Между Государством Тамерлана и Османской империей
(Письмо Тамерлана Баязиду I)
Письмо, отправленное Тамерланом Баязиду I, не датировано. Но из его содержания можно сделать вывод, что оно было составлено непосредственно перед выступлением Тимура против Токтамыша в начале марта 1395 г. Тимур находился в это время на территории своего зимнего лагеря на реке Самур между Баку и Дербентом в Ширване.
Копия письма, отправленного амиром Тимурлангом султану Йылдырыму Баязиду в первый раз, в тот момент, когда между ними еще не произошло разногласие.
Хвала Аллаху, свет величия и власти которого пролился на внешнюю сторону различных предметов, воздействие щедрости и милости которого засверкало на различных уровнях «зрачков» творений. Благословение и мир Пророку, отправленному с самой благородной из всех религий. Обладающему наилучшими поступками и имеющему высочайший нрав. А также величайшим членам его семьи, прекраснейшим сподвижникам и всем кто следует за ними наилучшим образом вплоть до дня Воскресения. Вслед за этой (мольбой):
Если даже, между амиром Тимур-гурганом в отношениях с великим эмиром, самым справедливым правителем неарабов, обнаженным мечом Аллаха против врагов Его и милостью Его, направленной в пользу к приближенным рабам Его, хранителем земель Всевышнего, защитником рабов Аллаха, сражающийся с врагами и недругами Аллаха, прибежищем бойцов и воинов, хранителем границ территорий мусульман, возвеличивающим Истину в мирском и духовном, гази Баязид Бахадирханом – да пусть продлит Аллах его власть – должным образом не были закреплены узы дружбы. Обмен послами и письмами, дружескими связями не имел постоянного и регулярного характера. Однако, так как стало известно, что подобно нам в соответствии с требованием аята «А тех, которые усердствовали за Нас, – Мы поведем их по Нашим путям» (Коран, 29/69), на восточной стороне мира мы заняты сражением с неверными и схваткой с мятежниками и разбойниками, с целью возвышения знамени религии и оживления шариата господина пророков1 и проявляем максимум усердий и усилий. Он (Баязид) тоже проявляет прекрасное старание и чрезмерные усердия, борясь на западной стороне с заблудшими течениями и противниками древней религии, отрицающими истинную, вечную религию, в соответствии с требованием аята «Поистине, Аллах любит тех, которые сражаются на Его пути рядами, как будто бы они – плотное здание!» (Коран, 61/4). (Баязид) тратит все усилия для оживления шариата и прогресса ислама и создает благоприятные условия для установления единобожия. Благодаря этому все верующие находятся в безопасности и спокойствии, живут счастливо и благополучно. Вслушиваясь в эти значения (известия о стараниях Баязита), день за днем укрепляется дух верующих, усиливаются причины их усердий, повышается их целеустремленность и жизнерадостность. Действительно, каждый правитель, который украшает себя ожерельем аята: «Разве ж тот, грудь которого Аллах расширил для ислама и он обладает светом от своего Господа...» (Коран, 29/22) и прикладывает усилия для возвышения шариата Мухаммада и улучшения положения нации Ахмада на западной стороне, занят сражением и схваткой в окружении своих последователей, следуя аяту «О пророк! Побуждай верующих к сражению» (Коран, 8/65), соответственно требованию «Кто же ищет не ислама как религии, от того не будет принято» (Коран, 3/85), занят призывом к борьбе с неверными, тот будет награжден Всевышним, Всемогущим Аллахом различными видами щедрой помощи и поддержки. И день за днем община этой династии (Баязида) процветает, их счастливая звезда становится выше и ярче, «Милость в руке Аллаха; дарует Он ее, кому захочет, – ведь Аллах – обладатель великой милости!» (Коран, 57/29).
После этого вступления, содержащего горячие приветствия, изящные хвалебные речи, ведущие к смягчению сердца мы обращаемся к Всевышнему с мольбами за вас. Ведь в народе говорят: «Мольба праведных принимается». Аллах же отвечает на мольбы, помогает и поддерживает своих праведных рабов. Согласно качествам истинного мусульманина, правдивости и преданности его (Баязита), соблюдая этику при всех обстоятельствах, в соответствии с требованием аята «И будьте с правдивыми» (Коран, 9/119), укрепление уз дружбы с ним (Баязитом), надеюсь, будет гарантом успеха и благополучия двух сторон. Согласно содержанию аята «И говорите слово прямое, Он устроит вам ваши дела» (Коран, 33/70-71), совпадающему по смыслу с бейтом «Если ты завоюешь дружбу благородного человека, то держись за нее» приводят к пользе общины. Раскрывается для светлого сердца того великого (Баязида). С того времени как правитель мира Чингиз-хан по велению Всевышнего овладел странами Иран и Туран и когда солнце государственности его достигло своего апогея, он разделил принадлежащие ему земли среди своих сыновей. В том числе все иранские земли передал и возложил управление ими на своего сына – принца Чагатая. В течение некоторого времени его уполномоченные мудро правили страной, до тех пор, пока трон правления не перешел к Манку-хану и он не начал свободно править державой. И направил своего брата Халоку углана на Иранские земли в сопровождении армии, которую он держал на границе. Затем он (Манку-хан) передал правление государством Халоку углану. Он (Халоку) и его сыновья долгое время правили страной. Ввиду этого между нашими странами регулярно происходили разногласия и возникали взаимные претензии, которые заканчивались военными стычками. По причине того, что страна отошла от правления Чингиз-хана и его потомков, в Стране воцарился хаос. Дороги стали небезопасными и непроходимыми, караваны паломников, направляющихся в благословенную Мекку, охарактеризованные аятом «И возвести среди людей о хадже: они придут к тебе пешком и на всяких тощих, которые приходят из всякой глубокой расщелины» (Коран, 22/27), лишились возможности достичь этого благословенного места. Разбойники из числа курдов и луров начали бесчинствовать. Торговцы и купцы не могли должным образом заниматься торговлей. Положение страны и ее жителей стало ужасным, и крик «Тот ли, кто отвечает утесненному» (Коран, 27/62) охватил всю страну. Малоизвестный Хасан Тикрити «украл» (завоевал) земли Тикрита. Что соответствует бейту: «У охранника крепости вор украл крепость. Браво тому вору, который своровал крепость у охранника крепости».
Со всех сторон в одном месте собрались бунтари (провокаторы) и Ахмад Джалаири был не в состоянии бороться с ними. Он тоже занялся различными недозволенными забавами и развлечениями и вышел за рамки шариата. Он начал воспитывать преступников и хулиганов, поддерживать бунтарей. Что соответствует арабской мудрости «Тот, кто привяжет злую собаку у двери своего дома, все люди будут бежать от его хозяина» и никому не было дела до него (Ахмада Джалаири).
Согласно предыдущим вступлениям, принцы и правители улуса в период правления исламского правителя, героя «воды и глины»2, наследника праведных правителей, яркой звезды созвездия царей, тени божественной милости, света илканового сада (потомков Чингизхана), яркого чингизханового света, поддержки истины в духовном и мирском султана Махмуд-хана3 – да продлит Аллах его власть и прольет его милость и щедрость над всем миром – подчинились его власти. Ввиду того, что иранские земли лишились правления чингизханского потомства, необходимо направиться в сторону унаследованных земель и отнять эти земли у захватчиков. Ввиду этого Джанки в первую очередь решил использовать территории этой страны для сбора победоносных войск. В момент начала расцвета этой страны со стороны самаркандского центра4 дошла весть о том, что несчастный Токтамыш начал погром на границах страны. Поэтому с той целью, чтобы проучить и наказать его, мы направились в сторону Самарканда. Оттуда (из Ирана) в сопровождении огромной армии мы направились в кыпчакскую долину и узбекские земли. Как вы наверняка слышали, с божественной помощью он получил должный урок. Его род, свита, войска, приближенные ощутили вкус смерти и мечей, соответственно аятам «Это – из милости Господа моего» (Коран, 27/40). «Помощь — только от Аллаха, великого, мудрого» (Коран, 3/126). С помощью Всевышнего была достигнута поставленная цель и наведен порядок. Двоюродный брат Туктамыша, имя которого Тимур Кутлуг, долгое время неразлучно сопровождал нас (был в нашей свите), и был из числа приближенных нам, он (Тимур Кутлуг) имел явную вражду к нему (Туктамышу), подготовив его мы поддержали, снабдили его войском и отправили за реку Итиль в области Джагант, Сыгнак, Наркас, Пувар5. С той целью, чтобы он полностью истребил и искоренил его (Туктамыша). Так как со стороны Туранских земель не осталось никакой угрозы, все принцы и правители улуса подчинились исламскому правителю, да пусть продлит Аллах его власть. С того момента как внешняя угроза миновала, как обычно, настало время снова вернуть иранские земли под свою власть и навести там порядок. Таким образом, с помощью Всевышнего, Всемогущего, Милосердного с одной попытки все владения Мазандарана, Гиляна, Курдистана, Луристана, Шулистана, Хузистана, Фариса, Ирака, Хормуза, Кирмана, Киджа, Макрона, Бекра и Азербайджана покорились нам. «Поистине, Аллах дарует Свою власть, кому пожелает. Аллах — объемлющ, знающ!» (Коран, 2/247). В данный момент, когда границы Грузии, Абхазии, окрестности горы Альбурза6, к счастью, пали и присоединились к нашим владениям, и вести о мобилизации армии, готовности войск к сражениям дошли до Токтамыша и его приближенных, они пали духом, впали в растерянность, большая часть его армии присоединилась к стороне Тимур Кутлуга, являющегося нашим соратником, а другая бежала в долину реки Кафа и Аджам Кырым и скрылась там. С божьей помощью их состояние пришло в расстройство. «И усечен был последний из тех людей, которые были неправедны. И хвала Аллаху, Господу миров!» (Коран, 6/45). Такое краткое содержание их истории.
И другой рассказ, произошедший до этого случая, таков. Дорогой сын Амиран Шаха гурган Бахадура, да продлит Аллах его жизнь, несущий письмо – посланник – хаджи Мухаммед дружеским образом отправил его к дорогому (к Баязиту) для информирования его хорошими новостями. В дороге он услышал о том, что та сторона (Баязид) собрала войска против неверных и направила их в сторону запада. Услышав об этом, он вернулся назад. Было задумано, что всякий раз, когда со стороны его Величества приходили посланники, надо было отправить несколько послов с целью укрепления дружбы, до того как было отправлено письмо, на границе Грузии в котором содержалось описание нашего состояния. После этого в Муштате, входящем в провинцию Ширван, мы намеревались провести зиму, находясь у правителя Дербенда и управляющего крепостью Бабул-абваба – Араша, являющегося нашим подчиненным и одним из приближенных, который выражает свое искреннее повиновение, собирается выдать свою дочь за одного из наших дорогих сыновей, и представил своего сына во главе огромной армии для службы в наших рядах. Мы тоже приняли этот жест и проведем это лето в Йайлак Алатак7. Мы намереваемся направиться в сторону Шама8. Чтобы стало ясно его величеству. Если будет достигнуто приближение сторон друг к другу, то исходя из этой дружбы необходимо обеспечение обмена информацией о состоянии двух сторон. Если на то будет воля Аллаха. В данный момент мы находимся на южной стороне реки Самур, впадающей в Дербенд в районе Самура. Наверняка на той стороне есть торговцы и путешественники, которые хорошо знают местность. Необходимо освободить их от пошлин и отправить, для того чтобы обнаружить их следы (Токтамыша). Мы искренне верим в то, что его величество сочтет нужным, приведет в действие. Мы очень рады нашему сотрудничеству, мы надеемся, что вы, с помощью Всевышнего, отправите бойцов вслед за (Токтамышем) для полной его ликвидации. По мере возможности приведите это в действие. И только Аллах истинный помощник, и к нему прибежище. Тем не менее было услышано, что он не подчинившись убежал и, перейдя водоем Узу9 наверняка направился к прибрежью реки Кафа. Мы сильно надеемся на помощь Всевышнего. Необходимо продолжать его преследование и приложить максимум усилий для его поимки. Если на то будет воля Аллаха. Надеемся, что, пользуясь случаем его преследования, произойдет стычка с европейскими кяфирами, (неверными) мы с этой стороны, а те уважаемые (то есть Баязид) с той стороны встанем на джихад для борьбы с неверными. Только от Него (Аллаха) зависит успех дел, и только в Его владении интересы (нужды) людей. Такое положение дел. В прошлом году, оказавшись в арабском Ираке и области Шама мы обменивались товарами с местными правителями. В соответствии с этикой предыдущих правителей, мы отправили послов и представителей с подарками, с должными почестями в Шам к черкесскому рабу (мамлюку), ничтожному, малоизвестному купцу, который теперь из-за отсутствия заслуженных правителей, с помощью хитрости и обмана стал правителем Египта. Этот проклятый, неблагодарный жулик, проявив непокорность, убил сына своего господина, тем самым привел себя к власти. Ведь говорится в арабской пословице: «Да, будет проклятие Милостивого над неблагодарным». А также он изолировал духовного лидера, который служил причиной развития ислама и успеха дел мусульман. И аннулировав законы и благодеяния предыдущих правителей Египта, он монополизировал власть в своих руках. Наверняка вы слышали о том, что он безосновательно убил послов. Такого рода гнусного проступка и омерзительного греха не слышали и не видели со стороны ни одного правителя и благодетеля. Мучение и пытка послов (охарактеризованных кораническим аятом): «Обязанность посланника – только сообщение» (Коран, 5/99), не слыханно не от одного из благородных правителей. Ведь это соответствует аяту «Нет воздаяния тому из вас, кто делает это, кроме позора в жизни ближайшей» (Коран, 2/85). С помощью божественного решения, упорядочив кыпчакский вопрос, надо направиться в сторону Шама. С благословения милости Всевышнего надо «подергать за уши» и проучить этого черкесского паренька. Надеемся, что содержание арабской пословицы: «Несправедливость возвращается к тому, кто совершал ее» будет исполнено. Ведь только от Всевышнего – скорейшее исполнение целей и желаний. А также сын казы (судьи) – Сиваси10, соответствующий арабскому фразеологизму: «Что проку от крови блохи и что проку от сала воробья», тоже сглупил, допустив дурные мысли в свое сознание, и согласно поговорке: «Два сапога пара» выразил свою симпатию и поддержку черкесскому ничтожному пареньку. Таким образом, из-за непристойного образа жизни, которому он следует, он напоит себя горькой чашей смерти. Ибо арабская поговорка гласит: «Он подобен той хищной птице, которая раздирает себя собственными когтями». Соблюдая принцип искренней дружбы, необходимо ставить в известность о своем состоянии, и исходя из великодушия, оказывать содействие11. Следует поддерживать всякого рода вышеупомянутые взаимопонимание и уважение, которые мы имеем. А также по мере возможности продолжать взаимообмен послами и подарками, сообщать о состоянии здоровья его величества (Баязита) и о прекрасном положении государственных дел. Дабы подобные отношения были словно блеск цветущего сада взаимопомощи и поддержки. Надеюсь, что мы не потревожили вас лишними требованиями. Желаем вам устойчивого мира в начале и конце.
1 Т.е. закона пророка Мухаммада (с.г.в.).
2 Т.е. человеческого рода.
3 В тексте Заки Вал иди Тогана как вариант еще приведен [Cog. Мухаммад].
4 Даруль-мульк, Т. е. резиденция, место, где находится правитель.
5 Булгар?
6 Альбурз – гора в северном Иране, южнее Каспийского моря.
7 Летняя резиденция Алатау.
8 Сирия.
9 Днепр.
10 Правитель Сиваса Ахмед Бурхан ад-дин.
11 Т. е. оказывать военную помощь.
2.6.
ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ
Образование Османского государства
(Из летописи Ашикпаша-заде «Таварих-и Ал-и Осман»)
Турецкий историк Ахмет Ашикпаша-задэ (1400 – ок. 1496 гг.) написал хронику об истории турок от основания Османского государства и почти до конца XV столетия. Им обработаны и систематизированы различные предания, тюркские народные сказания, а также хроники иракских, среднеазиатских и арабских авторов.
Данный документ повествует о том, как волна кочевых турок пришла с Востока в Малую Азию.
Рассказ о начале государства Османского
Дедом Османа-гази1 был Сулейман-шах. Причина прихода последнего в Рум2 следующая. Во времена Аббасидов3 армия арабов покорила Рум и Иран. Но Иран выставил на своих границах тюрок, и арабы были разбиты. Вот почему мусульмане тогда не покорили неверных4.
Потом иранские беи объединились, чтобы изгнать тех великих кочевых тюрок. К Сулейман-шаху присоединились со своими шатрами до 50 000 кочевых туркмен и татар. Они откочевали от Эрзинджана в Земли Рума и оставались там лет шесть. Но Сулейман-шах, решив проявить отвагу, снова направился в страну тюрок (Тюркистан) и прибыл в область Халеба к крепости Джафар. При переправе через Евфрат он утонул и был похоронен на берегу. Находившиеся с ним кочевники рассеялись. Некоторые остались с сыновьями Сулейман-шаха, а их было трое: Сункар Текин, Эртогрул и Гюн Догду. Два сына двинулись далее в путь, а Эртогрул с 400 кибиток вернулся в земли султана Алаэддина5. Разбив по дороге противников султана, [Эртогрул] сам сделался правителем. У Эртогрула было три сына: Осман, Гюндюз и Саруяты. Эр-тогрул послал своего сына Саруяты к Алаэддину: «Пусть он покажет нам место». Султан Алаэддин дал им область Сё-гюд, находящуюся между Караджа-хисаром и Биледжиком, кочевья Туманидж и Эрмени. Направившись через Энгирю6, они прибыли в эти земли. Через некоторое время Эртогрул скончался... Существует много сказаний о приходе Эртогрула в Сёгюд. Я рассказал их суть. В Сёгуде Осман встал на место отца. Тотчас началась вражда с Гермиянами7. Осман-гази начал завоевание земель.
О законе и постановлениях Османа-гази
Когда после завоевания Караджа-хисара Осман-гази назначил судью (кадия) и военачальника (субаши), они по-требовали законов. Из Гермияна прибыл некий человек и сказал:
– Продайте мне пошлину (бадж) с этого базара.
Эти люди8 ответили:
– Пойдем-ка в дом.
Он пришел и повторил сказанное. Осман-гази спросил:
– А что такое бадж?
Тот человек ответил:
– Со всякого, кто придет на базар, я возьму деньги.
– Разве ты продал что-нибудь людям на этом базаре, что возьмешь с них деньги? – сказал Осман-гази.
– Хан мой, таков обычай, – ответил тот. – Во всех землях падишахи берут.
– Это что же, – спросил Осман-гази, – бог повелел, или беи сами установили?
– Это обычай, хан мой, он установлен издавна, – ответил тот.
Осман-гази страшно рассердился.
– Разве полученная кем-либо выгода может принадлежать другому? – сказал он. – Как это я могу вмешаться и взять с кого-то деньги? Уходи-ка ты и не говори больше таких слов, – иначе тебе плохо будет.
Тогда заговорили [кадии и субаши]:
– Хан, это обычай, установленный беями на этом базаре.
Пусть хоть что-нибудь платят.
– Ну раз вы так говорите, – сказал Осман-гази, – то пусть каждый, кто принесет на рынок вьюк (товара) и продаст, платит 2 акче9, а если не продаст, то пусть ничего не платит. Кто нарушит этот закон, то пусть всевышний покарает его. И еще: тимар10, который я дам кому-либо, пусть без причины не отнимают. А если тот, кому я дал тимар, умрет, то пусть передадут сыну его. Если сын мал, то все равно пусть передадут, чтобы во время войны слуги его ходили в поход до тех пор, пока он сам не станет пригодным.
Кому Осман раздал тимары завоеванных областей
Санджак11 Караджа-хисар, называемый также Инёню, он отдал сыну своему Орхан-бею, должность военачальника (субаши) – брату Гюндюзу, Яр-хисар – Хасану Али, который был его лучшим соратником из тех, что пришли вместе с ними. Инегёль он отдал Торгуду Али. Имя этого достойного человека знаменито до сих пор. В области Инегёль имеется деревня, которая называется Торгуд-или. Тестю Эде-бали он дал в качестве тимара доход с Биледжика. В Билед-жике с отцом он оставил и свою жену. Сам же направился в Енишехри.
О завоевании Енишехри
Осман-гази захватил всю область Енишехри и распорядился справедливо. Газии веселились. Каждому из них он дал деревни. Каждого облагодетельствовал по его достоинству. Собравшиеся к Осману газии набрались сил. Они постоянно хотели воевать.
1 Гази – «победитель неверных», «борец за веру» – почетный титул.
2 Рум – Малая Азия, византийские и сельджукские владения в Малой Азии.
3 Аббасиды – династия арабских халифов (750-1258 гг.).
4 Неверные – неверующие, немусульмане,
5 Имеется в виду правитель государства Сельджукидов в Малой Азии или Румского султаната, султан Алаэддин Кейкубад III (правил с перерывами с 1284 по 1304 гг.).
6 Энгирю – византийская Анкира, современная Анкара.
7 Гермияны – правители княжества на западе Малой Азии, образовавшегося после распада Сельджукского государства.
8 Имеются в виду кадпи и субащи.
9Акче – мелкая серебряная монета разного достоинства в разное время.
10 Тимар – «кормление», «содержание», пожалованная в лен земля.
11 Санджак – край, область.
Завоевания турок-османов
(Хюсейн, «Удивительные события»)
Хюсейн (конец XVI в. – ок. 1650 г.), автор летописи «Удивительные события», использовал в своем сочинении сообщения ближневосточных хроник двух предыдущих столетий. Ниже приводится отрывок о военно-законодательной деятельности турецкого султана Орхана (1324-1359 гг.).
При Орхане степень славы Османской династии возвысилась. Однажды ставший везиром1 Алаэддин сказал султану Орхану: – Хвала всевышнему, знамя победы и султаната поднято, воины прибывают к вашей счастливой столице и собираются под вашим знаменем. Отныне по правилам султанов надлежит составить несколько законов. Прежде всего надо начать чеканить монеты от вашего имени. До сего времени мы признавали монеты, оставшиеся от Сельджукидов. И не был еще приобретен большой город, подходящий для монетного двора. Теперь мы захватили такой огромный город, как Бурса.
Тогда султан назначил нужных людей, и чеканилась монета...
Второе суждение Алаэддина. Во всех самостоятельных владениях Рума и у их войска имеются особые одежды и отличительные знаки. Только у этого войска, ведущего войну с неверными, нет особой одежды и нет различия между сипахием [всадником]-господином и райятом2-простолюдином. Большинство правителей Рума надевают на голову золототканый колпак и корону. Большинство сипахиев надевают колпаки из красной материи, а некоторые – золоченые и черные колпаки. Вашему войску достойно было бы надевать колпаки из белой материи в знак почитания сунны (преданий) пророка, и это поднимает вас в глазах других правителей. Султан Орхан принял этот совет и издал указ о том, чтобы войско его и гулямы3 надевали белые колпаки...
Третье суждение Алаэддина. Вследствие существующей вражды между мусульманами и идолопоклонниками4 необходимо обязательное умножение войска для ведения многочисленных войн против неверных в обширных областях. Запишем в войско некоторое количество подрастающих мальчиков из турок с жалованьем по 1 акче в день и назовем [это войско] яя5. Каждой сотне назначим начальника из всадников (сювари6) и на каждую тысячу – одного бея. Когда придется идти в поход, пусть им выдается жалованье, а когда похода нет – жалованье их пусть остается в казне, они же в назначенных местах пусть обрабатывают землю и от положенных повинностей пусть будут свободны. Орхан-хан, приняв и этот совет брата, дал наименование пехотному войску яя, поставил в качестве сотника (юзба- ши) сювари под названием мюселлем и тысячника (бинбаши) под названием яя-бей. В качестве верховного военного судьи (кади-аскер) над этим войском был поставлен Кара Халил…
Алаэддин-паша и... Кара Халил стали снова советоваться об увеличении войска. Они представили султану Орхану следующее: «Большинство стран кяфиров с их детьми уже покорено; мужчины и женщины их превращены в рабов. Все они ваши рабы и рабыни. Взять несколько тысяч из детей неверных дозволено и возможно». Султан Орхан принял совет брата и дал указ о создании нового войска (ени чери). Вышеупомянутый [Алаэддин] выбрал некоторое количество близких к возмужалости мальчиков из кяфиров и дал им наименование девширме (сбор). Затем он распределил их среди турок (знатных, ремесленников и простых людей – райятов), чтобы они обучились турецкому языку и рабскому служению. Через несколько лет этих мальчиков отобрали у турок и поместили в аджеми-огланы а после этого выпустили ко двору. Вот этому новому отряду и дали наименование «новое войско» (ени чери, янычары). Им было положено жалованье по 1 иакче в день с надбавкой за выслугу. В походах и при султанах они стали наиболее надежными слугами династии Османов.
1 Везир – султанский министр.
2 Гулямы – низшая категория воинов, обслуживавшая ленников.
3 Т. е. немусульманами.
4 Яя – пехота.
5 Сювари – «всадник», владелец леца, конный рыцарь.