Отношение арабских властей к завоеванному населению
В документе подтверждается уже известный факт, что с побежденным населением (зиммиями) арабы-завоеватели подписывали мирные договоры, сохраняя за христианами свободу вероисповедания и оставляя им их храмы и церкви. Церковнослужители предпочитали заключать подобные соглашения с «неверными», чтобы оставить за собой принадлежавшие им владения.
В документе приводится интересный эпизод о том, как при отступлении полководец Абу-Убейда возвращает сирийцам собранные с них подати, и передается то впечатление, которое этот поступок произвел на местное население.
Интересен также факт переписки Абу-Убейды с халифом Омаром, о котором говорится в том же отрывке. Халиф одобряет тактику своего полководца, обеспечившую ему сочувствие местного населения, и советует Абу-Убейде справедливо относиться к христианам, дабы привлечь их на свою сторону. В этом сказалась дальновидная и заранее продуманная политика арабских завоевателей, которые ценой временных уступок пытались обеспечить себе поддержку подданных халифата, с тем чтобы в дальнейшем обрушить на них всю тяжесть налогового бремени и полностью подчинить их своей власти.
Что касается твоего вопроса, повелитель правоверных, о положении зиммиев о том, как были оставлены их храмы и церкви в городах и столицах, а не разрушены, когда мусульмане завоевали их, и как позволили им выносить кресты во время праздников их, то дело в том, что между мусульманами и зиммиями был заключен мирный договор с условием уплаты поголовной подати, и города были сданы с условием, чтобы ни храмы, ни церкви их не разрушались ни в пределах города, ни вне его, чтобы им была дарована жизнь, чтобы мусульмане сражались за них и защищали их против тех врагов, которые будут обижать их, и чтобы они могли выносить кресты во время праздников их...
...Когда же зиммии увидели, как честно соблюдают мусульмане данные ими обещания и как они хорошо обращаются с ними, то они стали жестокими противниками врагов мусульман и помощниками мусульман против врагов их. Жители каждого города, заключавшего мирный договор с мусульманами, послали от себя людей раздобыть известия о румах, об их царе и о том, что они хотят предпринять.
...И пришли к жителям каждого города посланные ими и сообщили им, что румы собрали такую армию, какой еще не видывали...
...Абу-Убейда и мусульмане сочли свое положение опасным. Тогда Абу-Убейда написал каждому наместнику из назначенных им в тех городах, с которыми он заключил мирный договор, приказывая им возвратить зиммиям собранные с них поголовную подать и харадж и предписал сказать им: «Мы возвращаем вам ваши деньги потому, что до нас дошли сведения о собранных против нас войсках, вы же выговорили у нас, что мы защищаем вар, а так как мы не в состоянии сделать это, то возвращаем вам то, что взяли с вас. Мы будем придерживаться заключенных с вами и написанных между нами условий, если бог дарует нам победу над врагом». Когда же мусульмане сказали им это и возвратили им деньги, которые были собраны с них, то зиммии сказали: «Да вернет вас бог к нам и да дарует вам победу над ними! Если бы на вашем месте были румы, они не возвратили бы нам ровно ничего и взяли бы то, что осталось у нас, не оставив нам ничего».
...И столкнулись мусульмане и многобожники и вступили в ожесточенный бой. С обеих сторон было множество убитых. Затем бог помог мусульманам против многобожников и обратил их в бегство.
Запрос Омару и ответ халифа своему полководцу Абу-Убейде
И написал Абу-Убейда Омару о бегстве многобожников, о том, что бог доставил добычу мусульманам, о мирном договоре, заключенном с зиммиями, о просьбе мусульман разделить между ними города, население их, землю и находящиеся на ней деревья и посевы, и о том, что он отказал им в этом, пока не написал об этом Омару, и тот не отпишет ему своего мнения.
Тогда Омар написал ему... утверди то, что дал тебе бог в добычу, в руках тех, кто взял ее; наложи на зиммиев поголовную подать1 по мере сил их; ты разделишь ее между мусульманами, а зиммии будут возделывать землю, ибо они более знакомы с ней и лучше обрабатывают ее...
Так обложи их поголовной податью, не позволяй уводить их в плен и запрети мусульманам поступать с ними несправедливо, наносить им вред и поедать их имущество, за исключением случаев, когда это разрешается, и честно соблюдай те условия, о которых ты договоришься с ними в числе всего того, что ты пожаловал им.
1 Поголовная подать – джизия.
2.3.
МОНГОЛИЯ