Дипломатические контакты между Монгольской империей и Римом
(Из «Большой хроники» Матвея Парижского)
Матвей Парижский о дипломатических контактах между Монгольской империей и Римом.
Два вестника [посла] татар явились к папе. В то же лето [1248] прибыло два вестника татар к папе. Но многие подозревали по некоторым показаниям, содержащимся в письме, что целью и намереньем татар было двинуться в ближайшее время войной на Ватация, греческого зятя Фридриха, еретика, не повиновавшегося римской курии. Господину папе это, казалось, не было не по душе, так как он подарил им драгоценнейшие одежды, каковые мы называем обыденно из отборного «багреца», с фелениями и различными шкурами горностая, и любезно и благосклонно, и часто беседовал с ними через толмачей, и дал драгоценные золотые и серебряные дары.
(Грамота Великого хана Гуюка Папе римскому Иннокентию IV от 1246 г.)
Одним из уникальных документов, свидетельствующих о дипломатической переписке правителей Монгольской империи, является грамота великого хана Гуюка, направленная Папе римскому Иннокентию IV в 1246 г.
Сложившаяся в результате организованных Чингис-ханом и его потомками завоевательных походов огромная Монгольская империя во второй четверти XIII в. вступила в непосредственное соприкосновение с европейскими христианскими государствами. Панический страх перед неведомым народом возник в Западной Европе еще в начале столетия, когда до нее дошли слухи об обширных завоеваниях и жестокости «татар», как называли во всех источниках того времени монгольских завоевателей. После завоеваний в Восточной Европе, опасность монгольского вторжения заставила европейских государей заняться усиленным сбором сведений об азиатских завоевателях — их обычаях, нравах, религии, государственном устройстве, армии и, главное — о внешнеполитических устремлениях.
Папа римский как глава католической церкви стал одним из инициаторов установления дипломатических контактов с монголами. Энергичный Иннокентий IV пытался восстановить авторитет католической церкви сильной международной политикой, одной из основных идей которой было достижение взаимопонимания с монголами, по возможности путем обращения их в христианство. С этой целью, а также для получения разведывательной информации, папским престолом было направлено четыре миссии к монголам. Руководство самой важной из них, которая должна была достичь великого хана, было возложено на одного из основателей ордена францисканцев, опытного дипломата Джованни дель Плано Карпини (1245-1247 гг.). Посольство было снабжено буллой Иннокентия IV, адресованной «царю и народу тартар». В этой булле, выступая как глава христианского мира, он порицал монголов за их вторжения в христианские земли и, угрожая им гневом Божьим, увещевал воздержаться от подобных походов в будущем и принять христианство. Возвратившись в Европу, Плано Карпини, представил Римскому папе Иннокентию IV ответ великого хана Гуюка и свой подробный отчет о путешествии.
Отказываясь рассматривать папский призыв стать христианином и отклоняя папское право цензурировать его, Гуюк в ответной грамоте предложил Папе и королям лично явиться к своему двору для изъявления покорности, поскольку «силою Бога все земли, начиная от тех, где восходит солнце, кончая теми, где заходит» пожалованы Чингис-хану и его потомкам. В последней фразе нашла краткое выражение идеология чингисидов, претендовавших на мировое господство. «Непокорные» народы и государства следовало приводить к повиновению силой. Таким образом, претензии католической церкви на вселенскую власть натолкнулась на другую универсалистскую доктрину.
Грамота Гуюка была обнаружена в 1920 г. в архиве Ватикана.
Силою Вечного Неба наш, хана великого улуса и вселенной, приказ.
Это приказ, посланный великому папе, чтобы он его знал и понял.
После того, как держали совет в [...] области Карал, вы нам отправили просьбу о покорности, что было услышано от ваших послов. И если вы поступаете по словам вашим, то ты, который есть великий папа, приходите вместе сами к нашей особе, чтобы каждый приказ Ясы мы вас заставили выслушать в это самое время.
И еще. Вы сказали. Что если я приму крещение, то это будет хорошо; ты умно поступил, прислав к нам прошение, но мы эту твою просьбу не поняли.
И еще. Вы послали мне такие слова: «Вы взяли всю область Majar (венгров) и Kiristan (христиан); я удивляюсь. Какая ошибка была в этом, скажите нам?» И эти твои слова мы тоже не поняли. Чингис-хан и Каан послали к обоим выслушать приказ Бога. Но приказа Бога эти люди не послушались. Те, о которых ты говоришь, даже держали великий совет. Они показали себя высокомерными и убили наших послов, которых мы отправили. В этих землях силою Вечного Бога люди были убиты и уничтожены. Некоторые по приказу Бога спаслись, по его единой силе. Как человек может взять и убить, как он может хватать (и заточать в темницу)?
Разве так ты говоришь: «Я христианин, я люблю Бога, я презираю и.. . » Каким образом ты знаешь, что Бог отпускает грехи и по Своей благости жалует милосердие, как можешь ты знать Его, потому что произносишь такие слова?
Силою Бога все земли, начиная от тех, где восходит солнце, и кончая теми, где заходит, пожалованы нам. Кроме приказа Бога так никто не может ничего сделать. Ныне вы должны сказать чистосердечно: «Мы станем вашими подданными, мы отдадим вам все свое имущество». Ты сам во главе королей, все вместе без исключения, придите предложить нам службу и покорность. С этого времени мы будем считать вас покорившимися. И если вы не последуете приказу Бога и воспротивитесь нашим приказам, то вы станете (нашими) врагами.
Вот что вам следует знать. А если вы поступите иначе, то разве мы знаем, что будет? Одному Богу это известно. В конце (месяца) джумада-л-ахира 644 года1.
1 3-11 ноября 1246 г.
2.4.