Что является положительной характеристикой уроков формирования устноречевых умений
• Ученики говорят подавляющую часть урока. Соотношение речи учителя и учеников идет явно в пользу последних. Учитель лишь направляет и моделирует различные формы речевого взаимодействия.
• Все учащиеся принимают равное участие в общении. Учитель не допускает монополизации внимания и учебного времени группой наиболее раскованных и продвинутых учеников, умеет вовлечь в общение даже слабоуспевающих и етеснитель:' ных.
• ■ Учащиеся хотят говорить. Уровень мотивации на уроке очень
высок благодаря использованию различных источников создания мотивации.
• Языковой уровень соответствует реальным возможностям дан
ной группы.
Определив положительные моменты, давайте рассмотрим и те, которые потенциально препятствуют успешному проведению уроков говорения на ИЯ-
ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
• Ученики стесняются говорить на ИЯ, боятся сделать ошибки и таким образом подвергнуть себя критике со стороны учителя и соучеников.
• Учащимся нечего сказать по обсуждаемой проблеме, у них нет достаточной информации по данному вопросу и на родном языке.
• Учащиеся не понимают речевую задачу, а значит, и то, что надо делать.
• У учашихся не хватает языковых и речевых средств для решения поставленной задачи.
• Когда говорит один ученик, остальные молчат, а значит, есть опасность их исключения, из учебного общения, неэффективного использования времени урока. .
• При парных и групповых формах работы учащиеся часто переходят на использование родного языка и допускают много ошибок.
Обучение говорению______________ 167
ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ ГОВОРЕНИЯ
1. Боязнь совершить ошибку, стеснительность, чрезмерная критика.
Для того чтобы минимизировать данное отрицательное явление, учителю достаточно создать атмосферу доброжелательности и доверия. Мне очень понравилось, как сказала Т. А. Кузнецова, учитель английского языка одной из подмосковных школ: "Mistakes are OK, everybody makes them." («Ошибки — это нормально, мы все их совершаем».)
Однако подчас это легче сказать, чем сделать. Какие реальные шаги может предпринять учитель, чтобы добиться желаемого результата в данном вопросе?
• Не бояться признавать свои собственные ошибки или сознаваться в незнании чего-либо. Человек не может знать всего, но он может узнать. Однако если учитель обещал узнать или проверить что-либо, то забывать об этом не рекомендуется. Мы учим на своем примере.
• Не позволять учащимся резко критиковать друг друга, при необходимости даже создавать наиболее «критически настроенным» ситуации, когда их также можно упрекнуть в незнании
. или недостаточном знании.
• Шире использовать коллективные формы работы (парные, групповые, проектные), где успех каждого материализуется в успехе всей группы и наоборот.
• Использовать различные источники создания мотивации!
Источники создания мотивации
(по классификации П. Б. Гурвича)
1. Целевая мотивация.
Данная мотивация основана на ясном осознании как конечной
цели изучения ИЯ, так и цели выполнения каждого задания. Это
непосредственно связано и с речевой ценностью урока (см. лек
цию 2). Из психологии известно, что,хорошо усваивается то, что
связано с активной деятельностью человека, что нужно для этой
деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществ
ляется. '
2. Мотивация успеха.
Любой человек, а особенно подросток, болезненно переживает «неуспех», но если предмет «удается», то его изучают с удвоенным интересом. Учащиеся хотят получить что-то реально осязаемое за тот труд, который они затратили, почувствовать, что идут к какой-то цели, получают что-то такое, что могут использовать немедленно.
168 Обучение говорению
Мотивация в изучении ИЯ значительно, возрастет, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во внеклассной работе. Именно здесь достигнутые успехи могут быть оценены как одноклассниками, так и родителями, школьниками других классов, учителями-предметниками и т.д.
3. Страноведческая мотивация.
Сам факт перемещения обыденных действий и событий в страну изучаемого языка усиливает интерес учащихся, дает возможность обратить внимание на различные проявления национальных специфических особенностей иной культуры. Как люди в разных странах ходят в магазин, к врачу, в гости, в школу, в кино и т.д.? Как и что они при этом говорят, как ведут себя, что предполагают услышать в ответ и почему?
Сравнительный анализ и сопоставление культурных особенпо-г стей родной страны и стран изучаемого языка позволяют лучше понять особенности чисто языковых явлений, которые предста,в-ляют собой отражение фактических сторон жизни людей. Язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны. В нем находят отражение нравы и обычаи страны, ее взаимодействие с другими странами мира. Все это имеет огромную ценность для понимания социальной природы языка, его связи с мышлением, по при условии, что данный материал умело обсуждается и действительно соотносится с изучаемым материалом.
4. Эстетическая мотивация.
Многие методисты высказывают мысль о том, что ученики должны изучать ИЯ не потому, что им нужно знать язык, а потому, что изучение языка — удовольствие. Чтобы это действительно было так, следует уделить достаточное внимание оформлению кабинета, качеству используемых наглядных пособий, картин, слайдов, видео, музыке, звучащей на уроке и на перемене, а также культуре оформления записей на доске, в тетрадях. Все это должно быть эстетичньш, вызывающим интерес к предмету, а не. раздражение.
5. Инструментальная мотивация.
Исходя из■ особенностей работы мозга, темперамента, видов. памяти и других аспектов индивидуальных различий, каждый ученик имеет свои любимые формы и виды работ. Один с легкостью составляет занимательные рассказы с изучаемой лексикой, другой--..; предпочитает драматизацию, третий любит переводить и т. д. Учет . инструментальной мотивации состоит в том, чтобы дать возможность каждому ученику максимально выразить себя в любимом. и наиболее удающемся, виде работ. Грамотно построенные учебные пособия очень часто предполагают возможность выбора различных, заданий, построенных на решении сходных речевых задач на кон-: крет'ном языковом и речевом материале. Обучение в коллективе':
Обучение говорению________________ Ш|
и через коллектив предполагает не только возможность «сольной» самореализации, но и применение таланта в групповых формах работы. Это наглядно прослеживается в разработке совместных проектов. Каждый весомый взнос в общий успех группы помогает закрепить отношения «ответственной зависимости» (по Г. А. Китайгородской) между товарищами-одноклассниками.
2. Нечего сказать по обсуждаемой теме/проблеме. Не хвата
ет языковых или речевых средств.
Для решения данной проблемы необходимо создавать достаточный уровень опор содержательного., языкового и речевого плана. Следующие рекомендации могут оказать практическую помощь учителю.
• Уроки развития навыков говорения должны опираться на уже сформированные лексические и грамматические навыки в рамках изучаемой темы.
• Помимо лексических единиц и грамматических структур, ученикам необходимо знать и уметь использовать различные формы связи речи, ее логического выстраивания с помощью речевых клише, союзов, вводных структур, реплик реагирования и т. д.
• Грамотный подбор текстов для чтения и аудирования может обеспечить не только восполнение определенных пробелов информационного плана, но и необходимый набор языковых и речевых средств по обсуждаемой проблеме.
• Большое значение в данном вопросе имеет содержательная и языковая ценность тренировочных упражнений.
• Предлагаемые задания необходимо строить с учетом реального информационного запаса обучаемых. Учет междисциплинарных/межпредметных связей способен значительно облегчить решение практических задач общения на ИЯ.
• Большую помощь может оказать использование опор вербального характера (схем, таблиц,, планов с ключевыми словами, опорных конспектов и т.д.), а также невербальных опор (кар-. тинок, музыки и т.д.).