Венгрия, трансильвания, молдавия и валахия в xvi в. - первой половине xvii в.

ВЕНГРИЯ

На рубеже XV - XVI вв. сельское хозяйство и промыслы Венг-

рии достигли определенного прогресса. Увеличилось производство

зерна, развивалось виноделие и скотоводство. Успехи в агрикуль-

туре выразились в переходе к двухпольной и трехпольной системам

земледелия, в освоении новых земель и в некоторой интенсифика-

ции сельскохозяйственного производства. Развитие сельского хозяй-

ства явилось толчком к росту городов и товарного обращения. Хлеб,

вино, скот и продукты животноводства сбывались не только на вну-

треннем рынке, но вывозились в большом количестве в Италию,

Германию, Польшу и другие страны. Значительные успехи были до-

стигнуты к XVI в. в разработке горных богатств и в развитии цехо-

вого ремесла. Указанные сдвиги в экономическом развитии Венгрии

вызвали в господствующем классе стремление к использованию эко-

номического подъема страны исключительно в своих интересах за

счет усиления феодальной эксплуатации крестьянства. Результатом

этого явилось обострение классовой борьбы в деревне.

Начало XVI в. наряду с общим нарастанием феодальной реак-

ции характеризуется состоянием политической анархии.

Династическая чешско-венгерская уния, явившаяся результа-

том избрания на венгерский престол чешского короля Владислава

(Уласло) II (1490-1516), просуществовала до 1526 г. Вступая на

венгерский престол, Владислав принял условия венгерских феода-

лов, потребовавших у него отменить <новшества> Матьяша Корви-

на, направленные на усиление централизованной государственной

советом. Особенно возросла власть феодальных группировок при

малолетнем сыне Владислава Людовике (Лайоше) II (1516-1526),

когда враждовавшие между собой клики магнатов и дворян захва-

тывали государственные доходы, расхищали казну и безжалостно

грабили своих подданных.

Усиление феодального гнета привело весной

к крупнейшему в истории Венгрии

крестьянскому восстанию, начало которого

связано с провозглашением примасом венгерской церкви, кардина-

лом Тамашем Бакоцем крестового похода против турок.

Среди собравшегося под Пештом многотысячного ополчения

крестоносцев, в составе которого было много беглых крепостных и

беднейших горожан, стали проявляться повстанческие настроения,

вылившиеся в антифеодальное движение. Предводителем крестонос-

цев был мелкий дворянин Дьердь Дожа, назначенный раньше их

командиром. По требованию напуганных дворян король запретил

дальнейший набор крестоносцев и приказал Доже немедленно высту'

пить против турок.

Тогда вся пестрая масса крестоносцев, обманутая ложными обе-

щаниями, подняла восстание против феодалов. Дьердь Дожа, ока-

завшийся подлинным вождем народных масс, обратился ко всем

крестьянам королевства Венгрии с призывом присоединиться к

восставшим с целью истребления дворян и разгрома их поместий.

Летом 1514 г. крестьянским движением было охвачено почти

все королевство. Главные силы восставших под руководством

Дожи и его ближайшего соратника пресвитера Леринца успешно

прошли через Альфельд, форсировали Тиссу, разгромили армию

темешского графа Иштвана Батори и приступили к осаде

Темешвара.

Однако Доже не удалось объединить силы многочисленных

крестьянских отрядов. Осада Темешвара затянулась. На помощь

осажденным пришел трансильванский воевода Янош Запольяи.

В ожесточенной битве под Темешваром крестьяне были разбиты, а

раненый Дожа попал в плен. Поражению восстания 1514 г. способст-

вовали разобщенность сил восставших крестьян, недостаточное зна-

комство с основами военного дела, разногласия между различными

социальными прослойками крестьянства. Победители казнили Дожу:

его посадили на раскаленный железный трон и <короновали> раска-

ленной железной короной.

Сопротивление отдельных крестьянских отрядов продолжалось

и после этого. Только осенью феодалам удалось полностью подавить

все очаги восстания. Над повстанцами была учинена зверская

расправа: несколько тысяч активных участников восстания

были казнены. На крестьян была наложена огромная контрибу-

ция.

Созванное в октябре - ноябре 1514 г. венгерское государственное

собрание приняло закон о полном лишении крестьян права перехода,

увеличило нормы крестьянских повинностей и таким образом юриди-

чески закрепило победу дворянства. Одновременно было введено в

жизнь уложение, выработаное в начале XVI в. королевским юристом

Иштваном Вербеци (так называемый <Трипартитум>), объявившее

дворян и господ единственными полноправными гражданами и соб-

ственниками земли. Крестьяне, как и городские низы,

оказались бесправной массой, находившейся в подчинении у

господ.

Расправа над крестьянством ослабила Венгерское государст-

во и подорвала силы сопротивления венгерского народа грозному

наступлению турок, занявших в 1521 г. Белград.

Падение

Венгерского

государства

В результате битвы с турками при Мохаче в

1526 г. Венгерское государство, разъедаемое

внутренними противоречиями, потеряло свою

независимость, распалось на части и стало

добычей турок и Габсбургов. После поражения при Мохаче венгер-

ские феодалы не стремились мобилизовать все силы на борьбу с тур-

ками. Более того, они воспользовались гибелью короля Лайоша II

для осуществления своих раскольнических планов; между кликами

венгерской знати началась борьба за власть.

Собравшиеся в ноябре 1526 г. в Секешфехерваре представители

части магнатов и среднепоместных дворян провозгласили королем

Венгрии палача крестьянского восстания 1514 г., крупнейшего магна-

та Яноша Запольяи (1526-1540). Другая часть феодалов, считав-

шая, что только Габсбурги могут защитить Венгрию от турецкого

завоевания, в декабре того же года избрала королем Фердинанда

Габсбурга (1526-1564).

Оба короля начали готовиться к войне, но не против турок, опу-

стошавших юг страны, а друг против друга. В 1527 г. Фердинанд

нанес войскам Запольяи ряд поражений, занял столицу Буду и вы-

нудил своего противника бежать в Польшу. Лишившись власти,

честолюбивый Запольяи обратился за помощью к турецкому султану

Сулейману, который воспользовался этим для нового вторжения в

Венгрию.

В 1529 г. огромная турецкая армия вступила в Венгрию, захва-

тила большую часть страны и восстановила Запольяи на венгерском

престоле.

В 1538 г. между Фердинандом и Запольяи был заключен Ва-

радский мир, по условиям которого власть во всем государстве пос-

ле смерти Запольяи должна была перейти к Фердинанду. Но пер-

спектива объединения Венгрии встревожила турецкого султана.

Он выступил против Варадского мира и в 1540 г. возобновил воен-

ные действия. В 1541 г. турки взяли Буду, а все захваченные вен-

герские земли объявили частью Османской империи. С падением

Буды завершился раздел прежде единой страны, сохранявшийся око-

ло 150 лет.

Западные и северо-западные земли, населенные словенцами, хор-

ватами, венграми, словаками и закарпатскими украинцами, попали

под власть австрийских Габсбургов, избиравшихся венгерскими ко-

ролями. Все центральные, собственно венгерские земли, а также

южные области, населенные венграми и сербами, были оккупирова-

ны турками и стали частью Османского государства, а на востоке, где

жили влахи и венгры, образовалось Трансильванское княжество,

попавшее в вассальную зависимость от турок.

Расчленение Венгерского государства и превращение его тер-

ритории в арену постоянных опустошительных войн турок с

Габсбургами крайне отрицательно сказалось на его экономиче-

ском и культурном развитии и принесло народам нищету и раб-

ство.

Венгерские земли Всю оккупированную часть Венгрии турки

под османским игом превратили в свою провинцию - пашалык;

Буда стала резиденцией наместника султа-

на - паши, в руках которого была сосредоточена вся военная и ад-

министративная власть. Позже на территории Венгрии было созда-

но пять провинций - эялетов. Во главе их стояли назначаемые

султаном бейлер-беи, которые держали в своем подчинении всех

военно-служилых людей, возглавляли феодальное ополчение и осу-

ществляли на данной территории верховную военную и граждан-

скую власть. Эялет делился на области - санджаки, во главе кото-

рых стояли санджак-беи. Важное место в административном аппа-

рате занимали дефтердарии, ведавшие финансовыми делами, и

кадии, осуществлявшие судопроизводство.

Население подвластной туркам Венгрии было превращено в бес-

правную массу - райя - и должно было беспрекословно повино-

ваться завоевателям - служить им и платить налоги. Земля была

объявлена собственностью султана: Ув земельного фонда находилась

в непосредственном владении казны, ^/5 были розданы в качестве

ленных держаний военно-служилым людям - сипахиям. Владельцы

малых и больших ленов (<тимаров> и <зеаметов>) по приказу сул-

тана должны были являться для участия в походах и приводить с

собой всадников в соответствии с получаемым доходом.

Из этого же фонда государственных земель султан раздавал

провинциальным сановникам земельные угодья - хасы. Феодаль-

ное землевладение носило характер временного лена. Султанское

правительство ревниво следило, чтобы оно не стало наследственным

и с этой целью постоянно перемещало высших провинциальных во-

енно-административных должностных лиц. Так, например, на долж-

ности паши Буды в течение 145 лет сменилось 99 лиц.

Временный характер владения землей и политика постоянного

перемещения военно-служилого сословия были важным орудием

султана в борьбе за сохранение сильной централизованной деспоти-

ческой власти. Для трудящихся масс эта политика несла усиление

эксплуатации и грабежа. Получая земельный лен, турецкий феодал

был заинтересован в максимальном извлечении из него всех возмож-

ных доходов в кратчайший срок. Таким образом, турецкая система

вела к полному разорению и обнищанию крестьянства.

Турки жестоко эксплуатировали крестьян-райятов. Помимо

государственных повинностей, из которых наиболее тягостными бы-

ли поземельная подать - харадж и государственные работы - ава-

риз (строительство крепостей, дорог, военные перевозки, достигав-

шие 40 дней в году), венгерские крестьяне были обложены побора-

ми и повинностями в пользу своих землевладельцев: налогом на

недвижимое имущество; десятиной с урожая зерновых, садовых и

огородных культур, а также со скота; налогами с холостяков; пла-

той за пользование мельницами, лесом, мясными лавками; различ-

ными штрафами, фуражной повинностью и т. д. Кроме того, нему-

сульманское население Венгрии платило в казну особый подушный

налог - джизью.

Османское господство наложило отпечаток и на городскую жизнь.

В ходе военных действий многие города (Буда, Эстергом, Вац,Печ,

Эгер) были разрушены; об их восстановлении турки не заботились,

сооружая только крепости и мечети.

Борьба

венгерского народа

против османского

господства

Безжалостное социальное угнетение усугублялось националь-

ным и религиозным гнетом. Турки презрительно относились к не-

мусульманским народам. Часть населения захваченной турками

территории оставляла свои родные места и переселялась на терри-

торию габсбургской Венгрии или в Трансильванию. Многие крестья-

не, спасаясь от турецких грабителей, бросали земли и переходили

к полукочевому скотоводству. К концу XVI в. разрушение произво-

дительных сил достигло катастрофических размеров. Опустели тыся-

чи сел, одичали поля, обезлюдели целые районы.

Захватив Буду, турки не прекратили своего

продвижения по стране. В 1543-1544 гг. они

овладели городами Печ, Фехервар, Эстергом,

Вац, Ноград, Хатван и рядом других. В 1552 г.

турки предприняли новое наступление, заняв

города Темешвар, Веспрем, Сечень, Дьярмат и крепость Дрегей,

небольшой гарнизон которой, возглавляемый выходцем из крестьян

Дьердем Сонди, героически сражался с превосходящими силами

врага и погиб.

После этого турецкая армия заняла Сольнок и подступила к кре-

пости Эгер, прикрывавшей пути к горнорудным городам.

Когда вокруг города сжалось турецкое кольцо, в крепости находи-

лось около 2 тыс. человек. В течение 38 дней осажденное население

Эгера, душой которых был капитан крепости Иштван Добо, без ка-

кой-либо помощи извне с беспримерной храбростью отражало оже-

сточенные приступы врага и наносило ему чувствительные удары

смелыми вылазками. Наравне с мужчинами крепость защищали

женщины и дети. Они восстанавливали разрушенные стены, а во

время штурмов опрокидывали на головы турок камни, горящую

смолу и с оружием в руках встречали рвущихся на стены янычар.

О беспредельную самоотверженность и героизм защитников крепо-

сти разбились все атаки турецкой армии, насчитывавшей 100 тыс.

человек. Понеся большие потери, деморализованные турецкие вой-

ска сняли осаду Эгера и отступили на юг.

В 1566 г. разыгралась эпопея обороны Сигетвара. Направляв-

шийся с огромной армией к Вене Сулейман решил взять эту важ-

нейшую крепость Задунайской области. Ее защитники в течение

многих недель успешно отражали яростные атаки турок. Наконец,

7 сентября, когда вражеская артиллерия полностью разрушила кре-

пость, оставшиеся в живых защитники мужественно погибли в ру-

копашном бою.

Упорная борьба народов Венгрии сломила наступательную

мощь турок и приостановила их продвижение на запад. Селим II

наследник умершего во время осады Сигетвара Сулеймана, вынуж^

ден был в 1568 г. заключить сГабсбургамиАдрианопольский мир.

По его условиям захватнические турецкие походы были прерваны

на 25 лет, хотя грабительские набеги турок продолжались. Против

них была создана оборонительная линия, состоявшая из системы

крепостей и сторожевых пунктов и протянувшуюся от Адриатиче-

ского моря до Темешвара.

Земли Венгерского королевства, подпавшие

под Габсбургов, в течение длительного

времени служили барьером против дальней-

шего турецкого наступления на Центральную Европу. Превратив

венгерские земли в оборонительную полосу против турецких напа-

дений, Габсбурги стремились создать там сильный централизован-

ный государственный аппарат, проводя политику ограничения роли

сословных учреждений.

Формально Габсбурги сохранили венгерское государственное со-

брание, но его решения приобретали законную силу лишь после

утверждения их королем. На такой же основе были созданы под-

чиненные венским центральным органам венгерская канцелярия,

наместнический совет и венгерская финансовая палата в Пожони

(Братиславе). В вопросах военного управления и внешней полити-

ки Габсбурги сохранили за собой всю полноту власти.

Габсбурги мало заботились о судьбах порабощенной Турцией

части Венгрии. Их политика по отношению к Турции определялась

лишь интересами защиты наследственных австрийских земель. Ос-

новную тяжесть борьбы с турецкими завоевателями несли не авст-

рийцы, а народы, населявшие Венгрию, и в первую очередь венгер-

ские, словацкие, хорватские и влашские крестьяне.

Взамен уступок, сделанных Габсбургам в области верховной го-

сударственной власти, венгерские феодалы получили свободу дей-

ствий по отношению к угнетаемым массам своего народа, усилив

эксплуатацию крепостного крестьянства. Положение крепостного

крестьянства габсбургской Венгрии мало чем отличалось от положе-

ния сельского населения на захваченных турками землях.

Расширение внутреннего рынка, обусловленное в первую оче-

редь военной конъюнктурой, и увеличение экспорта сельскохозяй-

ственной продукции в западные страны стимулировали развитие в

Венгрии товарного производства, что в условиях господства феода-

лизма вело к дальнейшему закабалению и обнищанию крестьянства.

Растущий спрос на хлеб и другие продукты сельского хозяйства

толкал феодалов к постоянному увеличению своей запашки и захва-

ту общинных земель^ в результате создавались крупные домениаль-

ные хозяйства, обрабатывавшиеся барщинным трудом. Вопреки

законам, ограничивавшим барщину 52 днями в году, феодалы за-

ставляли крестьян работать 2-3 дня в неделю, а в отдельных слу-

чаях устанавливалась ненормированная произвольная барщина <по

воле господина>.

Помимо барщины, крестьяне обязаны были давать землевладель-

цам девятину со всего урожая и скота, уплачивать поземельный

ценз, платить за пользование лесом, пастбищами, мельницами; они

подвергались различным штрафам и поборам. Кроме того, крестьяне

вносили в казну большие государственные налоги и давали десяти-

ну церкви. Крестьянство было совершенно бесправным и беззащит-

ным в соответствии с законами, принятыми после подавления кре-

стьянского восстания 1514 г.

Бедственное положение народных масс усугублялось непрерыв-

ными войнами с турками, а также междоусобной феодальной борь-

бой и анархией. Крестьяне должны были содержать многочислен-

ные наемные армии, поставлять им продовольствие и фураж. В по-

граничных районах, переходивших из рук в руки, они в одинаковой

мере подвергались насилиям и грабежам как со стороны турецких,

так и габсбургских войск. В результате пограничные районы были

совершенно опустошены и превращены в дикую степь.

Хищническая эксплуатация и ограбление крестьян вели к разо-

рению и деградации сельского хозяйства. Бедственное положение

крепостного крестьянства вынуждено было признать даже прави-

тельство. Так, в постановлении государственного собрания 1547 г.

указывалось, что <ничто не причинило некогда цветущей Венгрии

больше вреда, чем угнетение крестьян, жалобный крик которых до-

ходит до самого бога>.

В обстановке феодального засилья, наступления общей полити-

ческой реакции, усиления хищнической эксплуатации ремесленни-

ков в XVI в. в Венгрии начался упадок городов, деградация ремесел

и горнорудной промышленности.

Среди причин, тормозивших городское производство, не послед-

нее место занимали сужение внутреннего рынка и реакционная по

отношению к городам политика правительства. В угоду венгерским

магнатам Габсбурги лишили большинство городов прежних приви-

легий, ликвидировали или ограничили их самоуправление и подчи-

нили города власти феодалов, что крайне губительно сказалось на

развитии городского производства, особенно горного дела, куда ста-

ли проникать крепостнические отношения. Города часто облагались

разорительными военными контрибуциями и должны были содер-

жать наемные армии.

Господствующее положение в венгерских и словацких городах

занимали немцы, которые руководили всей хозяйственной и общест-

венной жизнью. Немецкий патрициат всячески препятствовал вен-

грам и словакам заниматься доходными отраслями ремесла и тор-

говли и полностью отстранил их от участия в городском управлении.

Трудящиеся низы городов, главным образом венгры и словаки, под-

вергались со стороны немецкого патрициата не только жестокой

эксплуатации, но и национальному угнетению.

Реформационное движение в Венгрии

Идеи реформации начали проникать в Вен-

рию уже в начале 20-х годов XVI в., но с

особой силой стали распространяться только

после потери ^независимости.

В Венгерском королевстве католическая церковь пользовалась

особыми привилегиями. Прелаты церкви возглавляли центральные

политические государственные учреждения-придворную канцеля-

рию и королевский совет; они вместе со светскими магнатами засе-

дали в верхней палате государственного собрания. Ко времени ре-

формации в руках церкви были сосредоточены огромные земельные

владения и другие материальные ценности. Все население страны

платило церкви десятину и облагалось другими поборами и повин-

ностями.

Несметные богатства католической церкви, роскошь и празд-

ность духовенства, наконец, политическое могущество прелатов вы-

зывали ненависть крестьян и горожан и зависть дворянства. Поэто-

му идеи Лютера, Цвингли, Кальвина и других реформаторов нашли

в Венгрии благоприятную почву.

Первыми проповедниками учения Лютера были венгерские сту-

денты, обучавшиеся в Виттенберге и других университетах Герма-

нии. Сперва лютеранство было воспринято немецкими бюргерами,

но скоро оно стало быстро распространяться среди венгерского и

словацкого населения городов.

Параллельно с распространением реформационного учения ве-

лась и борьба с ним. С 1523 г. государственное собрание повело с

еретиками беспощадную борьбу. В 1525 г. был принят закон о сож-

жении всех лютеран, но он не смог остановить реформацию.

Особенно широкий размах реформация получила после того, как

к ней примкнули магнаты и дворяне, понявшие, что идеи Реформа-

ции не только не угрожают их классовым интересам, но сулят немало

выгод. Феодалы использовали Реформацию для захвата церковных

земель и для подчинения себе церкви. Используя право патроната,

они навязывали новую веру своим крепостным.

С середины XVI в. на большей части территории собственно

Венгрии наиболее распространенным было швейцарское направле-

ние кальвинизма. Как и лютеранство, кальвинизм не был монолит-

ным течением. С самого начала в нем стали проявляться противоре-

чия, отражавшие интересы различных общественных классов. Часть

проповедников-кальвинистов стремилась приспособить Реформацию

к интересам дворянства и консервативного бюргерства, добивавших-

ся участия в разделе церковного имущества; другая часть отражала

настроения более демократических слоев бюргерства. Эти проповед-

ники обличали пороки феодального строя и ратовали за социальную

справедливость, ликвидацию церковной иерархии и демократизацию

церкви. Однако к концу 60-х годов XVI в. и лютеране, и кальвини-

сты стали послушным орудием в руках господствующего класса.

В связи с этим среди угнетенных масс крестьянства, горнорабо-

чих и рабочих-лесорубов в Северо-Восточной Венгрии и Трансиль-

вании все большее распространение получил анабаптизм. Это на-

родное течение, складывавшееся в обстановке социальной и полити-

ческой реакции, не было связано с призывом к революционному

перевороту. Виднейшие представители антитринитаризма Ференц

Давид, Тамаш Арань, Лукач Эгри проповедовали скорое наступле-

ние <тысячелетнего царства>, в котором восторжествует идея соци-

ального равенства, братства и вечного мира, но установит это <цар-

ство> бог, а не люди.

Успешное распространение реформации продолжалось до пос-

ледней четверти XVI в. К этому времени почти все население Вен-

грии стало протестантским. Габсбурги вели борьбу с реформацией;

их репрессии против реформаторов особенно усилились, когда импе-

ратором стал Рудольф II (1576-1612). Он приступил к реставра-

ции господства католической церкви в венгерских владениях.

Для борьбы с протестантами Рудольф и его преемники исполь-

зовали все средства - армию, суд, государственный аппарат и иезу-

итов. Широкие возможности для контрреформации представились в

период 15-летней войны (1591-1606), когда в Венгрию и Тран-

сильванию под предлогом войны с турками была введена крупная

императорская армия. По указанию Рудольфа австрийские войска

всячески содействовали иезуитам в насильственном возвращении

протестантов к католицизму. Зачастую отряды императорской ар-

мии осаждали протестантские города и церкви с большей энергией

и рвением, чем турецкие крепости. Одновременно венский двор

предпринял попытки изъять из компетенции государственного со-

брания религиозный вопрос и начал массовые судебные преследо-

вания протестантов.

Решающих успехов достигла контрреформация в первой по-

ловине XVII в., когда поход против протестантов возглавил ие-

зуит, эстергомский архиепископ Петер Пазмань (1616-1637).

За короткое время Пазмань добился того, что. большинство круп-

ных земельных магнатов порвало с протестантизмом и вернулось в

лоно католической церкви. Установленный Аугсбургским религи-

озным миром принцип cujus regio'ejus religio истолковывался Паз-

манем в том духе, что переходившие в католицизм магнаты и

дворяне должны насильственно сделать всех своих крестьян като-

ликами. Большую роль в контрреформации сыграли созданные Паз-

манем иезуитские школы, в которых дворянская молодежь воспиты-

валась в духе воинствующего католицизма.

Народные движения

В XVI - первой половине XVII в. Венгрия

стала ареной острой классовой борьбы. Вес-

ной 1525 г. горняки Бестерце Баньи (Банска Бистрицы) восстали

против иноземных компаний Фуггеров и Турзо, которые эксплуати-

ровали серебряные и медные рудники. Причиной восстания были

тяжелые условия и крайне низкая оплата труда горняков, обречен-

ных на голодное существование. Непосредственным поводом к вос-

станию послужила выдача заработной платы неполноценными моне-

тами. Вскоре к рабочим Банска Бистрицы примкнули горняки Крем-

ницы, Банска Штявницы и других городов Средней Словакии. В ря-

дах восставших было немало горожан, занимавшихся предпринима-

тельской деятельностью в горной промышленности и разоренных

фуггеро-турзовской монополией. Они требовали изгнания ненавист-

ных им Фуггеров из Венгрии.

В марте 1526 г. восставшие взялись за оружие. Для подавления

восстания в Банска Бистрицу были посланы войска, а 13 апреля для

<наведения порядка> явился палатин Иштван Вербеци, учинивший

над восставшими судебную расправу. Руководители восстания были

казнены, их имущество, как и имущество бежавших за границу уча-

стников восстания, было конфисковано.

Наиболее распространенной формой антифеодального протеста

крестьян сначала было массовое бегство крепостных. В ряде райо-

нов крестьяне поднимали против феодалов вооруженные восстания.

Так, после относительного затишья, наступившего после подавления

восстания Дожи, в 1526 г. вспыхнуло крестьянское восстание в рай-

оне между Тиссой и Марошем. Оно началось под лозунгом борьбы

против турок, но вскоре переросло в антифеодальное движение. Ру-

ководитель восстания Иован Черный провозгласил себя царем, создал

хорошо организованную крестьянскую армию и одержал ряд побед

над турками и венгерскими феодалами. Восстание продолжалось

больше года и только в июле 1527 г. было подавлено войсками Яно-

ша Запольяи.

В 1569-1570 гг. под знаменем одного из народных направле-

ний Реформации - анабаптизма - произошло восстание крестьян-

ства Затисской области. Центром его был город Дебрецен, где

долгое время проповедовал Ференци Давид. Он призывал к борьбе

с феодалами и с официальной реформированной церковью. Харак-

терные для народной Реформации - анабаптизма - уравнительные

идеи быстро распространялись среди крестьянско-плебейских масс.

В ожидании тысячелетнего царства (которое, по Давиду, должно

было наступить в 1570 г.) в районе Дебрецена собрались многоты-

сячные массы народа. Их возглавил влашский крестьянин Георге

Крэчун, объявивший себя избранником божьим. В апреле 1570 г.

Крэчун послал плохо вооруженный отряд против турок, который

они уничтожили. Крестьяне разуверились в проповедях своего вож-

дя, начали покидать его. Крэчун попал в руки дебреценского пат-

рициата и был казнен.

В начале 70-х годов началось крупное восстание крестьян Хор-

ватии и Словении. Восставшие нападали на дворянские усадьбы и

крепости, выступали за установление <общей свободы>, под кото-

рой они подразумевали освобождение от налогов и феодальных по-

винностей. Движение достигло кульминационной точки в феврале

1573 г., когда повстанцы заняли город Штубицу и избрали единое

руководство во главе с Матием Губецом, которого крестьяне назы-

вали своим королем. Повстанческая армия насчитывала свыше

20 тыс. крестьян. Но весной 1573 г. крестьянское восстание было

потоплено в крови, а попавший в плен Губец после зверских пыток

казнен.

Антифеодальные выступления крестьян не прекращались и в

первой половине XVII в. В 1631-1632 гг. крупное восстание про-

никло в Восточную Венгрию. В августе 1631 г. в районе Токая собралось

около 10 тыс. крестьян. Восставшие избрали совет крестьянских ка-

питанов во главе с Петером Часаром и выработали программу дей-

ствий, которая предусматривала изгнание Габсбургов и уменьшение

феодальных повинностей. В борьбе против иноземного гнета и фео-

дальной олигархии крестьяне надеялись заручиться помощью

трансильванского князя Дьердя Ракоци, с которым Часар вел пере-

говоры. Весной 1632 г. императорский генерал Форгач под предло-

гом переговоров заманил Часара в Кошице, учинил над ним суд

и казнил. В ответ на это крестьяне перешли к решительным дейст-

виям. Но в кровопролитных боях с императорскими войсками отря-

ды восставших были разбиты и рассеяны.

Не утихала и классовая борьба горняков. Источники отмечают

многочисленные забастовки и вооруженные выступления словацких

горняков и горожан (Банска Штявницы, Годруши, Крупины> Бан-

ска Бистрицы, Левице и других городов в 1606, 1610, 1633 гг.).

Культура Венгрии

после потери

политической

самостоятельности

Важно отметить, что в борьбе против феодального гнета и реак-

ции выступали объединенные общими интересами крестьяне и тру-

дящиеся городов всех национальностей - венгры, словаки, хорваты,

сербы, влахи, немцы и закарпатские украинцы.

Военно-политическое крушение Венгерского

государства и установившееся в стране вла-

дычество Габсбургов и турок нанесло силь-

ный удар по тем элементам культуры Воз-

рождения и гуманизма, которые развивались

в кругах знати и при королевском дворе.

Однако усиление антифеодальной борьбы и национально-осво-

бодительного движения благоприятствовало развитию народной

культуры, проникнутой идеей борьбы с врагами. Героические под-

виги венгерского народа в борьбе с турками и Габсбургами нашли

свое выражение в очень распространенных в XVI в. исторических

песнях. Любовью к родине и ее защитникам проникнуты песни

Шебештена ТинодиЛантоша (1505-1556), Петера Бернемиссы

(1535-1585) и эпос Петера Илошван Шоймоша <История знаме-

нитого Миклоша Толди> (1574). Широкое распространение в народе

получили песни венгерских народных певцов, выражавшие чаяния

крестьянства и призывавшие к антифеодальной борьбе.

Большую роль в формировании венгерского литературного язы-

ка и национальной культуры сыграла Реформация. Протестантские

проповедники перевели на венгерский язык Библию (1599) и бого-

служебные книги, открыли школы и типографии и создали

большую полемическую литературу. Реформационное движение со-

действовало развитию образования и распространению гуманистиче-

ских идей. Протестантская литература разоблачала реакционную

сущность католической церкви и предательство прелатов, а более

демократические ее представители выступали против произвола

феодалов и выражали сочувствие угнетенным народным массам.

Так, автор первой написанной на венгерском языке хроники

(1559) Иштван Секей Бенцеди с сочувствием отзывался о гуситах

и о Мюнцере, с негодованием бичевал землевладельцев, которые

<пьют кровь> бедного народа. Предательскую роль магнатов и ка-

толической церкви разоблачал в своей хронике и баснях трансиль-

ванский писатель и издатель Гашпар Хелтаи (1520-1574). Оцени-

вая события крестьянской войны 1514 г., Халтаи оправдывал дейст-

вия Дожи и осуждал дворянство.

Важные сведения по истории Венгрии и Трансильвании XVI и

начала XVII в. содержат работы летописцев и историков Дьердя

Сереми (ок. 1490-1548), Миклоша Иштванфи (1538-1615), Анта-

ла Веранчича (1504-1573), Яноша Саларди (1601-1666), Яноша

Кеменя (1607-1686) и др.

Крупнейшие поэты Балинт Балашши (1554-1594), участник

освободительной войны против турок, и Янош Римаи (1569-1631)

в лирических стихотворениях, проникнутых идеями гуманизма, вос-

пели патриотизм своих современников и оказали большое влияние

ла развитие венгерского литературного языка.

Ценный вклад в развитие венгерской литературы и националь-

ного самосознания внес выдающийся писатель, политический дея-

тель и полководец Миклош Зриньи (1620-1664), который в своих

работах отстаивал необходимость изгнания Габсбургов и создания

централизованного Венгерского государства. Важнейшим произве-

дением Зриньи является эпическая проза <Сигетское бедствие>,

или <Зриньиада>, в которой с большой художественной силой изо-

бражена героическая оборона Сигетвара в 1566 г.

В условиях тяжелого иноземного гнета, когда венгерские фео-

далы и католическое духовенство, предав интересы родины, вступи-

ли в союз с Габсбургами, главным носителем и хранителем нацио-

нальной культуры и выразителем интересов всей страны явились

широкие массы народа.

В тесной связи с чешской и венгерской культурой развивалась

культура словацкого народа. В XV-XVI вв. в Словакии широко

распространилось революционное учение гуситов, воодушевлявшее

словацкий народ на борьбу с социальным и национальным гнетом.

Большую роль в развитии культуры сыграли <общины чешских

братьев>, создавшие много школ, преподавание в которых велось на

близком н понятном словакам чешском языке. В XVI-XVII вв. на

основе словацких диалектов начал формироваться словацкий лите-

ратурный язык, значительный вклад в развитие словацкой культу-

ры внесли Юро Баноский, Ян Сильван и Бенедикт из Нудожер

(1555-1615). В XVI-XVII вв. в Словакии были созданы типогра-

фии, в которых печатались книги на словацком, чешском и венгерском

языках.

ТРАНСИЛЬВАНСКОЕ КНЯЖЕСТВО

В состав Трансильванского княжества входила территория соб-

ственно Трансильвании, а также восточных и северо-восточных ко-

митатов Венгрии. Население Трансильванского княжества состояло

из влахов, венгров, немцев и частично закарпатских украинцев.

Трансильванские князья, сохраняя известную внутреннюю само-

стоятельность, находились в вассальной зависимости от Турции:

они признавали суверенитет султана, платили ему ежегодную дань

и должны были согласовывать с ним внешнюю политику.

Турки поддерживали трансильванских князей, видя в них на-

дежных союзников в борьбе против Габсбургов.

Княжеская власть в Трансильвании была ограничена государ-

ственным собранием, в котором заседали венгерские магнаты и

представители трех трансильванских <наций>, объявленных приви-

легированным

Наши рекомендации