Игра 2. Лото (Preposition Bingo)

Учащиеся получают карточки с предложениями, в которых про­пущены предлоги. Учитель называет предлоги в любой последова­тельности. Побеждает тот ученик, который первым заполнит про­пуски, не допустив при этом ошибок.

Примеры карточек на английском языке:


  Card 1
1. Tell me something ...
  where you live.
2. I'll see you ... 10.30.
3. Shall we go to the cin-
  ema ... Friday?
4. There was a snowstorm
  ... night.
5, She was bom ... October.
6. Sweden lies ... Norway
  and Finland.
7. I bought this watch ...
  only $10.
8. . Now they usually go from
  Britain to France ... train.

  Card 2
1. Where does James come ...?
2. We always walk ... work.
3. The Eiffel Tower is ...
  Paris.
4. This film is ... Shakes-
  peare's time.
5. He arrived ... Mexico last
  week.
6. I met Paul ... the sta-
  tion. '
7. We worked ... 6 o'clock
  to midnight.
8. He talks ... nothing but
  golf!

Формирование грамматических навыков речи________ П9

Игра 3. Ну и вопрос! (What a Question!)

Учитель делит класс па группы по 4—:5 человек и каждой груп­пе дает набор провокационных вопросов, написанных на карточках. Карточки переворачиваются чистой стороной вверх, ученики по оче­реди вытягивают один из вопросов и пытаются ответить на него. Затем другие участники группы предлагают свои версии ответов.

Примерные варианты вопросов:

• Если бы ты знал, что через неделю разразится ядерная война,
. что бы ты сделал?

• Ты бы согласился убить человека, если бы это привело к лик­видации голода на планете?

• Если бы золотая рыбка предложила тебе выполнить три самых заветных желания, какие желания ты бы назвал?

• Если бы тебе предложили уникальную работу, которая прино­сила бы огромный доход и была бы необыкновенно интересной для тебя, при одном условии — никогда и никому НИЧЕГО не рассказывать о ней, ты бы дал/а согласие?

• В какой стране ты бы хотел оказаться, если бы переместился в Средние века на машине времени?

• Если бы ты выиграл туристическую путевку в любую страну по твоему выбору, то куда бы ты поехал?

Игра 4. Кто из нас... (Have You Ever...)

Работая в группах по 4 — 7 человек, учащиеся получают подобие анкеты. Каждый сначала заполняет ее индивидуально, а затем с помощью вопросов (во время фронталыюй работы всей группы) проверяет правильность своего прогноза. .

Образец анкеты:

Каждый из нас — All of lis.

Большинство из нас — Most of us. '

Некоторые из нас — Some of us.

Только некоторые из пас — Only a few of us.

Вряд ли кто-то из нас — Hardly ever of us.

Никто из пас — None of us.

Опыт 1. лежал в больнице. . 2. был в Г.кянпинавских странах. 3. имел много карманных ленег. 4. испольлойял Интернет лома. 5. вопил .мятину 6. серьезно верил в wjieca и нолшебетво. 7. учился n F.Rpone. 8. прочел.мтгого книг. 9. летя л на самолете. 10. занимался теннисом. 11. ' пользовался лифтом. Сколько Правильно

120 Формирование грамматических навыков речи

Очевидно, что такая игра, как лото, может быть аналогично организована с использованием форм неправильных глаголов, наречий, союзов, числительных и т.д. Игра 1 может легко пре­вратиться в викторину страноведческого характера, а игра 3, на­пример, в игру «Отгадай мой вариант ответа». В таком случае учащиеся будут реально использовать сослагательное наклоне­ние не только в утвердительных, но.и в вопросительных предло­жениях.

Можно посоветовать учителям составить свой банк граммати­ческих игр или условно-коммуникативных заданий, которые могут успешно использоваться при обучении различным структурам в рамках учебной программы.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ И ИХ ИСПРАВЛЕНИЕ

Терминологическая справка Accuracy — грамотность

Правильное оформление речи в соответствии с современными нормами фонетики, грамматики, особенностями употребления лексики, идиом, других средств выразительности речи. В совре­менной методической литературе правильность речи часто про­тивопоставляется беглости (см. fluency).

Errors ~ ошибки

Системные отступления от изучаемых языковых норм. Как пра­вило, ошибки происходят из-за неверных обобщений учащихся о функционировании языка. В последнее время этот термин-ут­ратил негативный оттенок, так как считается, что по характеру ошибок можно судить не только о пробелах в знаниях, но и об уровне прогресса в изучаемом языке.

Mistakes — случайные ошибки, оговорки

Нарушение норм употребления, связанное с такими нелингнис-тическими факторами, как невнимательность, усталость, воз­буждение, напряжение.

Существуют различные способы исправления грамматических ошибок. Выбор способа исправления будет зависеть от многих причин, а именно от того, идет ли речь об исправлении граммати­ческих, ошибок в устной речи.и на письме, в тренировочных или творческих заданиях, при индивидуальной или фронтальной рабо­те и т. д.

Не имея возможности рассмотреть все варианты, остановимся лишь на наиболее общих тенденциях.

1) Можно сразу исправить неправильный вариант на правильный и убедиться в том, что ученик, допустивший ошибку, повторил или написал правильный вариант.

Формирование грамматических навыкрв речи121

2) Можно, используя различные способы, лишь привлечь внимание ученика к ошибке (например, подчеркнуть ошибку в письменной ра­боте).

3) Можно попросить ученика самому определить ошибку и испра­вить или объяснить ее.

4) Можно использовать элемент взаимообучения, привлекая дру­гих учеников к определению и исправлению ошибок товарищей.

При исправлении письменных творческих работ некоторые учителя подразделяют ошибки на лексические, грамматические, стилистические, орфографические и т. д. Однако иногда бывает трудно определить суть ошибки, поскольку ошибки в словообразо­вании, выборе формы и структуры могут одновременно быть лек­сическими, грамматическими, стилистическими и т. д.

В заключение можно дать следующие рекомендации:

• Соблюдайте разумный баланс между требованиями к чистоте и беглости речи учеников, не старайтесь любой ценой испра­вить все ошибки сразу.

• Поощряйте использование разнообразных грамматических структур, даже если их употребление па первых порах приводит к обилию ошибок. Ошибки — это не только показатель пробе­лов в знаниях, по и показатель амбиций учеников в изучении ИЯ, их реального прогресса от упрощенных моделей к более сложным, приближенным к уровню независимого пользователя.

• Развивайте у учащихся бережное отношение к языку, стиму­лируйте самостоятельное определение и исправление ошибок.

ФОРМАТ контроля уровня

СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ ЭКЗАМЕНОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Грамматический навык является неотъемлемой частью любого речевого умения; чтения, аудирования, говорения и письма. Он, безусловно, влияет на эффективность как понимания чужой, так и построения собственной речи.

Непосредственно грамматический навык проверяется в той ча­сти экзамена или зачета, которая на английском языке называет­ся "Use of English" и, по сути, состоит из заданий на контроль лексико-грамматических умений в комплексе.

Приведем примеры возможных заданий на контроль граммати­ческих навыков.

1. Закончите текст, заполнив пропуски подходящим по смыс­лу словом (предлогом, союзом, местоимением). Используйте только одно слово для заполнения каждого пробела. Упраж­нение начинается образцом выполнения задания.

122 Формирование грамматических навыков речи

There are thousands (0) of people today without clothing, food and shelter, and yet the world spends nearly $338.36 billions (1) ... nuclear weapons. Is this justified? In spite (2) ... this, most countries feel reassured only (3) ... they own or (4) ... least know how to make a bomb for a nuclear bomb means power (5) ... enemies.

It became apparent (6) ... a full-scale nuclear conflict would result in the extinction of mankind. Apart (7) ... the fast destruction and deaths immediately, it would have long-term consequences as well. There would be radioactive residues, (8) ... cause cancer and result in birth defects. It could also cause environmental problems (9) ... destruction of the ozone layer resulting in climatic changes. Thus the victor, vanquished and also those (10) .,. did not participate would suffer,

2. Прочитайте текст и найдите возможные ошибки в нем.
В некоторых строчках ошибок может и не быть, в таком
случае напротив строчки поставьте галочку. В некоторых
строках есть ошибки на словообразование. На полях напиши­
те правильную форму слова.

0 World War I, with its terrible carnage, was- the last majority

war in which major

00' leaders on all sides were eager for combat. Industrialization,

and .with it ____

1 the capacity to inflicting massive destruction drove home the

real cost

2 of war on civil society.

3 World War II, in marked contrasting, began with the leaders of___

4 France, Britain and the US doing everything they could to avoid___ ______

5 militarized conflict. Germany and Japan were the ones

who dragged ____

6 the unwilled democracies to war.

7 It ended with Hiroshima and Nagasaki, convinced the best

part of a

8 whole generation that all-out war could never again be a real
option.

3. One's knowledge of derivatives and their use in the English
language can be tested differently. Read the extract from the. text
and use the word given in capitals at the end of each line to form
the word that fits in the gap in the same line. There is an exam­
ple at the beginning (0).

The (0) notion of war as a popular cause now NOTE

only holds sway in (1) _________ of the Third PARTLY

World. Of the 127 wars since 1945, all but two have been fought there, mostly by the

(2)________ - of this region themselves, admitt- INHABIT

edly with the help and (3) _________ from the SUPPORTIVE

big powers.

Формирование грамматических навыков речи 123

. As long as (4) _________ were omnipotent RULE

and industrialization was at a low level, war

could be presented as both (5) _________ and VIRTUE

practical. But with the (6) _____ :___ spread of RAPIDLY

education, the rush to (7) __________ develop- ECONOMY

ment and, hard on its heels, democracy — there

are now more (8) __________ countries in the DEMOCRAT

Third World than , there are in the

(9) —____ — the shibboleths of the advantages WEST

of war are being (10) _________ questioned. INCREASE

Раздел III

Наши рекомендации