Цели обучения иноязычному общению на ранней ступени

Педагогическое воздействие, на­правляющая роль воспитания нигде не приобретает такого решающего значения для всей судьбы детской ре­чи и детского интеллектуального раз­вития, как в случае двуязычия детского населения. Л. С.Выготскuй

Вопросы, связанные с обучением иностранному языку дош­кольников, являются сегодня предметом широких дискуссий, поскольку раннее детство (с 5 лет) рассматривается специалис­тами как наиболее благоприятный период для овладения иност­ранным языком (Е.И. Негневицкая, В.С.Мухина, Н.Д.Гальс­кова, З.Я. Футерман и др.).

Однако, как показала практика, процесс обучения иностран­ному языку дошкольников не принес еще должных результатов в силу разных причин среди которых выделим следующие: нерешен­ность организационных вопросов (нет преемственности между детскими дошкольными учреждениями и школой), отсутствие должного методического обеспечения (нет общепринятых теорети­ческих положений, на которых должна основываться вся система обучения), нехватка специально подготовленных кадров, высо­кие экономические затраты и низкий не удовлетворяющий по­требностям общения уровень усвоения иностранного языка деть­ми (они не могут пользоваться языком как средством общения).

Все это вызывает сомнения в правомерности дошкольного обучения иностранному языку вообще. Предлагаемые методики обучения не учитывают всех объективно существующих факторов и условий реального процесса обучения. Только тогда, когда об­разовательная задача соответствует социальному заказу общества, учитывает условия, сложившиеся в данном обществе, и отражает объективные потребности его развития, ее реализация будет спо­собствовать решению социальных проблем и тем самым вести к дальнейшему прогрессу общества.

Анализ литературы показывает, что при обучении иностран­ному языку практическая цель, т. е. приобретение определенных навыков и умений, всегда вьдвигалась в качестве ведущей. Пред­ставляется, однако, что на ранней ступени иностранный язык призван и должен решить более важную цель, чем только приоб­ретение определенных практических навыков и умений. Роль ино­странного языка на ранней ступени обучения особенно неоцени­ма в развивающем плане. "Образовательное значение иностран­ных языков заключается в развитии мыслительных способностей учащихся в развитии филологического образования путем сопо­ставления языков, тщательного изучения строя иностранного языка" (Л. В. Щерба, 1974). Язык для ребенка - это прежде всего средство развития, познания и воспитания. Сверхзадачей на ран­ней ступени обучения должно стать развитие личности ребенка средствами иностранного языка.

Мыполностью принимаем и разделяем точку зрения И.А.Зим­ней (1991), согласно которой иностранный язык, как и родной, должен обеспечивать социальные, интеллектуальные и личност­ные функции человека. Считаем целесообразным рассматривать иностранный язык на ранней ступени обучения: как средство формирования интеллекта ребенка и развитие его способностей; как средство осознания собственного "я" и самовыражения; как средство социального взаимодействия, с помощью которого ре­бенок овладевает социальным опытом.

На ранней ступени обучения язык должен прежде всего рас­сматриваться как средство развития личности ребенка с учетом мотивов, интересов и способностей. Через общение и деятельность на языке и через деятельность с языком ребенок развивается, воспитывается, познает мир и себя, т.е. овладевает всем тем ду­ховным богатством, которое может дать ребенку процесс иноя­зычного образования. Развитие на ранней ступени не менее прак­тично, чем само владение языком, поскольку является предпо­сылкой успешного обучения в будущем.

….. Итак, в содержание обучения иноязычному общению на ранней ступени необходимо ввести следующие четыре аспекта: раз­вивающий (приоритетный), воспитательный, познавательный и учебный. Цель обучения по всем этим аспектам может быть сфор­мулирована следующим образом:

- развитие психических функций ребенка через процесс ов­ладения иностранным языком;

- удовлетворение познавательных потребностей ребенка;

- создание мотивации у ребенка к дальнейшему овладению иностранным языком;

- воспитание гражданина не только своей страны, но и мира;

- повышение результативности овладения языком.

Наши рекомендации