Письмо Иннокентия III, осуждающее ограбление Константинополя

Документ отражает возмущение папы Иннокентия III поведением крестоносцев в Константинополе, забывших о походе в Палестину и разграбивших столицу Византийской империи.

МАРКИЗУ МОНФЕРРАТУ

Чтобы он защищал и оберегал покорённую Константинопольскую империю, пока папа не будет осведомлён о справедливости этого завоевания.

Мы хвалим твою мудрость и усердие в Боге, ибо среди различных забот и занятий ты выказываешь озабоченность спасением души и стремление к оному.

Ведь какая польза человеку, если он обретет весь мир, а душе своей причинит вред? И чем заплатит человек за душу свою? Не выкупит её брат, [не] выкупит человек, и не даст он умилостивление своё Богу и цену искупления души своей, даже если будет трудиться вечно и жить

Через возлюбленного сына нашего и нашего апостольского представителя Соффредо, кардинала – пресвитера Св. Праксиньи, мы получили твоё письмо, в котором ты старался сказать нам, что с изнурённым сердцем и чистым духом во исполнение апостольского назидания и, руководствуясь надеждой индульгенции, ты торжественно снял с себя крестовый обет, которому ты всегда старался верно следовать неиспорченной душой.

[Ты пишешь], что, после того, как ты взял на себя сопровождение юноши, заявившего, что Константинополь принадлежит ему по праву, имел место совет возлюбленного сына легата апостольской церкви, кардинала Петра пресвитера Св. Марцелла, и не только совет [этого] человека, но и жестокая необходимость увела армию после избиения жителей Ядер в Романию для приобретения продовольствия.

И конечно, ты и другие крестоносцы, превратив необходимость в подвиг, намеревались представить это прежде всего, как благодарное и преданное послушание Апостольскому Престолу и как всё ещё ожидаемое содействие Cвятой земле, каковое вы сочли уже полностью завершённым после того, как столица оказалась взятой без пролития крови, а узурпатор империи бежал, после того, как вы восстановили в ней [столице] на вершине императорского достоинства и отца, и сына и способствовали тому, что они, побудили их к тому, что они, положив руки на Евангелия, выразили добровольное послушание Апостольскому Престолу и сообщили нам в имперском послании, в дополнительное подтверждение верности, что, подкрепят делом то, что обещали прежде устами.

Но, когда вы всеми силами готовились к отплытию в Сирию, присущее грекам вероломство, при полном нарушении ими клятв и договоров, огнём, хитростью и ядом не раз, а многократно коварно преграждало вам путь, что побудило вас к занятию столицы, хотя вы не желали их погибели и старались избежать её.

И, после того, как столица, слава Богу, чудесно побеждена, независимо от того, что и как вы делали, по воле или неохотно прибегая к совету ваших священников, вы всегда оставались [по твоему мнению] верными обету, дабы благодаря вам непослушные сыны вернулись в необходимое и преданное послушание своей матери, и дабы Восточная Церковь соединилась в качестве главного члена со своей главой; и, чтобы это удалось полнее и лучше, вы и раньше в нерешительности ждали и ныне ждёте с нетерпением совета Апостольского Престола, без которого всякое дело погибает или становится бесполезным.

Ты уверяешь, что принял знак креста, дабы покончить с грехами молодости и уничтожить всё богопротивное, что накопляется в человеческом прошлом, но не для того, чтобы еще тяжелее и разнузданнее грешить под покровом благочестия и под знаменем креста, а чтобы каждым деянием служить нашему испытанию, во всем руководствуясь материнскими советами и поручениями. Так что, если мы сочтем полезными для Апостольского Престола и для Святой земли содеянное в Романии и твою задержку там, ты получишь благодаря этому отпущение грехов, но не избежишь опасностей и трудов. Но зато, не считая владений и почестей, которые ты получаешь в избытке, мы возлагаем на тебя то, благодаря чему ты всего скорее заслужишь избавление от гнева высшего суда: ведь то, что ты написал выше является лишь молчаливым ответом на упрёки, которые могут быть так [гневно] брошены против крестоносцев.

Ведь вы торжественно клялись в послушании кресту для освобождения Святой земли от рук язычников, и под угрозой отлучения вам было запрещено вторгаться в земли христиан или грабить их за исключением случая, когда бы они сами коварно вам помешали, или если бы появилась другая и справедливая причина, позволяющая вам действовать иначе, пользуясь советами наших легатов. Вы же, не имея никакой власти и влияния в Греции, очевидно совсем утратили чистоту вашего обета, ибо направили армию не против сарацин, а против христиан в намерении не освободить Иерусалим, а предпочесть небесным богатствам земные путём захвата Константинополя.

Не укладывается в голове, что некоторые [крестоносцы] совершали насилие, разврат и кровосмешение на глазах людей без различия религии, пола и возраста, что утехам солдат были отданы не только замужние женщины и вдовы, но и женщины и девы, посвященные Богу. Мало было грабить имперские богатства и забирать добычу у богатых и бедных, вы посягнули на церковные сокровища, и, что хуже всего, на её главное достояние, срывая серебряные чаши с алтарей, расхищая святые сокровищницы, иконы, кресты и реликвии, так что греческая церковь, подвергнутая таким насилиям, не думает возвращаться в послушание апостольскому престолу; она видела в латинянах только пример порока и порождение мрака и теперь по праву презирает их больше, нежели собак.

Ты же просил у Апостольского Престола совета о том, что следует делать вам с упомянутым юношей для возвращения себе Константинопольской империи от власти и суда незаконных или даже захваченных силой; так уж видно мог спросить, что надлежит вам делать при срочной нехватке продовольствия, без которого вы не могли исполнить крестовый обет. Такая неотложная причина была бы справедливой, и на это можно было направить ваши усилия, ибо так вы бы намеревались наконец помочь Святой земле и способствовать преувеличению Апостольской Церкви.

Но поскольку вам отказали в обещанном и необходимом, полностью нарушив клятвы и соглашения, а тем паче нападали на вас с оружием, с огнем, с хитростью и ядом, вы, оказавшись таким образом в безвыходном положении, осуществили заслуженное возмездие в отношении раскольников и клятвопреступников, которые без права отказывали вам в должном.

И видится божий суд в том, что те, кого милосердно терпели и даже настойчиво увещевали не только другие, но и мы, и которые не желали возвращаться к единой церкви и оказывать какую-либо помощь Святой Земле, теперь потеряли и место своё и народ, ибо когда злые люди находят злой конец, добрая земля даётся добрым земледельцам, которые производят плоды в нужное время.

Об этом же читаем у пророка Даниила: Но есть на небесах Бог, открывающий тайны, он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей (Дан. II): Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его, кому хочет (Дан. IV). И известна всем пословица, что право царей всегда право силы. Ибо Божий суд иногда столь скрыт, что пророк говорит: бездна великая! (Псал. XXXV); так что и апостол был вынужден воскликнуть: О, бездна богатства и пре-мудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? (Рим. XI.)

Мы же не смеем судить о столь глубоком суде, особенно пока не будем вполне осведомлены о истинном состоянии дел, когда и они смогут быть наказаны справедливо по грехам, совершенным перед Богом, и вам, наказавшим их несправедливо из ненависти к ближним (если только можно назвать ближними тех. кто медлит с приближением). Господь может быть даст справедливое воздаяние, соответствующее их справедливому наказанию, о чём сказано у пророка: поскольку ты служил мне в Тире, даю тебе Египет; где он называет Ассирию бичом своей ярости. Но отбросив сомнения, одно доводим мы до твоего сведения, советуем то, что будет благотворно и для Апостольского Престола, и для Святой земли, и для твоей души: в страхе перед Господом и с надеждой на прощение храни и защищай землю, обретённую благодаря Божьему суду, и обретай то, что должно быть удержано и защищено, управляя подвластным тебе народом по справедливости, храня мир и примиряя верой, дабы восстановить благотворность Церкви в меру своих сил, раскаиваясь и платя за содеянное, ибо такое дело вряд ли возможно без искупления, ибо кто прикасается к смоле, измажется ею. Свято соблюдай обещанное обетом: мудро и всеми силами стремись на помощь Святой земле; в этом ты клялся торжественно и духом, и телом; да и легче та земля может быть возвращена из этой.

Если ты будешь оставаться верным и преданным нам и Апостольскому Престолу по примеру твоих отцов и братьев, которые с чистым сердцем, с доброй совестью и с неподдельной верой стремятся, чтобы святая Римская Церковь почиталась и уважалась всеми, то мы со всей полнотой благоволения и со всей надёжностью заверяем, что будем стремиться делать всё возможное, дабы в наибольшей степени способствовать твоей чести и преуспеянию.

3.5.

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД

ПРОТИВ АЛЬБИГОЙЦЕВ

Наши рекомендации