Формирование грамматических навыков речи


Продолжение

Формирование грамматических навыков речи - student2.ru Формирование грамматических навыков речи - student2.ru Формирование грамматических навыков речи - student2.ru Структурный метод

Коммуникативный метод



Плюсыданного метода:

• грамматическая структура становится объектом дли­тельной и специальной от­работки;

• у учащихся формируется динамический стерео­тип, готовность и способ­ность автоматизированно употреблять готовую грамматическую структуру в речи, поскольку частота повторения . однотипных действий с ней фиксирует

к ее в памяти как неделимое целое.

Минусы:

• упражнения носят механи­ческий, монотонный ха­рактер;

• учащимся скучно, они быст­ро, устают;.

• упражнения исключают ре­чевой характер отработки;

• содержательная и речевая ценность предложений, как правило, невысока, по­скольку все внимание на­правлено только на отра­ботку формы.

Например, перечисленные фразы из ситуа­ции знакомства могут употребляться:

• в игре, напоминающей детскую народную игру «Бояре, а мы к вам пришли...», где две команды, стоя напротив друг друга, по очереди выспрашивают информацию о конкретных представителях команд;

• в такт музыке с испанскими мотивами, имити­руя движения испанского танца. Мужская и женская команды движутся по очереди навстречу друг другу, проговаривая те же фразы;

• при разыгрывании встречи, на мотив романса
. «Очи черные». (Tell me what's your name,

what is your profession, what is your telephone number, what is your address — 2 раза.);

• при отгадывании задуманного реального лица, написанного у каждого на карточке;

• в командной игре на заполнение анкеты, когда у каждого члена команды заполнена лишь одна графа;

• в разнообразных грамматических играх.

5) Действия по аналогии в-схожих ситуа­циях общения. ' Например, разговор на таможне/в гостини­це/знакомство на симпозиуме/представле­ние гостей и т. д. Плюсы:

• высокая степень мотивации учащихся;

• речевая направленность отработки;

• разнообразие речевых контекстов исполь­зования.

Минусы:

• недооценка принципа сознательности;

• большая подготовка со стороны учителя;

• специальный набор речевых «этюдов», что далеко не всегда есть в арсенале каж­дого.учителя;

• продолжительность во времени.

Как видно из этих примеров, имплицитный подход может ши­роко использоваться на начальном этапе обучения детей и взрос­лых. Если внимательно проанализировать УМК И.Н. Верещаги­ной и др., М. 3. Биболетовой и др. для 1—2 классов, то можно заметить, что они построены на использовании данного подхода. При этом в современных УМК для начальной школы удачно со­четаются оба метода: структурный и коммуникативный, с учетом реального контекста деятельности детей.

Учебные материалы школы Г. А. Китайгородской для взрослых, начинающих изучать иностранный язык, также построены на осно-

Формирование грамматических навыков речи________ ИЗ

ве коммуникативного метода обучения грамматике, хотя на более продвинутом этапе предполагается подключение и других методов.

__________ .___________________________ .___________ ЗАДАНИЕ

Ознакомьтесь с таблицей, приведенной ниже, и ответьте на следу­ющие вопросы:

• Можно ли сказать, что дедуктивный и индуктивный методы по­строены на использовании одних и тех же упражнений и зада­ний? Почему?

• Каким грамматическим явлениям, на ваш взгляд, целесообраз­но или нецелесообразно обучать на основе индуктивного мето­да и почему?

• Можно ли определить, какой метод обучения грамматике будет наиболее оптимальным для старших школьников, для учащихся на продвинутом уровне обучения ИЯ? Почему?

Наши рекомендации