Донесение фирме Фуггер от 12 ноября 1604 г. из Антверпена

Нам сообщают из Амстердама, что туда прибыли 2 торговых судна с сахаром из Бразилии. Они привезли весть, что в Бразилии остались 5 военных кораблей вместе с двумя, везущими провиант и снаряжение, которые отплыли в марте. Там эти корабли ограбили суда с сахаром, захватили на них 4 тыс. ящиков сахара, и, кроме того, команда ограбила население.

Они оставались 6 недель на суше в Бразилии и приняли решение соорудить укрепленный замок в местности, именуемой Байа, и удерживать за собой впредь эту территорию.

Договор Ост-Индской компании с султаном Тернате

(26 мая 1607 г.)

Договор заключен между адмиралом Корнелисом Мателифом Младшим, действующим от имени и по поручению Генеральных штатов Соединенных провинций Нидерландов, с одной стороны, и султаном Тернате и его Советом, с другой стороны.

Он отражает острую конкурентную борьбу между Ост-Индской компанией Голландии и Испании за безраздельное право приобретать пряности Молуккских островов, которая ложилась тяжелым бременем на местное население. Договор послужил образцом подобных «субсидиарных договоров» на последующие времена.

1. Во-первых, адмирал, прибывший сюда снова на Тернате, будет оставаться здесь до тех пор, пока не будет полностью готов к обороне крепостной вал от Малейо до побережья, который он начал укреплять.

2. После его отъезда здесь останутся четыре корабля «Энкхойзен», «де Зоя», «Делфт» и одна яхта; и с указанных кораблей всегда должны будут высаживаться на берег от 30 до 40 вооруженных матросов для охраны крепостного вала.

3. Указанный крепостной вал будет снабжен соответственно пушками; кроме того, здесь будет оставлено некоторое количество пушек для снабжения ими других укреплений, которые еще будут построены в месте Малейо.

4. При первой оказии в Амбон и Бантам туда будет послано уведомление, чтобы в феврале будущего года сюда могли прийти еще 2 корабля, чтобы иметь, таким образом, в готовности соответствующие силы против войска, могущего прийти из Манилы, для чего тернатцы обязаны обеспечить лодки.

5. Адмирал обязуется по прибытии в Голландию доложить Генеральным штатам о делах на Тернате и усиленно ходатайствовать о посылке людей для изгнания кастильцев с Тернате, для чего тернатцы наряду с этим дают полную власть действовать от их имени для разрешения их дел.

6. За это тернатцы принимают и признают Генеральные штаты своим покровителем, о чем они согласны дать такую клятву, какая будет угодна Генеральным штатам.

7. Расходы, которые уже сделаны или будут еще сделаны в войнах, будут оплачиваться тернатцами по мере их возможностей; о сроках и суммах будут решать Генеральные штаты.

8. Гарнизоны, оставляемые здесь, будут оплачиваться за счет сборов с тернатцев и с подданных земель короны Тернате.

9. Также обязаны все тернатцы, проживающие в окрестных странах, прибыть сразу в Тернате, а все подданные короны Тернате, как Ксула, Боура, Комбелло, Луху, Майу и Монадо, проживающие на острове Целебес, а также на Гилоло, Море, Серангани и Минданау при первой возможности, чтобы большим количеством тернатцев облегчить изгнание кастильцев и спасти народ, пока подойдет подкрепление голландцев.

10. Гвоздика не должна продаваться ни пришлым нациям, ни местным жителям, а только в расположенную на Тернате факторию, учрежденную Генеральными штатами, и по ценам, устанавливаемым Генеральными штатами и согласованным с султаном.

11. Никто из обеих партий не может причинить вред другому, но если кто-либо из голландцев нанесет вред жителю Тернате, то он должен привлекаться к ответственности и наказываться своим начальством; равным образом это относится и к тернатцам.

12. В делах религии никто не должен высмеивать другого или чинить ему препятствия, а каждый должен жить как он хочет, и нести ответственность перед богом.

13. Если кто-либо из голландцев перебежал к тернатцам, то он должен быть возвращен тернатцами; и равным образом, если кто-либо из тернатцев перейдет к голландцам, то он ими должен быть возвращен.

14. Без согласия обеих сторон никто из них не может заключать мир с испанцами, а также с тидорцами.

Подписал К. Мателиф Младший.

4.10.

КОЛОНИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

АНГЛИИ

Морской разбой англичан

(Сообщение из Севильи от 21 января 1569 г.)

Документ повествуют о контрабандной торговле англичан с колониями Испании и пиратских нападениях английских моряков на испанские суда и морские порты.

Из Виго в Галисию прибыло несколько писем, в которых содержится следующее. В минувшем году один англичанин отправился с восемью хорошо оснащенными кораблями из Англии в Гвинею, в морскую сферу короля Португалии. Променяв свои товары на 15 сотен чернокожих, он с этими [невольниками] на борту взял курс к берегам Новой Испании. Чтобы проделать все без противодействия и по своему усмотрению, невдалеке от Веракруса, в котором испанский флот всегда разгружается и производит погрузку, он занял небольшой островок Сан Хуан де Луа, мимо которого постоянно вынужден проходить испанский флот. Там он преградил воды кораблями и орудиями с таким расчетом, чтобы испанский флот, состоявший из 30 кораблей, вскоре затем прибывший, не мог без его согласия войти в гавань Веракрус. Испанский генерал был вынужден заключить упомянутым англичанином договор, по которому этот последний получал воз-можность свободно распродать своих чернокожих и увезти с собой вырученные деньги. Все это было указано в договорной грамоте, и каждый дал другому по 12 заложников. По истечении немногих дней испанский генерал, вошедший в гавань Веракрус,

сочтя договор несправедливым или гневаясь на насильственные действия англичанина, нарушил этот договор, но не открыто и гласно, а тайно, на деле. По его указанию и скрытно семь старых кораблей были зажжены, выпущены из гавани и направлены в сторону английских судов. Подобным образом намеревались сжечь все английские корабли с их капитанами. Однако, когда англичанин заметил это и понял обман, он рассердился и поступил с прочими испанскими кораблями так, что четыре из них он отправил ко дну. При этом его собственные корабли не потерпели ни малейшего ущерба. С 12 испанскими заложниками на борту он взял курс к берегам родины. На обратном пути буря рассеяла его корабли, и он на единственном корабле, терпя бедствия и недостаток в пище, добрался до Виго. Он не смог бы далее продержаться на море и трех дней! Там [в Виго] он обеспечил себя всем необходимым и направился в Англию. Неизвестно, где остальные его корабли и какова их участь.

Наши рекомендации