Пути, средства и методы достижения цели
Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности составлена для учащихся 6 классов общеобразовательных школ разработана на основе учебной программы, с учетом ООП ООО «Школа №11» в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе к планируемым результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности. Рассчитана на 34 ч.
Повышение эффективности обучения иностранным языкам в школе является одной из центральных задач, поставленных перед нами современным обществом. Значимость свободной иноязычной коммуникации трудно переоценить.
Обучение свободному мыслеизъявлению на иностранном языке можно осуществить через создание в школе театрально-языкового социума.
Мировая и региональная интеграция привела к формированию принципиально нового, многомерного социокультурного пространства. В этой ситуации перед системой образования встает задача социолингвистической адаптации учащихся, развития их коммуникативного и творческого потенциала.
Иностранный язык, которым ребенок овладевает даже при отсутствии языковой среды, что само по себе представляет серьезную проблему, является не системной знаков, правил или речевых образцов, а инструментом, позволяющим ему удовлетворять свои интеллектуальные и эмоциональные потребности, достигать практического результата.
Эффективнейшей формой работы с учащимися, органически соединяющей учебную и внеурочную деятельность, является создание театрально-языкового социума. Под этим термином мы понимаем особое социоингвистическое пространство, в рамках которого осуществляется активизация изучаемого учебного материала, его интерпретация на новом языковом уровне с выходом на практическую коммуникацию посредством драматизации и театрализации.
Творческая деятельность позволяет реализовать ребенку свои творческие способности, которые не всегда проявляются в учебной деятельности общеобразовательных школ. Следует отметить, что детская потребность в игре совпадет с игровой природой актерского искусства. Работая на сценической площадке, дети приобретают такие качества, как уверенность в своих силах, концентрация, умение свободно держаться на публике, думать и действовать в условиях экстремальной ситуации, взаимодействие с партнером, самостоятельность мышления, творческое воображение, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Развитие этих качеств является актуальным при формировании личности ребенка в современных условиях и способствует самореализации ребенка в будущем.
Цели и задачи программы
Основной целью организации работы кружка «Театр на английском языке» является расширение сферы применения навыков и умений, приобретенных в обязательном курсе английского языка и расширение языковой среды.
Следовательно, организация внеурочной деятельности направлена на достижение следующих целей:
· Формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;
· Приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство школьников с миром театра, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
· Развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей школьников, развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
· Воспитание и разностороннее развитие школьника средствами иностранного языка и театрального искусства.
Деятельностный характер театра соответствует природе школьника 5-6 классов, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в театральную, дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в средней школе.
С учетом сформулированных целей организация работы кружка «Театр на английском языке» направлена на решение следующих задач:
· формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими или пишущими на иностранном языке;
· расширение лингвистического кругозора школьников средней школы; освоение лингвистических представлений;
· обеспечение коммуникативно-психологической адаптации детей к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;
· развитие личностных качеств школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в спектаклях, ролевых играх;
· развитие эмоциональной сферы детей в процессе постановки спектаклей на иностранном языке;
· приобщение школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях и пьесах на иностранном языке;
· духовно-нравственное воспитание школьника, понимание и соблюдение им таких нравственных устоев семьи как любовь к близким, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших;
· развитие познавательных способностей, овладение умением координирования работы в разных видах деятельности, умением работать в паре, в группе.
Формы и виды контроля
- Контроль и оценка обучающихся в кружке осуществляется при помощи текущего контроля в форме викторин и зачетов по этюдным работам на материале пьесы.
- Возможно проведение мастер-класса в форме открытого занятия кружка для посещения другими учащимися с целью повышения мотивации изучения английского языка.
- Главным видом контроля является спектакль, который проводится в конце года.
Содержание обучения
Тема 1. История театра.Современный театр в России. Виды театра. Знаменитые театры России. Мой театральный этюд. (4 часа). |
Тема 2. Зарубежный театр. Театральное искусство в Европе. Знаменитые театры мира. Театральные жанры: драма, комедия. Театральные профессии. Игра актеров. Викторина «Знаете ли вы театр…?» (5 часов). |
Тема 3. Работа над спектаклем «Алиса в стране чудес». Выбор пьесы. Читка. Анализ: идея, время, место действия, конфликт, образы в пьесе и их характерные черты. Распределение ролей. Выбор актерского состава. Выбор оформителей декораций, костюмеров. (4 часа). |
Тема 4. Культура речи. Виды говорения: диалог и монолог. Мимика и жесты. Сценки без слов. Понятие «общение», говорить и слушать. Речевой этикет в различных ситуациях. Игры на дыхание и правильную артикуляцию. Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов. (5 часов). |
Тема 5. Сценические действия и театральные игры. Групповые сюжетно-ролевые игры. Сценическое воображение. Действия в условных ситуациях. Упражнения, игры, этюды как сценические действия. (2 часа). |
Тема 6. Изготовление костюмов и декораций. Выбор костюмов, декораций и музыкального сопровождения. Музыкальные занятия. Разучивание песен и танцев. (2 часа). |
Тема 7. Мизансценирование. Работа по картинам. Этюды на материале спектакля «Алиса в стране чудес». Работа актера - движения, текст. Музыкальные занятия. Отработка мизансцен. Занятия по технике речи, по оформлению спектакля. Завершение работы по изготовлению костюмов. Изготовление декораций и реквизита. Завершение работы по изготовлению декораций и реквизита. (6 часов). Т е м а 8. Подготовка к выступлению.Отработка отдельных сцен и ролей. Прогонные репетиции сцен. Окончание работ по материальной части спектакля. (3 часа). |
Тема 9. Генеральная репетиция. Прогонвсего спектакля. Обсуждение участниками кружка работы над спектаклем. Отработка неудавшихся кусков, картин. Общие замечания об оформлении. Свет. Музыкальное сопровождение (2 часа). |
Тема 10. Показ спектакля «Алиса в стране чудес» зрителю.Итоги работы кружка. (1 час). |
1. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Цель | Характеристика деятельности обучающихся, форма | УУД | Форма контроля | |
Аудиторные | Внеаудиторные | |||||||
История театра. | Дать представление о занятиях в кружке. Инструктаж по технике безопасности и правилах поведения | Урок-презентация, виртуальная экскурсия. | Знать, что такое театр, чем он отличается от других видов искусства. Знать общие сведения из истории развития театра | |||||
Зарубежный театр. | Познакомить детей друг с другом; формировать умения действовать в коллективе | Презентация, зрительный ряд, игры с куклами. | Знать общие сведения из истории развития театра России и мира. развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей | |||||
Работа над спектаклем «Алиса в стране чудес». | Актуализировать представления о понятиях: искусство, живопись, музыка, театр, концерт, артист. Расширить общекультурный кругозор учащихся. | Чтение по ролям, монолог, полилог. урок-спектакль | образно мыслить, концентрировать внимание, расширить общий лингвистическогий кругозора | викторина | ||||
Культура речи. | Формировать творческую художественно-речевую деятельность; развивать умения осмысливать содержание художественного произведения. Развивать память, внимание, воображение. Через образы народных сказок углубить художественное восприятие. Развивать интонационную выразительность. | Творческая мастерская, мастер-классы | Приобретать навыки общения с партнером, элементарного актерского мастерства, образного восприятия окружающего мира | |||||
Сценические действия и театральные игры. Изготовление костюмов и декораций | Создавать на занятиях положительный эмоционально-психологический настрой. Развивать навыки концентрации внимания и координации движений. Развивать речь учащихся. | урок-спектакль | Уметь самостоятельно изготовить костюмы, декорации. развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей | |||||
Мизансценирование. Работа по картинам. Этюды на материале спектакля «Алиса в стране чудес». | Расширять общекультурный кругозор уч-ся | Этюды с куклами. урок-спектакль | Приобретать образного восприятия окружающего мира, повысить мотивации к изучению иностранного языка | Зачет по этюдным работам на материале пьесы | ||||
Подготовка к выступлению. | Музыкально-ритмическое восприятие. Формировать представления о понятиях: звук, мелодия, темп, ритм. | Постановочные работы, репетиции | образно мыслить, концентрировать внимание. | |||||
Генеральная репетиция. | Воспитывать сценическую культуру. Приобретать опыт концертной деятельности. | Прогон спектакля, репетиции | Приобретать навыки общения с партнером, элементарного актерского мастерства, образного восприятия окружающего мира | |||||
Показ спектакля «Алиса в стране чудес» зрителю. | Воспитывать сценическую культуру. Приобретать опыт концертной деятельности. | Творческий отчет, анкетирование | образно мыслить, концентрировать внимание. | спектакль | ||||
Итого: |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во |
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1. | Программа курса английского языка к УМК Английский с удовольствием/Enjoy English для 2-11 классов общеобраз.учрежд. – Обнинск: Титул, 2010. | |
2. | Английский язык. 5-11 классы: театрально – языковая деятельность: технология, сценарии спектаклей/ сост. Е.Л.Ерхова, С.В.Захаркина, Е.С.Атаманчук. – Волгоград: Учитель, 2009. | |
3. | Дзюина Е.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2010. | |
4. | Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании школьников. М: Просвещение, 2005. | |
5. | Рубина Ю.И. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью. М: Просвещение, 2004. | |
2. Печатные пособия | ||
6. | Карты: Европы, Великобритании и России. | 1 компл. |
3. Технические средства обучения | ||
7. | CD-магнитофон | |
8. | Акустическая система | |
9. | Компьютер | |
10. | Проектор | |
11. | Экран | |
4. Оборудование класса | ||
12. | Стенд для размещения творческих работ учащихся | |
13. | Стол учительский с тумбой | |
14. | Ученические столы 2-местные с комплектом стульев | Комплект |
«Согласовано»
на заседании ШМО учителей иностранного языка Орлова О. И.
Протокол № от 2016г.
«Согласовано»
Зам. Директора по УВР Кудрявцева Н. Е.
« » 2016г.
Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности составлена для учащихся 6 классов общеобразовательных школ разработана на основе учебной программы, с учетом ООП ООО «Школа №11» в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе к планируемым результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности. Рассчитана на 34 ч.
Повышение эффективности обучения иностранным языкам в школе является одной из центральных задач, поставленных перед нами современным обществом. Значимость свободной иноязычной коммуникации трудно переоценить.
Обучение свободному мыслеизъявлению на иностранном языке можно осуществить через создание в школе театрально-языкового социума.
Мировая и региональная интеграция привела к формированию принципиально нового, многомерного социокультурного пространства. В этой ситуации перед системой образования встает задача социолингвистической адаптации учащихся, развития их коммуникативного и творческого потенциала.
Иностранный язык, которым ребенок овладевает даже при отсутствии языковой среды, что само по себе представляет серьезную проблему, является не системной знаков, правил или речевых образцов, а инструментом, позволяющим ему удовлетворять свои интеллектуальные и эмоциональные потребности, достигать практического результата.
Эффективнейшей формой работы с учащимися, органически соединяющей учебную и внеурочную деятельность, является создание театрально-языкового социума. Под этим термином мы понимаем особое социоингвистическое пространство, в рамках которого осуществляется активизация изучаемого учебного материала, его интерпретация на новом языковом уровне с выходом на практическую коммуникацию посредством драматизации и театрализации.
Творческая деятельность позволяет реализовать ребенку свои творческие способности, которые не всегда проявляются в учебной деятельности общеобразовательных школ. Следует отметить, что детская потребность в игре совпадет с игровой природой актерского искусства. Работая на сценической площадке, дети приобретают такие качества, как уверенность в своих силах, концентрация, умение свободно держаться на публике, думать и действовать в условиях экстремальной ситуации, взаимодействие с партнером, самостоятельность мышления, творческое воображение, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Развитие этих качеств является актуальным при формировании личности ребенка в современных условиях и способствует самореализации ребенка в будущем.
Цели и задачи программы
Основной целью организации работы кружка «Театр на английском языке» является расширение сферы применения навыков и умений, приобретенных в обязательном курсе английского языка и расширение языковой среды.
Следовательно, организация внеурочной деятельности направлена на достижение следующих целей:
· Формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;
· Приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство школьников с миром театра, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
· Развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей школьников, развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
· Воспитание и разностороннее развитие школьника средствами иностранного языка и театрального искусства.
Деятельностный характер театра соответствует природе школьника 5-6 классов, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в театральную, дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в средней школе.
С учетом сформулированных целей организация работы кружка «Театр на английском языке» направлена на решение следующих задач:
· формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими или пишущими на иностранном языке;
· расширение лингвистического кругозора школьников средней школы; освоение лингвистических представлений;
· обеспечение коммуникативно-психологической адаптации детей к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;
· развитие личностных качеств школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в спектаклях, ролевых играх;
· развитие эмоциональной сферы детей в процессе постановки спектаклей на иностранном языке;
· приобщение школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях и пьесах на иностранном языке;
· духовно-нравственное воспитание школьника, понимание и соблюдение им таких нравственных устоев семьи как любовь к близким, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших;
· развитие познавательных способностей, овладение умением координирования работы в разных видах деятельности, умением работать в паре, в группе.
Пути, средства и методы достижения цели
Достигнуть целей, поставленных в данной Программе, можно использовать следующие пути и методы.
1. В центре процесса организации театра на английском языке находится личность ученика, его интересы и потребности. Речь идет о необходимости реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку. Процесс следует организовать таким образом, чтобы он был направлен на формирование и развитие языкового и речевого творчества, познавательной активности каждого учащегося, предоставляя каждому возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную практику для формирования необходимых навыков и умений.
2. Необходимо предоставить учащимся возможность самостоятельно мыслить, решать интересные и важные для них проблемы, размышлять и рассуждать над возможными путями решения этих проблем. Важно, чтобы в центре внимания учащихся были идея, мысль, само высказывание, чтобы внимание было направлено, прежде всего, на содержание этого высказывания, а уже во вторую очередь на языковую форму. При такой организации учебного процесса язык выступает в своей первичной функции — как средство формирования и формулирования мыслей.
3. Организация кружка «Театр на английском языке» нацелена на развитие у школьников способностей использовать английский язык как инструмент общения в диалоге культур современного мира, т.е. на развитие межкультурной компетенции учащихся.
4. Данный вид работы носит деятельностный характер. Процесс обучения предусматривает участие каждого во внеурочной деятельности, сочетание различных режимов работы: индивидуальной, парной, групповой; использование так называемой проектной методики. Необходимо обеспечить выход иноязычной речевой деятельности в другие виды деятельности: игровую, трудовую, эстетическую.
5. Обучение английскому языку и театральному искусству носит системный и целостный характер, т.е. предполагает обучение всем видам речевой деятельности в тесной взаимосвязи, причем каждый вид речевой деятельности может выступать и как цель, и как средство обучения.
6. Процесс обучения строится поэтапно: от отработки отдельных речевых действий и выполнения этих действий с опорой на образец к действиям без опор, к так называемому свободному устному общению.
7. Принцип автономности обучения играет в современном образовании особую роль в силу большого потока информации, с которым учащиеся сталкиваются на каждом шагу. И в этих условиях особенно важно научить школьников самостоятельно работать с информацией, критически ее осмысливать, делать выводы и аргументировать их, подкрепляя необходимыми фактами, решать возникающие проблемы, добывая необходимый для этого материал.
8. Организация кружка «Театр на английском языке» направлена на формирование личности учащегося, создание у каждого учащегося системы моральных ценностей, оценочно-эмоционального отношения к миру, на повышение способности учащихся свободно и творчески мыслить, саморазвиваться и самосовершенствоваться.
Представленная программа организации работы кружка «Театр на английском языке» реализуется в течение одного года: в 6 классах, что соответствует изучению иностранного языка на среднем этапе в общеобразовательной школе.