Часть 3. Восстановление текста
В данном случае проверяется понимание структуры текста наряду с умениями устанавливать общин смысл и восстанавливать пропущенные детали текста.
Из текста изымаются либо отдельные предложения, либо абзацы. С целью усложнить задачу к изъятым частям текста могут быть добавлены лишние предложения или отрывки. Задача экзаменующихся состоит в том, чтобы восстановить текст в нужной последовательности.
160_____ _^______Обучение чтению
Часть 4. Поиск конкретной информации
Вопросы даются перед текстом, но при этом не в той последовательности, в какой эта информация встречается в тексте. Чтобы быстро и правильно выполнить задание, студенты должны сканировать (просматривать) текст до тех пор, пока не найдут соответствующую информацию. Только затем: темп чтения замедляется и начинается более детальное прочтение.'
Не ставя отдельно цель проконтролировать технику чтения, данный формат контроля обеспечивает решение и этой задачи. Очевидно, что если техника чтения сформирована недостаточно хорошо, то выполнить все предложенные задания в отведенное для этого время не представляется возможным. А помимо собственно текстов, в данном случае необходимо прочесть и понять те вопросы,, ответы на множественный выбор и т.д., что само по себе составляет немалый дополнительный текст.
ЭТАПЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
И ФОРМИРОВАНИЕ
РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗВЛЕЧЕНИЯ
ИНФОРМАЦИИ ИЗ ТЕКСТА
При работе с любым текстом (печатным, звуковым, видео) можно выделить три основных этапа работы: дотекстовый, текстовый, и послетекстовый этапы.
Очевидно, что послетекстовый этап будет присутствовать лишь в том случае, когда текст используется не столько как средство формирования умений читать, сколько для развития продуктивных умений в устной или письменной речи, а проще говоря, умений говорить и писать на иностранном языке..
Рассмотрим подробнее цели и задачи каждого из этапов, а так
же те упражнения и задания, которые могут предлагаться для ре
шения этих задач.
_________________________________ __________ . ЗАДАНИЕ
£к Ознакомьтесь с целями каждого этапа и определите, насколько тот или иной этап необходим при использовании текста для:
• проверки умений читать;
• формирования умений в чтении;
• развития смежных языковых умений и навыков.
© |
Просмотрите упражнения, предложенные для каждого из этапов, и выделите те из них, которые:
• обеспечивают комплексное повторение и контроль пройденно
го ранее материала (лексического, грамматического, фактиче
ского);
____________________ Обучение чтению_____________ 161
• в наибольшей/наименьшей степени мотивируют учащихся на выполнение последующих заданий;
• способствуют предвосхищению и снятию различного уровня трудностей;
• способствуют развитию различных видов чтения.
£к Составьте аналогичные упражнения к предложенному в конце лекции тексту. Выполните свои упражнения. Оцените эффективность разработанных вами упражнений. Определите, какие из них вызовут наибольший интерес или трудности у учащихся.
ДОТЕКСТОВЫЙ ЭТАП (ЭТАП АНТИЦИПАЦИИ) Цели
• Определить/сформулировать речевую задачу для первого прочтения.
• Создать необходимый уровень мотивации у учащихся.
• По возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей. .
Упражнения и задания
Работа с заголовком.
По заголовку можно попросить учащихся определить:
• тематику текста;
• перечень поднимаемых в нем проблем;
• ключевые слова и выражения и т. д.
Использование ассоциаций, связанных с именем автора
(Ж- Берн, Р. Л. Стивенсон, А. Кристи и т. д.).
• К какому жанру можно предположительно отнести этот текст?
• Кто, по-вашему, будет главным героем (его профессия, национальность и т. д.)?
• Где и в какое время может происходить действие? И т. д.
Сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.
4. Ознакомиться с новой лексикой и определить тематику/проблематику текста на основе языковой догадки.
Учащимся предъявлены следующие новые слова: слоновая кость — ivory бивни — tusks
быть практически уничтоженными — to be slaughtered nearly to extinction
браконьерство — poaching ограничения — confines выборочный отстрел — cutting
Задача учащихся — определить основную идею текста.
6 Соловова Е. !1.
162_________________ Обучение чтению