Цели обучения иноязычному общению на ранней ступени
Педагогическое воздействие, направляющая роль воспитания нигде не приобретает такого решающего значения для всей судьбы детской речи и детского интеллектуального развития, как в случае двуязычия детского населения. Л. С.Выготскuй |
Вопросы, связанные с обучением иностранному языку дошкольников, являются сегодня предметом широких дискуссий, поскольку раннее детство (с 5 лет) рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период для овладения иностранным языком (Е.И. Негневицкая, В.С.Мухина, Н.Д.Гальскова, З.Я. Футерман и др.).
Однако, как показала практика, процесс обучения иностранному языку дошкольников не принес еще должных результатов в силу разных причин среди которых выделим следующие: нерешенность организационных вопросов (нет преемственности между детскими дошкольными учреждениями и школой), отсутствие должного методического обеспечения (нет общепринятых теоретических положений, на которых должна основываться вся система обучения), нехватка специально подготовленных кадров, высокие экономические затраты и низкий не удовлетворяющий потребностям общения уровень усвоения иностранного языка детьми (они не могут пользоваться языком как средством общения).
Все это вызывает сомнения в правомерности дошкольного обучения иностранному языку вообще. Предлагаемые методики обучения не учитывают всех объективно существующих факторов и условий реального процесса обучения. Только тогда, когда образовательная задача соответствует социальному заказу общества, учитывает условия, сложившиеся в данном обществе, и отражает объективные потребности его развития, ее реализация будет способствовать решению социальных проблем и тем самым вести к дальнейшему прогрессу общества.
Анализ литературы показывает, что при обучении иностранному языку практическая цель, т. е. приобретение определенных навыков и умений, всегда вьдвигалась в качестве ведущей. Представляется, однако, что на ранней ступени иностранный язык призван и должен решить более важную цель, чем только приобретение определенных практических навыков и умений. Роль иностранного языка на ранней ступени обучения особенно неоценима в развивающем плане. "Образовательное значение иностранных языков заключается в развитии мыслительных способностей учащихся в развитии филологического образования путем сопоставления языков, тщательного изучения строя иностранного языка" (Л. В. Щерба, 1974). Язык для ребенка - это прежде всего средство развития, познания и воспитания. Сверхзадачей на ранней ступени обучения должно стать развитие личности ребенка средствами иностранного языка.
Мыполностью принимаем и разделяем точку зрения И.А.Зимней (1991), согласно которой иностранный язык, как и родной, должен обеспечивать социальные, интеллектуальные и личностные функции человека. Считаем целесообразным рассматривать иностранный язык на ранней ступени обучения: как средство формирования интеллекта ребенка и развитие его способностей; как средство осознания собственного "я" и самовыражения; как средство социального взаимодействия, с помощью которого ребенок овладевает социальным опытом.
На ранней ступени обучения язык должен прежде всего рассматриваться как средство развития личности ребенка с учетом мотивов, интересов и способностей. Через общение и деятельность на языке и через деятельность с языком ребенок развивается, воспитывается, познает мир и себя, т.е. овладевает всем тем духовным богатством, которое может дать ребенку процесс иноязычного образования. Развитие на ранней ступени не менее практично, чем само владение языком, поскольку является предпосылкой успешного обучения в будущем.
….. Итак, в содержание обучения иноязычному общению на ранней ступени необходимо ввести следующие четыре аспекта: развивающий (приоритетный), воспитательный, познавательный и учебный. Цель обучения по всем этим аспектам может быть сформулирована следующим образом:
- развитие психических функций ребенка через процесс овладения иностранным языком;
- удовлетворение познавательных потребностей ребенка;
- создание мотивации у ребенка к дальнейшему овладению иностранным языком;
- воспитание гражданина не только своей страны, но и мира;
- повышение результативности овладения языком.