Игра 2. Лото (Preposition Bingo)
Учащиеся получают карточки с предложениями, в которых пропущены предлоги. Учитель называет предлоги в любой последовательности. Побеждает тот ученик, который первым заполнит пропуски, не допустив при этом ошибок.
Примеры карточек на английском языке:
Card 1 | |
1. | Tell me something ... |
where you live. | |
2. | I'll see you ... 10.30. |
3. | Shall we go to the cin- |
ema ... Friday? | |
4. | There was a snowstorm |
... night. | |
5, | She was bom ... October. |
6. | Sweden lies ... Norway |
and Finland. | |
7. | I bought this watch ... |
only $10. | |
8. | . Now they usually go from |
Britain to France ... train. |
Card 2 | |
1. | Where does James come ...? |
2. | We always walk ... work. |
3. | The Eiffel Tower is ... |
Paris. | |
4. | This film is ... Shakes- |
peare's time. | |
5. | He arrived ... Mexico last |
week. | |
6. | I met Paul ... the sta- |
tion. ' | |
7. | We worked ... 6 o'clock |
to midnight. | |
8. | He talks ... nothing but |
golf! |
Формирование грамматических навыков речи________ П9
Игра 3. Ну и вопрос! (What a Question!)
Учитель делит класс па группы по 4—:5 человек и каждой группе дает набор провокационных вопросов, написанных на карточках. Карточки переворачиваются чистой стороной вверх, ученики по очереди вытягивают один из вопросов и пытаются ответить на него. Затем другие участники группы предлагают свои версии ответов.
Примерные варианты вопросов:
• Если бы ты знал, что через неделю разразится ядерная война,
. что бы ты сделал?
• Ты бы согласился убить человека, если бы это привело к ликвидации голода на планете?
• Если бы золотая рыбка предложила тебе выполнить три самых заветных желания, какие желания ты бы назвал?
• Если бы тебе предложили уникальную работу, которая приносила бы огромный доход и была бы необыкновенно интересной для тебя, при одном условии — никогда и никому НИЧЕГО не рассказывать о ней, ты бы дал/а согласие?
• В какой стране ты бы хотел оказаться, если бы переместился в Средние века на машине времени?
• Если бы ты выиграл туристическую путевку в любую страну по твоему выбору, то куда бы ты поехал?
Игра 4. Кто из нас... (Have You Ever...)
Работая в группах по 4 — 7 человек, учащиеся получают подобие анкеты. Каждый сначала заполняет ее индивидуально, а затем с помощью вопросов (во время фронталыюй работы всей группы) проверяет правильность своего прогноза. .
Образец анкеты:
Каждый из нас — All of lis.
Большинство из нас — Most of us. '
Некоторые из нас — Some of us.
Только некоторые из пас — Only a few of us.
Вряд ли кто-то из нас — Hardly ever of us.
Никто из пас — None of us.
Опыт 1. лежал в больнице. . 2. был в Г.кянпинавских странах. 3. имел много карманных ленег. 4. испольлойял Интернет лома. 5. вопил .мятину 6. серьезно верил в wjieca и нолшебетво. 7. учился n F.Rpone. 8. прочел.мтгого книг. 9. летя л на самолете. 10. занимался теннисом. 11. ' пользовался лифтом. | Сколько | Правильно |
120 Формирование грамматических навыков речи
Очевидно, что такая игра, как лото, может быть аналогично организована с использованием форм неправильных глаголов, наречий, союзов, числительных и т.д. Игра 1 может легко превратиться в викторину страноведческого характера, а игра 3, например, в игру «Отгадай мой вариант ответа». В таком случае учащиеся будут реально использовать сослагательное наклонение не только в утвердительных, но.и в вопросительных предложениях.
Можно посоветовать учителям составить свой банк грамматических игр или условно-коммуникативных заданий, которые могут успешно использоваться при обучении различным структурам в рамках учебной программы.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ И ИХ ИСПРАВЛЕНИЕ
Терминологическая справка Accuracy — грамотность
Правильное оформление речи в соответствии с современными нормами фонетики, грамматики, особенностями употребления лексики, идиом, других средств выразительности речи. В современной методической литературе правильность речи часто противопоставляется беглости (см. fluency).
Errors ~ ошибки
Системные отступления от изучаемых языковых норм. Как правило, ошибки происходят из-за неверных обобщений учащихся о функционировании языка. В последнее время этот термин-утратил негативный оттенок, так как считается, что по характеру ошибок можно судить не только о пробелах в знаниях, но и об уровне прогресса в изучаемом языке.
Mistakes — случайные ошибки, оговорки
Нарушение норм употребления, связанное с такими нелингнис-тическими факторами, как невнимательность, усталость, возбуждение, напряжение.
Существуют различные способы исправления грамматических ошибок. Выбор способа исправления будет зависеть от многих причин, а именно от того, идет ли речь об исправлении грамматических, ошибок в устной речи.и на письме, в тренировочных или творческих заданиях, при индивидуальной или фронтальной работе и т. д.
Не имея возможности рассмотреть все варианты, остановимся лишь на наиболее общих тенденциях.
1) Можно сразу исправить неправильный вариант на правильный и убедиться в том, что ученик, допустивший ошибку, повторил или написал правильный вариант.
Формирование грамматических навыкрв речи121
2) Можно, используя различные способы, лишь привлечь внимание ученика к ошибке (например, подчеркнуть ошибку в письменной работе).
3) Можно попросить ученика самому определить ошибку и исправить или объяснить ее.
4) Можно использовать элемент взаимообучения, привлекая других учеников к определению и исправлению ошибок товарищей.
При исправлении письменных творческих работ некоторые учителя подразделяют ошибки на лексические, грамматические, стилистические, орфографические и т. д. Однако иногда бывает трудно определить суть ошибки, поскольку ошибки в словообразовании, выборе формы и структуры могут одновременно быть лексическими, грамматическими, стилистическими и т. д.
В заключение можно дать следующие рекомендации:
• Соблюдайте разумный баланс между требованиями к чистоте и беглости речи учеников, не старайтесь любой ценой исправить все ошибки сразу.
• Поощряйте использование разнообразных грамматических структур, даже если их употребление па первых порах приводит к обилию ошибок. Ошибки — это не только показатель пробелов в знаниях, по и показатель амбиций учеников в изучении ИЯ, их реального прогресса от упрощенных моделей к более сложным, приближенным к уровню независимого пользователя.
• Развивайте у учащихся бережное отношение к языку, стимулируйте самостоятельное определение и исправление ошибок.
ФОРМАТ контроля уровня
СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ ЭКЗАМЕНОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Грамматический навык является неотъемлемой частью любого речевого умения; чтения, аудирования, говорения и письма. Он, безусловно, влияет на эффективность как понимания чужой, так и построения собственной речи.
Непосредственно грамматический навык проверяется в той части экзамена или зачета, которая на английском языке называется "Use of English" и, по сути, состоит из заданий на контроль лексико-грамматических умений в комплексе.
Приведем примеры возможных заданий на контроль грамматических навыков.
1. Закончите текст, заполнив пропуски подходящим по смыслу словом (предлогом, союзом, местоимением). Используйте только одно слово для заполнения каждого пробела. Упражнение начинается образцом выполнения задания.
122 Формирование грамматических навыков речи
There are thousands (0) of people today without clothing, food and shelter, and yet the world spends nearly $338.36 billions (1) ... nuclear weapons. Is this justified? In spite (2) ... this, most countries feel reassured only (3) ... they own or (4) ... least know how to make a bomb for a nuclear bomb means power (5) ... enemies.
It became apparent (6) ... a full-scale nuclear conflict would result in the extinction of mankind. Apart (7) ... the fast destruction and deaths immediately, it would have long-term consequences as well. There would be radioactive residues, (8) ... cause cancer and result in birth defects. It could also cause environmental problems (9) ... destruction of the ozone layer resulting in climatic changes. Thus the victor, vanquished and also those (10) .,. did not participate would suffer,
2. Прочитайте текст и найдите возможные ошибки в нем.
В некоторых строчках ошибок может и не быть, в таком
случае напротив строчки поставьте галочку. В некоторых
строках есть ошибки на словообразование. На полях напиши
те правильную форму слова.
0 World War I, with its terrible carnage, was- the last majority
war in which major
00' leaders on all sides were eager for combat. Industrialization,
and .with it ____
1 the capacity to inflicting massive destruction drove home the
real cost
2 of war on civil society.
3 World War II, in marked contrasting, began with the leaders of___
4 France, Britain and the US doing everything they could to avoid___ ______
5 militarized conflict. Germany and Japan were the ones
who dragged ____
6 the unwilled democracies to war.
7 It ended with Hiroshima and Nagasaki, convinced the best
part of a
8 whole generation that all-out war could never again be a real
option.
3. One's knowledge of derivatives and their use in the English
language can be tested differently. Read the extract from the. text
and use the word given in capitals at the end of each line to form
the word that fits in the gap in the same line. There is an exam
ple at the beginning (0).
The (0) notion of war as a popular cause now NOTE
only holds sway in (1) _________ of the Third PARTLY
World. Of the 127 wars since 1945, all but two have been fought there, mostly by the
(2)________ - of this region themselves, admitt- INHABIT
edly with the help and (3) _________ from the SUPPORTIVE
big powers.
Формирование грамматических навыков речи 123
. As long as (4) _________ were omnipotent RULE
and industrialization was at a low level, war
could be presented as both (5) _________ and VIRTUE
practical. But with the (6) _____ :___ spread of RAPIDLY
education, the rush to (7) __________ develop- ECONOMY
ment and, hard on its heels, democracy — there
are now more (8) __________ countries in the DEMOCRAT
Third World than , there are in the
(9) —____ — the shibboleths of the advantages WEST
of war are being (10) _________ questioned. INCREASE
Раздел III