Тема 3. цели и задачи раннего обучения иностранным языкам.
Приложение 5
Содержание обучения английскому языку
детей дошкольного возраста.
(Натальина С.А. Содержание обучения английскому языку детей дошкольного возраста.- М., 1983., -С. 6-7.)
«Обзор методической литературы, проведенный в первой главе, показывает, что в большинстве работ в качестве основной цели обучения дошкольников иностранному языку выдвигается овладение ими элементарными умениями и навыками устной речи. Однако вопрсы отбора языкового минимума и определения уровня развития речевых умений и навыков решаются во многих случаях неоднозначно, иногда противоречиво: колеблется как объем, так и содержание материала, предлагаются различные единицы обучения, нет единства мнений в отношении характеристики речевых умений и навыков дошкольников, которые, кроме того, описаны недостаточно полно» (с. 6-7).
«Мы можем определить содержание обучения иностранному языку в виде оптимальных параметров МКУ, под которым понимаем такой предельно минимизированный и доступный для усвоения объем языкового материала, который в состоянии обеспечить качественный скачок в овладении элементарными умениями и навыками устной речи и их дальнейшее совершенствование на последующих этапах обучения» (с. 7).
Приложение 6
Иностранный язык для дошкольников:
уроки общения (на примере английского языка).
(Тарасюк Н.А. Иностранный язык для дошкольников: уроки общения (на примере английского языка). – М.: Флинта: Наука, 2000. – 112с.)
Часть 1.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ КОММУНИКАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
ТРУДНОСТИ УСВОЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДОШКОЛЬНИКАМИ
В дошкольном возрасте возникают специфические трудности усвоения второго языка. У дошкольников пока еще отсутствуют действительные и актуальные мотивы овладения вторым языком. Формирование таких мотивов затрудняется в связи с тем, что естественная языковая среда с достаточной силой стимулирует процесс овладения родным языком. Овладение иностранным языком остается недостаточно мотивированным видом познавательной деятельности.
Цели, которые ставят перед ребенком взрослые, для него слишком абстрактны, поэтому все обучение вынужденно строится как удовлетворение познавательных, игровых, личностных, психофизиологических потребностей и возможностей ребенка. В этом - основа и преимуществ, и недостатков раннего изучения иностранных языков.
у дошкольников могут возникать личностные психологические барьеры в связи с непривычными звуками иноязычной речи, странными для детей словами и фразами, случайными ассоциациями с родной речью. Достичь успеха в учебной деятельности позволяет использование личностно-гуманного подхода к учащимся (Ш.А. Амонашвили), предполагающего применение стимулирующих оценок-призов, привлечение внимания детей к успехам в учебной деятельности.
Цели и задачи обучения дошкольников иностранному языку (с. 15)
Методика педагогической работы определяется целями и задачами, которые ставит перед собой педагог. Какие же из них являются главными в обучении дошкольников иностранному языку? С нашей точки зрения, это:
• формирование у детей первичных навыков общения на иностранном языке; умения пользоваться иностранным языком для достижения своих целей, выражения мыслей и чувств в реально возникающих ситуациях общения;
• создание положительной установки на дальнейшее изучении иностранных языков; пробуждение интереса к жизни и культуре других стран;
• воспитание активно-творческого и эмоционально-эстетического отношения к слову;
• развитие лингвистических способностей учащихся с учетом возрастных особенностей их структуры у старших дошкольников;
• децентрация личности, то есть возможность посмотреть на мир с разных позиций.
Приложение 8
Методика обучения иностранным языкам
(Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей - М.: Просвещение, 2005. – С. 5 – 12.)
ТЕМА 3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.
1. Определение целей и задач в методике раннего обучения иностранным языкам в процессе исторического развития науки.
! Этот вопрос будем разбирать вместе, поэтому надо распечатать и принести материалы Приложений 1-7 и быть готовым участвовать по ним в обсуждении.
В Приложениях 1-7 даны следующие источники (они есть и в нашей библиотеке внизу в книге Вронская И.В., Васильева Т.Г. Методика раннего обучения иностранным языкам. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, – 2011. – 253 с.):
· Ханова О.С. Занятия по английскому языку в детском саду. М., 1965.
· Чистякова Т.А., Чернушенко Е.М., Солина Г.И. Обучение иностранным языкам в детских садах. М., 1964.
· Матецкая Е.И. Речевая игра на занятиях английским языком в детском саду. М., 1971. – с. 3-4; 18-20.
· Дольникова Р.А. Обучение детей английской речи в детском саду (виды упражнений). Л., 1975.
· Шолпо И.Л. Как научить дошкольника говорить по-английски. СПб., 1999 – с. 15 (цель и задачи).
· Тарасюк Н.А. Иностранный язык для дошкольников: уроки общения (на примере английского языка). М.: «Флинта»: «Наука», 2000. – с. 6-7 (цель обучения), с.9-11(задачи обучения).
· Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. – М. 2006. – с. 5 – 12.
2.Соловова Е.Н. о компонентах коммуникативной компетенции (см. Приложение 8):
1) лингистическая, социолингвистическая и социокультурная компетенции;
2) стратегическая и дискурсивная компетенции.
3. Соловова Е.Н. об учебном практическом, образовательном, развивающем и воспитательном значении обучения иностранным языкам (Приложение 8).
4. Практическое владение иностранным языком: система общеевропейских уровней согласно CEFR (скачать в Интернете и дать общее представление об уровнях практического владения языком).
Приложение 1
Обучение иностранным языкам в детских садах
(Чистякова Т.А., Чернушенко Е.М., Солина Г.И. Обучение иностранным языкам в детских садах. М., 1964. * Извлечение)
.
«Основная задача – научить детей понимать несложную, вполне доступную по содержанию речь и привить детям некоторые умения и навыки разговора» (с. 3).
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 20-30 мин. сразу после дневного сна.
В пособии предлагается список умений 1 года обучения (с. 4-5):
- Правильно задать ряд вопросов: Что это? Какого цвета этот
предмет? Где находится? Что это за животное? Что делает животное?
- сказать, как зовут;
- попросить игрушку, поблагодарить;
- дать распоряжение, выполнить распоряжение;
- сказать о себе, что ребенок делает;
- отвечать на вопросы полным предложением.
На 2 году обучения необходимо научить детей:
- в пределах определенного круга тем вести беседу (задать вопрос и ответить на него);
- понимать несложный рассказ учителя со слуха с опорой на картинку;
- правильно строить предложения с отрицанием;
- знать наизусть несколько песенок и стишков;
- отвечать на вопрос к картинкам и задавать вопросы.
Используемые виды работы (с. 6):
- работа над произношением;
- работа с игрушкой или картинкой;
- разучивание песенок;
- игра в куклы;
- работа с фланелеграфом;
- работа на прогулке;
- слушание рассказа преподавателем по картинке.
Приложение 2
Занятия по английскому языку в детском саду
(Ханова О.С. Занятия по английскому языку в детском саду. М., 1965. * Извлечение)
«Цель занятий, как на первом, так и на втором году обучения одна и та же – развитие элементарных навыков устной речи».
Отмечается, что «главная задача на первом году – тщательная работа над произношением, т.к. от обучения произношению зависит понимание речи и говорение. Неправильное произношение потребует переучивания». При этом большое значение имеют методы показа и пояснения, а не только имитация.
Рекомендуется не менее 4 занятий по 20 мин. в неделю.
В пособии отмечается, что обучение нельзя сводить только к заучиванию считалочек, стишков без предварительной отработки и вычленения звуков, слов, выражений и осознания детьми из значений.
Приложение 3
Речевая игра на занятиях английским языком в детском саду.
(Матецкая Е.И. Речевая игра на занятиях английским языком в детском саду - М., 1971. *Извлечение)
Задача исследования состоит в том, чтобы выявить, «при каких условиях, работа над языковым материалом в рамках речевой ситуации является совместимой с коммуникативным процессом» (с. 3). Она обусловлена осознанием необходимости интенсифицировать, преобразовать педагогический процесс в соответствии с нуждами общения: «проблема сближения и совмещения активизации материала и речевой практики стоит сейчас на повестке дня советской методики» (с. 5). Выполнение этого требования, по мнению автора, нашло свое отражение в активной разработке проблемы учебно-речевых ситуаций.
В процессе обучения дошкольников английскому языку выделяются три этапа (с. 19-20):
- 1 этап: «особое внимание уделяется выработке произносительных умений и навыков детей»;
- 2 этап: «в произнесении отдельных звуков и звукосочетаний английского языка дети достигли степени первичного умения, однако эти умения еще не перешли в прочный навык»;
- 3 этап: «в произнесении отдельных звуков и звукосочетаний английского языка первичные умения перешли в прочный навык. Дети приобрели привычку в усвоении слов нового языка». При этом отмечается, что вследствие этого много времени высвобождается, для реализации основной задачи обучения – развития речевых умений детей.
Приложение 4
Обучение детей английской речи в детском саду (виды упражнений).
(Дольникова Р.А. Обучение детей английской речи в детском саду (виды упражнений). Л., 1975. *Извлечение)
«Процесс обучения детей иностранному языку должен быть построен таким образом, чтобы родная и мыслительная деятельность ребенка служили опорой при овладении им иноязычной речью. В частности, с помощью родного языка можно сформировать мотивы иноязычной речевой деятельности ребенка» (с. 41).
В исследовании выделяются следующие «стадии формирования навыка иноязычной речи» (с. 71-73):
1) процесс слушания (следует предположить, что процесс восприятия иноязычной речи должен осуществляться аналогичным путем как в родном языке);
2) имитативное воспроизведение ребенком языкового материала;
3) стадия репродуцирования слов, фраз - их воспроизведение в тех же ситуациях, в которых происходила имитация.
К речевым умениям ребенка, овладевающего иноязычной речью, автор относит (с. 76):
1) умения, связанные с заменой и дополнением ребенком предъявляемого ему материала (например, формируются в упражнениях типа «Сочинялка» - «The cat barks «bow-bow»; «Смешной клоун» - «The fish jumps»; «Письмо в Англию»: Петя пишет письмо в Англию: «I аm а mother». Соrrесt him. «Наша машина» - «It is my/his/ her car»);
2) умения, предполагающие использование ребенком усвоенного материала, логически связанного с предъявляемым (ответы на вопросы – например, «Where is the bear? – It's оn the chair», «Встреча с затейником» - отгадывание загадок);
3) умения связанные с самостоятельным оперированием ребенком усвоенным материалом (называние слов, фраз соответственно заданию педагога, пение песенок, рассказывание стихотворений) (с.151-175).
Как отмечается в исследовании (с. 181-182), «сущность процесса развития иноязычной речи ребенка состоит в формировании и развитии у него иноязычных речевых навыков и умений». «Становление иноязычных речевых умений начинается в процессе развития у ребенка речевых навыков».
Приложение 5
Содержание обучения английскому языку
детей дошкольного возраста.
(Натальина С.А. Содержание обучения английскому языку детей дошкольного возраста.- М., 1983., -С. 6-7.)
«Обзор методической литературы, проведенный в первой главе, показывает, что в большинстве работ в качестве основной цели обучения дошкольников иностранному языку выдвигается овладение ими элементарными умениями и навыками устной речи. Однако вопрсы отбора языкового минимума и определения уровня развития речевых умений и навыков решаются во многих случаях неоднозначно, иногда противоречиво: колеблется как объем, так и содержание материала, предлагаются различные единицы обучения, нет единства мнений в отношении характеристики речевых умений и навыков дошкольников, которые, кроме того, описаны недостаточно полно» (с. 6-7).
«Мы можем определить содержание обучения иностранному языку в виде оптимальных параметров МКУ, под которым понимаем такой предельно минимизированный и доступный для усвоения объем языкового материала, который в состоянии обеспечить качественный скачок в овладении элементарными умениями и навыками устной речи и их дальнейшее совершенствование на последующих этапах обучения» (с. 7).
Приложение 6
Иностранный язык для дошкольников:
уроки общения (на примере английского языка).
(Тарасюк Н.А. Иностранный язык для дошкольников: уроки общения (на примере английского языка). – М.: Флинта: Наука, 2000. – 112с.)
Часть 1.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ КОММУНИКАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ