Основные и вспомогательные средства обучения
К основным средствам обучения сегодня можно отнести УМК (учебно-методические комплекты). Именно УМК, а не просто учебник. Если речь идет о формировании коммуникативной кбмпе-
Содержание., принципы и средства обучения иностранным языкам 35
тенции на уровне Порогового владения ИЯ, а не просто об умении читать, что-то говорить и немного писать на иностранном языке, то одного учебника будет явно недостаточно. Самому учителю тоже нужна помощь, особенно' если он только начинает профессиональную деятельность, имеет огромную нагрузку и мало времени для самостоятельной подготовки.
Состав современных отечественных и зарубежных УМК может незначительно варьироваться, но если этот УМК претендует на эпитет «современный», то у него должна быть определенная инвариантная часть.
' Варианты | Компоненты УМК |
Инвариантное (обязательное) ядро любого современного УМК | • Книга для учащихся • Аудиокассеты к книге для учащихся .• Книга для учителя |
Возможные дополнительные компоненты в составе современных отечественных и зарубежных УМК | • Рабочая тетрадь • Книга для чтения • Специальный набор кассет только для учителя • Культу ров едческое пособие' • Аудиокассеты по культуроведенаю • Контрольно-тестовые задания. • Видеокассета • Книга для учителя по использованию видео материалов • Лексико-грамматическое упражнение и зада ния (с ключами или без них) • Пособие по обучению письменной речи |
В настоящее время существует' большой выбор УМК, ориентированных на различные модели обучения ИЯ- При выборе базового курса учитель обычно руководствуется многими соображениями, но ведущими можно назвать следующие:
• является ли этот курс полным учебно-методическим комплектом или к нему необходимо подбирать/составлять недостающие компоненты;
• соответствует ли данный курс требованиям отечественных федеральных/региональных программ по иностранному языку;
• соответствует ли этот курс возрасту учащихся, возможному контексту их деятельности, реальным интересам, потребностям и возможностям; ■ ■./'.■'.'■'
• развивает ли этот курс в достаточной мере необходимые языковые, речевые и. социокультурные умения в различных видах речевой деятельности;
• обеспечивают ли материалы хорошие: Модели для использования естественного языка, тесно ли увязаны в.контексте значение,' форма и употребление;
• доступен ли данный курс учителю и ученикам.
36 Содержание, принципы и средства обучения иностранным языкам
Можно привести множество других соображений, но поскольку все из них учесть невозможно, обратим внимание еше на один момент.
Если учитель работает не просто как частный репетитор, то выбор УМК и других базовых средств обучения является прерогативой не только самого учителя, но.и школы. Это объясняется тем, что слишком большой плюрализм в данном вопросе может лишить учеников равных образовательных возможностей даже в рамках одной школы, а администрация будет испытывать значительные затруднения в организации замены уроков заболевших учителей.
Следует подумать и о том, что ученики вашей школы, изучавшие ИЯ с помощью экзотических методов и эксклюзивных средств обучения., могут переехать в другой район или город, перейти в другой класс или школу. Учитель ответствен за то, чтобы уровень подготовки таких учеников соответствовал государственным программным требованиям, а иначе можно сказать, что эксперимент не удался. Тем более что в эксперименте задействованы наши дети, очень ранимые и часто беззащитные перед лицом обстоятельств.
К дополнительным средствам обучения можно отнести различные учебные пособия, как профессионально изданные, так и составленные самим учителем.
Это могут быть:
• другие УМК. которые используются лишь частично;
• специальные учебные пособия для развития конкретных видов речевой деятельности;
• книги для чтения;
• разнообразные видео- и аудиоматериалы;
• сборники языковых и речевых игр для различных этапов обучения;
• компьютерные программы;
• таблицы и схемы;
• карточки;
• картинки;
• музыка и песни;
• рифмовки и стихи, т. е. все то, что разумно дополняет и компенсирует определенные недостатки базового УМК-
Идеального курса для всех возможных условий обучения не существует, но существует огромное количество учебных пособий, среди которых учитель-профессионал может найти нужные ему материалы, а в случае крайней необходимости и составить свои собственные.
В дальнейших лекциях будут даны рекомендации по отбору учебных материалов для формирования различных коммуникативных навыков и умений,.а также для составления собственных дополнительных средств обучения.
Содержание, принципы и средства обучения иностранным языкам 37