Формирование грамматических навыков речи
Продолжение
Структурный метод
Коммуникативный метод
Плюсыданного метода:
• грамматическая структура становится объектом длительной и специальной отработки;
• у учащихся формируется динамический стереотип, готовность и способность автоматизированно употреблять готовую грамматическую структуру в речи, поскольку частота повторения . однотипных действий с ней фиксирует
к ее в памяти как неделимое целое.
Минусы:
• упражнения носят механический, монотонный характер;
• учащимся скучно, они быстро, устают;.
• упражнения исключают речевой характер отработки;
• содержательная и речевая ценность предложений, как правило, невысока, поскольку все внимание направлено только на отработку формы.
Например, перечисленные фразы из ситуации знакомства могут употребляться:
• в игре, напоминающей детскую народную игру «Бояре, а мы к вам пришли...», где две команды, стоя напротив друг друга, по очереди выспрашивают информацию о конкретных представителях команд;
• в такт музыке с испанскими мотивами, имитируя движения испанского танца. Мужская и женская команды движутся по очереди навстречу друг другу, проговаривая те же фразы;
• при разыгрывании встречи, на мотив романса
. «Очи черные». (Tell me what's your name,
what is your profession, what is your telephone number, what is your address — 2 раза.);
• при отгадывании задуманного реального лица, написанного у каждого на карточке;
• в командной игре на заполнение анкеты, когда у каждого члена команды заполнена лишь одна графа;
• в разнообразных грамматических играх.
5) Действия по аналогии в-схожих ситуациях общения. ' Например, разговор на таможне/в гостинице/знакомство на симпозиуме/представление гостей и т. д. Плюсы:
• высокая степень мотивации учащихся;
• речевая направленность отработки;
• разнообразие речевых контекстов использования.
Минусы:
• недооценка принципа сознательности;
• большая подготовка со стороны учителя;
• специальный набор речевых «этюдов», что далеко не всегда есть в арсенале каждого.учителя;
• продолжительность во времени.
Как видно из этих примеров, имплицитный подход может широко использоваться на начальном этапе обучения детей и взрослых. Если внимательно проанализировать УМК И.Н. Верещагиной и др., М. 3. Биболетовой и др. для 1—2 классов, то можно заметить, что они построены на использовании данного подхода. При этом в современных УМК для начальной школы удачно сочетаются оба метода: структурный и коммуникативный, с учетом реального контекста деятельности детей.
Учебные материалы школы Г. А. Китайгородской для взрослых, начинающих изучать иностранный язык, также построены на осно-
Формирование грамматических навыков речи________ ИЗ
ве коммуникативного метода обучения грамматике, хотя на более продвинутом этапе предполагается подключение и других методов.
__________ .___________________________ .___________ ЗАДАНИЕ
Ознакомьтесь с таблицей, приведенной ниже, и ответьте на следующие вопросы:
• Можно ли сказать, что дедуктивный и индуктивный методы построены на использовании одних и тех же упражнений и заданий? Почему?
• Каким грамматическим явлениям, на ваш взгляд, целесообразно или нецелесообразно обучать на основе индуктивного метода и почему?
• Можно ли определить, какой метод обучения грамматике будет наиболее оптимальным для старших школьников, для учащихся на продвинутом уровне обучения ИЯ? Почему?