Выступление Папы римского Урбана II на Клермонском соборе

Два отрывка из документов воспроизводят проповедь Урбана II на большом соборе в Клермоне в ноябре 1095 г., в которой Папа римский обратился к народам Запада с призывом предпринять поход для освобождения гроба господня в Иерусалиме из рук неверных. Они передают тот порыв, который охватил различные слои населения в связи с речью понтифика

(Из «Иерусалимской истории» Роберта Реймского)

Отрывок взят из «Иерусалимской истории» Роберта Реймского, состоящей из восьми книг, в которых рассказывается о событиях с 18 ноября 1095 г., когда был созван Клермонский собор, до 12 августа 1099 г., когда произошла известная битва при Аскалоне, т.е. месяц спустя после взятия Иерусалима.

Рукопись «Иерусалимской истории», как сообщает об этом в предисловии автор монах Роберт Реймсский, была доставлена ему в монастырь одним аббатом и по его просьбе дописана им и переработана. Автор доводит повествование до 1099 г., ибо на этом заканчивается и полученная им рукопись. Только в заключение монах Роберт добавляет от себя краткое описание Иерусалима.

Из предисловия мы узнаем, что автор не только присутствовал на Клермонском соборе, но и впоследствии посетил Иерусалим. Несмотря на то что Роберт писал о речи Урбана II спустя почти 25 лет и, естественно, не мог дословно воспроизвести ее, он, как очевидец, верно передал содержание этой речи.

В год от воплощения господня тысяча девяносто пятый, на пределах Галлии торжествовался великий собор, а именно в Оверне, в городе именуемом Клермон. На нем присутствовал папа Урбан Второй, с епископами и кардиналами. Был же этот собор знаменит большим стечением галлов и германцев, как епископов, так и князей. Устроив предварительно церковные дела, владыка папа выступил (26 ноября) на широкую площадь, потому что не было здания, стены которого могли бы вместить в себе всех присутствующих. Обращаясь ко всем с приятною сладостью риторики, он произнес:

«Народ франков... К вам обращается моя речь, к вам несутся слова моих убеждений. Я хочу вам поведать, что привело меня в ваши пределы, какая ваша крайность и всех верных заставила меня стать пред вами. От пределов Иерусалима и из города Константинополя к нам пришла важная грамота, и прежде часто доходило до нашего слуха, что народ персидского царства, народ проклятый, чужеземный, далекий от бога, отродье, сердце и ум которого не верит в господа, напал на земли тех христиан, опустошив их мечами, грабежом и огнем, а жителей отвел к себе в плен или умертвил... церкви же божии или срыл до основания, или обратил на свое богослужение... Кому же может предстоять труд отметить за то и исхитить из их рук награбленное, как не вам... Вас побуждают и призывают к подвигам предков величие и слава короля Карла Великого... и других ваших властителей...

В особенности же вас должна вызывать святая гробница спасителя и господа нашего, которою владеют нынче нечестные народы... Земля, которую вы населяете, сдавлена отовсюду морем и горными хребтами, и вследствие того она сделалась тесною при вашей многочисленности: богатствами она необильна, и едва дает хлеб своим обрабатывателям. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и пожираете, ведете войны и наносите смертельные раны. Теперь же может прекратиться ваша ненависть, смолкнет вражда, стихнут войны и задремлет междоусобие. Предпримите путь ко гробу святому; исторгните ту землю у нечестного народа и подчините ее себе. Земля та... «течет медом и мле-ком». Иерусалим – плодоноснейший перл земли, второй рай утех...»

Когда папа Урбан... говорил все это и многое другое в этом роде, все присутствовавшие были до того проникнуты одною мыслью, что в один голос воскликнули: «Так хочет бог, так хочет бог!».

(Из «Деяний франкских пилигримов, ушедших на завоевание Иерусалима»

Фулькерия Шартрского)

Отрывок взят из «Деяний франкских пилигримов, ушедших на завоевание Иерусалима» Фулькерия Шартрского.

Фулькерий родился в 1058 г. в городе Шартре. Вместе с войском Роберта Нормандского и Стефана Блуа он разделяет трудности и опасности первого крестового похода. Когда армия Готфрида выступила из Никеи в Антиохию, Фулькерий оставил ее и направился с Балдуином в Эдессу как его капеллан (секретарь). Это звание он сохранил и при Балдуине II. После смерти Готфрида Фулькерий в свите Балдуина прибыл в Иерусалим.

Сочинение Фулькерия Шартрского представляет собой не просто хронику. Оно изобилует подробным изложением тех событий, очевидцем которых он был. При этом он передает свои непосредственные впечатления о происходящем. В этом – особенная ценность его повествования. «Деяния…» охватывают период с 1095 г. по 1127 г. и являются ценным источником по истории крестовых походов.

Несмотря на то что в приводимых документах (да и вообще в документах того времени) авторы по-разному воспроизводят папскую речь, они верно отражают те цели, которые преследовали организаторы крестовых походов.

...Услыхав, что турки отняли у христиан внутренние части Романьи... [папа] спустился через горы в Галлию и в Оверни, в городе Клермоне... созвал собор... И держал длинную речь... о многих потрясениях колеблющегося мира. Затем... увещал... мужественно встать на борьбу с дьявольскими кознями и за возвращение святой церкви, жестоко ослабленной нечестивыми людьми.

Он сказал:

«... необходимо, чтобы вы ускоренным порядком поспешили на помощь вашим братьям, обитающим на востоке и нуждающимся в вашей, неоднократно обещанной им помощи. На них обрушились... турки н арабы... они одержали верх над ними, неоднократно разбивая их в бою, многих убили или же взяли в плен, церкви разгромили, а империю опустошили...

Поэтому и обращаюсь со смиренной просьбой, и не я, а господь, чтобы вы, глашатаи христовы, почаще убеждали всех, к какому бы кто ни принадлежал сословию, как пеших, так и конных, как бедных, так и богатых, чтобы они своевременно посодействовали восточным христианам в изгнании из пределов христианского мира той негодной породы людей...

Всем идущим туда, в случае их кончины на сухом пути, или на море, или в бою с погаными, отныне да будет отпущение грехов... Пусть выступят против неверных в бой, которому надлежит начаться, в бой, который должен дать в изобилии трофеи, те люди, кои с давних пор привыкли злоупотреблять правом частной войны против своих единоверцев-христиан.

Да станут ныне воинами те, кто раньше являлся грабителем. Пусть ныне ведут справедливый бой с варварами те, кто в прежние времена сражался против братьев и соплеменников. Да получат нынче вечную награду те, кто прежде за малую мзду были наемниками. Пусть двойная честь увенчает труды тех, кто не щадил себя во вред и телу, и душе. Кто здесь горестен и беден, там будет богат, кто здесь недруг богу, там станет другом ему. Пусть идущие во святую землю не медлят, но, сдав в надежные руки свое имущество и собрав средства на путевые издержки по прошествии зимы, в ближайшую весну с богом бодро выступят в путь».

Сборы к Крестовым походам

В приводимых отрывках современники характеризуют отношение различных слоев населения Европы к крестовым походам. Они пытаются объяснить, чем было вызвано стремление крестьян отправиться в неведомые страны, показывают роль церкви, которая умело использовала умственную темноту забитого нуждой земледельца, готового в бегстве искать спасение от поборов и вымогательств сеньоров, от страшного голода, от постоянных нападений разбойных банд рыцарей. Ясно, что религиозный фанатизм крестьян был тесно связан с их материальным положением.

В источниках подчеркивается воинственное настроение рыцарей, объясняемое в первую очередь не желанием защитить господа Бога, а жаждой наживы, стремлением сторицей возместить все потери, связанные с крестовым походом.

(Из воспоминаний современника)

Графы еще думали о своих приготовлениях, рыцари едва начинали о них помышлять, как народ уже кинулся в движение с неудержимым пылом. Никто из бедняков не думал о недостаточности своих средств и о трудностях такого пути. Каждый покидал свой дом, виноградник, свое наследие, продавал их за дешевую цену и с радостью шел в поход. Франция страдала тогда от голода; неурожаи, следовавшие один за другим, подняли цены на хлеб до необычайной высоты. Жадные, по своему обыкновению, пользовались общим бедствием. Хлеба было мало, и он был дорог. Бедные заменяли его кореньями и дикими травами. Как вдруг раздался повсюду в одно время призыв к крестовому походу, и этот призыв разбил замки и цепи, запиравшие житницы. Припасы, продававшиеся очень дорого, когда никто не двигался, страшно упали в цене, когда все поднялись и стали готовиться к походу. Вместо исчезнувшего голода явилось изобилие. Так как каждый спешил в богоугодный поход, то все торопились обратить в деньги все ненужное в пути. Предметы, нужные для похода, поднялись в цене, остальные шли за ничто. Сначала эти продажи вызывали со стороны соседей бесконечные насмешки, но скоро сами они увлеклись примером других. Еще накануне они говорили путникам: «Несчастные вы люди: если вы не погибнете от бедствий, ожидающих вас в пути, у вас не окажется ничего по возвращении». А на другой день они сами продавали свое имущество и становились спутниками тех, кого перед тем осыпали насмешками. Трудно описать толпы детей, юношей, стариков обоего пола, отправлявшихся таким образом на священную войну... Чрезвычайно трогательное зрелище представляли эти бедные крестоносцы: они подковывали быков, как лошадей, запрягали их в двухколесные тележки и помещали на них свои скудные пожитки и маленьких детей. На пути, при виде каждого замка, каждого города, дети протягивали руки и спрашивали: «Не это ли тот Иерусалим, к которому они направляются?».

(Из «Иерусалимской истории» Роберта Реймсского)

О, как были различны возраст, состояние и богатство тех людей, которые взяли крест на этом соборе и дали обет предпринять путь к св. гробу! Из Клермона весть об этом знаменитом походе разнеслась по всем землям, и его определение дошло до слуха королей и князей. Всем оно было угодно, и более 30 тысяч в мыслях решились на поход и старались то исполнить, как каждому дал бог к тому средства. Народ франков волновался толпами, проникнутый одним духом, и его доблестная ярость мысленно уже боролась с турками.

3.2.

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД БЕДНОТЫ

Наши рекомендации