Список рекомендуемой учебной литературы
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Учебники и учебные пособия:
1. Кодухов В.И. Введение в языкознание. Изд. 1. – М., 1979; Изд. 2. – М., 1983. http://www.twirpx.com/files/languages/linguistics/commons/ (Кодухов)
2. Куликова И.С., Салмина Д.В. Теория языка: Учебно-методический комплекс: В 2 кн. – СПб.-М., 2008. (УМК)
3. Куликова И.С., Салмина Д.В. Введениев языкознание: учебник для бакалавров. М.: Изд. Юрайт, 2013
4. Маслов Ю.С.Введение в языкознание: учебник Серия: Классическая учебная книга. Изд. 4-е . СПб., 2007 (Изд. 2. – М., 1987; изд. 3. – М., 1997). (Маслов)
5. Реформатский А.А. Введение в языковедение / Классический учебник. Изд. 4. – М. :, 1967; 5-е изд., испр. М., 2010 (многократное переиздание, начиная с 1996 г.,2007, 2008). (Реформатский)
6. Рабочая тетрадь по курсу «Основы науки о языке» (Фонетика. Грамматика. Лексика) / Сост. Куликова И.С., Салмина Д.В. – СПб., 2006.
Словари:
1. Розенталь Д.Э., Теленкова М.Л. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов. М., 2008.
Куликова И.С, Салмина Д.В. Обучающий словарь лингвистических терминов.– СПб.- М., 2004.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс: : Учеб. пособие для студ. филол. спец. высш. учебн. заведений. М., 2004. (Алефиренко)
2. Баранникова Л.И. Введение в языкознание. Изд.2, доп. М., 2010.
3. Будагов Р.А. Введение в науку о языке. М., 2003. (Будагов)
4. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2001.
5. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 2007 (Головин)
6. Сусов И.П. Введение в языкознание: учебник для студентов лингвистических и филологических специальностей. АСТ, 2007.
7. Шайкевич А. А. Введение в лингвистику. – М., 1995.
8. Широков О. Языковедение: введение в науку о языках. М., 2003. (Широков)
УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
ГЗ – грамматическое значение
ГК – грамматическая категория
ГФ – грамматическая форма
ДЛ – список дополнительной учебной литературы
ДП – дифференциальный признак
ИП – интегральный признак
ЛЗ – лексическое значение
МФШ – Московская фонологическая школа
ОЛ – список обязательной учебной литературы
ОС – «Обучающий словарь лингвистических терминов»
ПФШ – Петербургская фонологическая школа
Раздел I. Фонетика
Тема I. Акустико-артикуляционная характеристика
Звуков речи
Строение речевого (произносительного) аппарата
ОЛ: Реформатский: 155-165, 166 (161-169)
Кодухов: 101-107 (110-116)
УМК: 145-148
ДЛ: Головин: 25-32
Широков: 32
Основныетермины: активные органы, альвеолы, речевой (артикуляторный, произносительный) аппарат, глотка (фаринкс), голосовые связки, гортань (ларинкс), мягкое нёбо (небная занавеска), пассивные органы, речевой аппарат (в широком значении), язык, увула (язычок) (= 10). |
Примечание: здесь и далее страницы учебника А.А. Реформатского даются по 4 изд., а в скобках – по 5-му; страницы учебника В.И. Кодухова даны по 2-му изданию, а в скобках – по 1-му; страницы учебника Ю.С. Маслова – по 2-му изданию. В других переизданиях этих учебников страницы могут незначительно расходиться.
Задание 1. Артикуляторный аппарат
Перечислить и обозначить на схеме активные и пассивные органы
Активные органы Пассивные органы
1 1
2 2
3 3
4 4
Задание 2.Акустические типы звуков
Охарактеризуйте звуки речи с акустической точки зрения, заполнив пустые графы таблицы.
Работа голосовых связок | Соотношение голоса (тона) и шума в тембре звука | Тип звука | Примеры звуков взять из слов, приведенных после таблицы |
только голос (тон) | |||
тон > шум | |||
тон < шум | |||
только шум |
рус.: кит, год, рубль;
англ.: goоd [gu:d], king [kıŋ];
нем.: gut [gut], Held [helt];
фр.: drapeau (знамя) [dra′po]; client [kli′jã]
Задание 3. Работа нёбной занавески
Заполните графы таблицы примерами звуков в словах русского, английского, немецкого, французского языков: рус. знамя, немой; англ. nothing ‘ничто’ [′nΛθıŋ], main ‘главный’ [meın]; нем. Normung ‘стандартизация’ [normuŋ], singen ‘петь’ [sıŋən], Mund ‘рот’ [munt]; франц. enfin ‘наконец’ [ãfе], bon ‘хорошо’ [bõ], main ‘рука’ [me], plan ‘план’ [plã], note ‘отметка’ [not], ligne ‘линия, строка’ [lıɲ].
Положение нёбной занавески | Тип звука | Примеры |
рус. англ. нем. фр. | ||
рус. англ. нем. фр. |
• За счет какого типа звуков значительно возрастает число гласных во французском языке?
Артикуляция и ее фазы
ОЛ: Реформатский: 165-168 (169-172)
Кодухов: 107-109 (116-118)
УМК: 148-154
ДЛ: Головин: 48
Основныетермины артикуляция, выдержка (экспозиция), отступ (рекурсия), приступ (экскурсия), наложение фаз артикуляции (= 5). |
Задание 4. Артикуляция звуков
Заполните пустые графы табл. I (см. с. 5)
а) установите звук по описанию его артикуляции;
б) опишите артикуляцию звуков по предложенному образцу.
Артикуляционная база языка
ОЛ: Кодухов: 107-110 (118-120)
УМК: 156-158
Основныетермины: артикуляционная база языка, дорсальная артикуляция, апикальная артикуляция, аспирация (придыхательность), интерференция, акцент (не ударение!) (= 5). |
Таблица I
Артикуляция звуков
Звук | Голосовые связки | Нёбная занавеска | Язык | Губы | Средняя часть языка (для согласных) | Выдержка | |||
напря-жены | расслаб-лены | под- нята | опу-щена | поднята | опущена | ||||
рус. ? | + | + | Передняя часть смыкается с верхними зубами. | –– | + | Немгновенная | |||
рус. ? | + | + | Отодвинут назад и приподнят к мягкому нёбу. | Вытянуты и округлены. | –– | –– | Зависима от … | ||
рус. ? | + | + | Передняя часть смыкается с верхними зубами. | –– | –– | + | Мгновенная | ||
англ. ? | + | + | Кончик языка смыкается с альвеолами. | –– | –– | –– | Мгновенная | ||
англ. ? | + | + | Задняя часть смыкается с мягким нёбом. | –– | –– | –– | Немгновенная | ||
рус. [и] | |||||||||
[к] | |||||||||
[х] | |||||||||
[с] | |||||||||
[ж] | |||||||||
англ. [w] | |||||||||
[θ] | |||||||||
фр. [R] | |||||||||
нем. [ς] |
Задание 5. Артикуляционная база разных языков
Сопоставьте основные характеристики артикуляционной базы русского и изучаемого вами иностранного языка. Приведите на каждый случай примеры звуков в словах в транскрипционной записи.
Работа органов речевого аппарата | Русский язык | Иностранный язык (какой?) | |
Степень напряженности речевого аппарата | |||
Работа активных органов (отметить знаком + или –) | губы | ||
кончик языка | |||
передняя часть языка | |||
средняя часть языка | |||
задняя часть языка | |||
увула | |||
фаринкс | |||
Работа пассивных органов (+ или –) | зубы | ||
альвеолы | |||
нёбо | |||
Участие полостей речевого аппарата (+ или –) | носовая | ||
ротовая | |||
фарингальная (глоточная) | |||
гортанная | |||
Специфические звуки и их артикуляция (с примерами слов в транскрипции) | |||
Артикуляционные различия соотносительных звуков (с примерами слов в транскрипции) |
Тема II. Функциональный аспект звуков языка:
Понятие фонемы
Звук и фонема
ОЛ: Реформатский: 207-210 (211-220); 376-378
Кодухов: 132 (145, 152-155); 156-157 (180-182)
УМК: 158-161
ДЛ: Маслов: 51-53, 61-63
Головин: 32-37
Основныетермины: фонетическая транскрипция, звук, фонология, Петербургская (Ленинградская) фонологическая школа (ПФШ/ЛФШ), Московская фонологическая школа (МФШ) (= 5). |
Задание 1. Дайте транскрипцию следующего текста в соответствии со школьными требованиями: Отговорила роща золотая березовым веселым языком.
Какие гласные звуки в словах этой фразы мы произносим не так, как они записаны в этом варианте транскрипции? Что произносится на самом деле?
Функции фонемы
ОЛ: Реформатский: 29 (35-36)
Кодухов: 132-133 (146-147)
Маслов: 50-51
УМК: 161
Основныетермины: фонема, перцептивная функция, сигнификативная функция (= 3). |