев часто считают вспыльчи­выми, англичан — холодными, финнов — упрямыми, рус­ских — покладистыми, но это далеко не всегда так. Во вся­ком случае тот, кто заранее настроен исходить из этих сте­реотипов в индивидуальных контактах с итальянцами, анг­личанами, финнами, русскими, рискует сильно ошибиться.

Национальный характер, складывается исторически и, проявляясь в культуре, изменяется вместе с нею от эпохи к эпохе. Вместе с тем преемственность в культуре обеспе­чивает сохранение традиций и, следовательно, устойчи­вость соответствующих им элементов национального ха­рактера. Однако нравится ли нам это или нет, но далеко не все традиции сохраняются в процессе развития культуры.

Поэтому изменения национального характера неизбежны.

К сожалению, надо признать, что в сознании большин­ства людей существуют определенные стереотипные пред­ставления о различных нациях и народах. Эти стереотипы зачастую поверхностны и схематичны, очень часто они не являются результатом личного жизненного опыта, наблю­дений и анализа, а берутся готовыми.

В этнокультурных стереотипах находят выражение обыден­ные, поверхностные и в значительной части не соответству­ющие действительности представления о народах и нацио­нальных культурах. Они обычно строятся на личностно-пси-хологической трактовке национального характера и нуждают­ся в критическом анализе и интерпретации с позиций его культурно-нормативного понимания. Однако эти стереотипы являются культурным феноменом, играющим существенную роль в общественном сознании и самосознании народов.

Люди вольно или невольно воспринимают этнокультур­ные стереотипы как образцы, которым надо соответствовать, чтобы быть таким, каким положено быть представителю сво­его народа. Поэтому стереотипные представления об особен­ностях национального характера на самом деле оказывают определенное влияние на людей, стимулируя у них форми­рование тех черт характера, которые отражены в стереотипе. Этнокультурные стереотипы — важный фактор межэтничес­ких отношений. От них в немалой степени зависит атмосфе­ра, в которой развиваются контакты между представителями разных национальностей, между народами и государствами. Это особенно надо учитывать в наше время, когда многие люди очень остро реагируют на малейший намек, задеваю-




щий их национальное чувство. Поэтому этнокультурные сте­реотипы заслуживают внимательного отношения и изучения.

К этнокультурным стереотипам можно относиться по-разному. Одни люди безоговорочно принимают их как са­моочевидные истины; при этом обычно никакие сведения или логические доводы не в состоянии поколебать челове­ка, убежденного в их правильности, хотя далеко не всегда он способен обосновать свои убеждения. Другие полагают, что они, в общем, правильны, хотя и содержат, вероятно, какие-то отдельные ошибочные суждения. Третьи считают их недостоверными и видят в них проявление националис­тических предубеждений, поскольку в них впечатления, по­лученные из наблюдений над некоторыми представителями народа, неправомерно переносятся на весь народ в целом. Однако между всеми этими точками зрения есть нечто об­щее: высказывая их, обычно молчаливо предполагают, что у каждого народа есть свой национальный характер, и эт­нокультурный стереотип рассматривают как отражение это­го характера — верное, не совсем верное или совсем невер­ное. Но тогда встает вопрос: что такое национальный харак­тер? Чтобы определить, насколько точно этнокультурные стереотипы отражают национальный характер, надо снача­ла ответить на этот вопрос.

В 1960 году американский социолог Р. Уильямс выделил несколько основных ценностей, занимающих главенствую­щее место в американской культуре: личный успех, актив­ность и упорный труд, эффективность и полезность, прог­ресс, вещи как признак благополучия, уважение к науке (см.: Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 63—64. Цит. по кн.




A.C. Кармина: Основы культурологии. Мифология культу­ры. СПб., 1997. С. 168-169).

Американский культуролог Джон Таунсенд приводит установки, отличающие американскую культуру от иных культур:

Установки, характерные для американской культуры Противоположные установки в других культурах  
Природа мира — механичес­кая, рациональная, логическая Природа мира — духовная, иррациональная, загадочная  
Акцент на материальных ценностях Акцент на духовных ценностях  
Акцент на действии, т.е. изменении, прогрессе Акцент на существовании, т. е. сохранении существующего порядка  
Жизнь - проблема, которую нужно решить Жизнь — тайна, в которой приходится жить  
Люди должны управлять природой Люди должны жить в гармонии с природой
Время — деньги; его нельзя растрачивать на пустяки Время — разнообразие пережи­ваемых нами событий; оно должно приносить радость
Ориентация на будущее Ориентация на прошлое и настоящее
Краткосрочные планы Долгосрочные планы
Обычно в центре внимания - задание Обычно в центре внимания — люди  
Акцент на автономии личности Акцент на принадлежности личности к той или иной соци­альной группе  
Стремление к самостоятельно­му принятию решений Стремление к коллективному принятию решений  
Ориентация на немедленное вознаграждение Ориентация на замедленное вознаграждение  
Основа общественного конт­роля — законность, убеждение, чувство вины Основа общественного контро­ля — моральные нормы, автори­тет старших, чувство стыда  
Обычно выше ценятся качества, присущие молодым Обычно выше ценятся возраст, опыт, мудрость  
Акцент на равенстве в межлич­ностных отношениях Акцент на неравенстве в меж­личностных отношениях  
Ориентация на неформальные отношения Ориентация на формальные отношения  
Непосредственность, откровенность Сдержанность, избегание откровенности  
Дружеские отношения склады­ваются быстро и имеют поверх­ностный характер Дружеские отношения склады­ваются медленно и отличаются глубиной  
Тенденция отделять решение вопросов личной жизни от со­циальных, служебных дел Тенденция увязывать решение вопросов личной жизни с соци­альными, служебными делами  
           

Среди типичных для американцев черт характера и на­циональных ценностей обычно выделяют: инициатив­ность, соблюдение правил игры (good sportsmanship), соблю­дение правил невмешательства в чужую жизнь (privacy); соблюдение рабочей этики; забота о физической форме и внешности, упорство, предусмотрительность.

Известный отечественный культуролог А. С. Кармин ана­лизирует результаты проведенного им социологического ис­следования (1995—1996), в ходе которого он опросил более 120 студентов и выявил, какие черты характера, по их мне­нию, наиболее типичны для американцев (всего выделялось 100 черт, из которых он приводит 20 наиболее распростра­ненных, по мнению опрашиваемых): 1. Активность, энер­гичность. 2. Предприимчивость. 3. Деловитость. 4. Раско­ванность, свобода поведения. 5. Трудолюбие, работоспособ­ность. 6. Самоуверенность. 7. Прагматизм. 8. Целеустрем­ленность. 9. Расчетливость. 10. Уважение к закону и властям. 11. Рационализм. 12. Индивидуализм. 13. Забота о здоровье. 14. Любовь к спорту. 15. Гордость. 16. Патриотизм. 17. Ор­ганизованность. 18. Наглость. 19. Оптимизм. 20. Эгоизм.

Ученый подчеркивает, что таким образом были выявле­ны стереотипные мнения, которые далеко не всегда явля­ются объективной истиной. Нельзя не согласиться с наблю­дением исследователя, что в приведенных характеристиках, даваемых американцам разными авторами, есть много, по-видимому, совсем не случайных совпадений.

Ниже рассмотрим подробнее национальные ценностные ориентиры британцев, американцев, канадцев, австралий­цев, новозеландцев.


Наши рекомендации