Из донесения английского посла в Нидерландах Вильсона (1576 г.)

Весь христианский мир сегодня пристально смотрит на трех лиц: дон Хуана, герцога Алансонского и принца Оранского, и трудно сказать, которого из них следует больше опасаться в интересах Англии.

Из письма английского посла во Франции Уолсингэма (11 мая 1578 г.)

Трудно судить, в чем главная опасность. В объединении ли с дон Хуаном или со штатами. Сохранение первого принесет нам зло в настоящем, второе – в будущем, которое скорее постигнет наших потомков, чем нас.

1 Герцог Алансонский – французский принц, сын Екатерины Медичи.

Указ, объявляющий Вильгельма Оранского вне закона от 15 марта 1580 г.

Страшась влияния Вильгельма Оранского, Филипп II вкупе с церковью решил подорвать его авторитет в Нидерландах и издал указ, в котором изложил причины, побудившие его к этому шагу. Вильгельма обвиняли «в подстрекательстве к протесту», в иконоборстве и публичном проповедничестве, напоминали ему о походах против Альбы, восстании в Голландии и возлагали на него вину за страшную резню, произведенную испанцами в этой провинции, резню, бывшую, по словам врагов Вильгельма, «необходимым последствием его измены.

В ответ на этот указ в том же году появилась известная «Защита принца Оранского», написанная им самим, где он не признает власти испанского монарха и заявляет о своей готовности подчиниться воле народа и выполнить любое его решение.

За все... преступления мы объявляем его изменником и изувером, врагом нашим и нашего отечества, изгоняем его навсегда из наших владений, запрещая всем нашим подданным всех сословий иметь с ним явные и тайные сношения и доставлять ему пищу, питье, топливо или что-либо другое, необходимое для поддержания его жизни. Имущество вышеупомянутого Вильгельма Нассауского предоставляется разграблению каждого из наших подданных. Позволяется нападать на его имущество и посягать на его жизнь. Тому из наших подданных или иностранцев, кто по великодушию своему избавит нас от этой язвы, представив его нам живым или мертвым, или умертвит его, мы обязуемся немедленно выплатить 25 тыс. крон золотом, даруя ему при этом полное прощение за всякое совершенное им преступление, как бы гнусно оно ни было, и обещая возвести его в дворянство, если он не дворянин.

Убийство Вильгельма Оранского

(Сообщение из Антверпена фирме Фуггер, 16 июля 1584 г.)

К вечеру 12-го числа этого месяца мы получили известие, правдивость которого позже подтвердилась, что 10-го числа этого же месяца принц Оранский был убит в Дельфте одним бургундцем по имени Бартоломей Жерар. Этот бургундец за день до этого прибыл из Франции в качестве посла к штатам и к принцу Оранскому с известием о смерти герцога Алансонского1.

И уже через четверть часа после его прибытия принца больше не было в живых.

Пока я писал это письмо, пришло известие, что упомянутый Бартоломей Жерар был в Дельфте подвергнут пытке и сообщил, что его убедил убить Вильгельма Оранского один иезуит в Италии, действовавший от имени испанского короля. Иезуит обещал ему в качестве вознаграждения 30 тыс. фунтов. В .случае, если бы исполнение задуманного повлекло за собой смерть самого Жерара, обещанная сумма должна была достаться его друзьям.

Вслед за этим тот же иезуит послал его в Париж к тамошнему испанскому послу по имени Таксис.

Тот направил его к престарелой королеве Франции2, вручившей Жерару письма к принцу Оранскому и сословиям Голландии, чтобы этим путем известить о кончине ее сына, герцога Алансонского. Жерар, раньше чем отправиться в Голландию, посетил принца Пармского3, с которым он поделился замыслом. Лишь после этого он появился у принца Оранского.

1 Принца Анжуйского, младшего брата французского короля Карла IX, который пожаловал ему Алансонское герцогство.

2 Екатерине Медичи.

3 Бывшего в то время командующим всеми испанскими военными сила­ми, действовавшими против Нидерландов.

Нидерланды в XVII в.

Приведенный документ – отрывок из книги «Богатство Англии во внешней торговле» Томаса Мена (1571-1641 гг.). Автор книги – один из директоров английской Ост-Индской компании, обосновавший во многих своих сочинениях по экономике основные принципы меркантилизма.

После успешного завершения Нидерландской буржуазной революции города северных нидерландских провинций начинают стремительно расти, становясь крупными промышленными центрами и центрами широкой заокеанской торговли.

Как изобилие и мощь делают народ порочным и непредусмотрительным, так лишения и нужда делают его разумным и трудолюбивым. В отношении последнего я мог бы привести в пример различные государства христианского мира, которые, имея мало или совсем не имея собственных территорий, все же добивались большого богатства и мощи своей усердной торговлей с иностранцами. Среди них Соединенные провинции Нидерландов являются теперь величайшим и славным примером. С тех пор как они сбросили с себя ярмо испанского рабства, как чудесно они развили все свои способности! Какие большие средства получили они, чтобы защищать свою свободу против мощи такого великого врага! И не произошло ли все это благодаря их непрерывному усердию в торговле? Не являются ли их провинции складами товаров для большинства стран христианского мира, благодаря чему их богатство, судоходство, моряки, ремесла, народ, а потому и общественные доходы и акцизы выросли до удивительной высоты? Если мы сравним времена их порабощения с их настоящим состоянием, они покажутся нам другим народом.

Кто не знает, какая нужда, волнения и беспорядки царили в этих провинциях при испанском владычестве, что приносило испанцам, скорее, большие издержки, чем удовлетворение их честолюбия? Нетрудно было бы также соседним государям в короткое время низвести Нидерланды до их прежнего состояния, если бы безопасность этих государств требовала этого, как несомненно было бы, если бы испанцы были единственными властителями Нидерландов. Но наш очерк не имеет целью показать все пути и средства этих изменений. Наша цель – показать главные причины богатства и величия Голландии. Всему миру чудом по-кажется, что такая маленькая страна, даже меньше наших двух лучших графств, имеющая мало естественных богатств, пищевых припасов, леса или других необходимых запасов для войны или мира, несмотря на это, обладает всем этим в таком чрезвычайном изобилии, что, кроме своих собственных нужд (которые очень велики), она может снабжать и действительно снабжает и продает другим государствам суда, артиллерийские орудия, снасти, зерно, порох, пули и т.д. и все, что только голландцы собирают со всех концов мира благодаря своей усердной торговле. В этом деле они не менее вредны для других (особенно для Англии), вытесняя их с рынков, чем заботливы в укреплении своего положения. А для того чтобы достигнуть всего этого и даже более того [их война с Испанией], они имели мало средств, кроме рыболовства, которое им разрешено производить в морях его величества. Оно действительно явилось для них средством невероятного обогащения и их силы и на море и на суше. И сами Генеральные штаты в своей прокламации прямо описывают ценность рыболовства в следующих словах:

Часть прокламации штатов, датированной в Гааге 19 июля 1624 г.

«Крупное рыболовство и ловля сельдей являются главным занятием и основной золотоносной жилой Соединенных провинций; благодаря им много тысяч хозяйств, семейств, ремесел, торговых дел и занятий процветают и работают, прячем особенно высоко ценится судоходство и мореходство как внутри, так и вне этих провинций. Кроме того, благодаря рыболовству мы получаем много денег, что увеличивает наши средства, наш флот, таможенные пошлины и доходы Провинций»...

– и многое другое, что ярко выражено в прокламациях Ге-неральных штатов в защиту сохранения рыболовства, без которого они не смогут долго сохранять свой суверенитет, так как если этот фундамент рухнет, то должно будет пасть все здание их богатства и силы как на море, так и на суше. Тогда значительная часть их судоходства сразу погибнет, их доходы и таможенные пошлины станут незначительными, их страна обезлюдеет из-за недостатка работы и заработка, из-за чего прекратится поступление налогов и сборов, и их торговля с Ост-Индией и другими странами придет в упадок. Таким образом, слава я мощь нидерландцев заключается в ловле сельди, налима и трески в морях его величества.

Из донесения английского посла в Нидерландах Вильсона (1576 г.) - student2.ru

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

НА ВОСТОКЕ

2.1.

ГОСУДАРСТВО САСАНИДОВ

Наши рекомендации