Феофан Исповедник о болгарах
Феофан, по прозвищу Исповедник (Конфессор) (ок. 760-818 гг.), – византийский историк из знатной семьи, принял монашество. Как активный сторонник иконопочитания был сослан императором-иконоборцем Львом V. Его «Хронография» охватывает время с 284 по 813 гг. Писал с ортодоксально-конфессиональных позиций. Сочинение Феофана пользовалось популярностью. Примерно в середине IX в. было переведено на латинский язык Анастасией Библиотекарем – видным деятелем папской курии.
[О расселении болгар]
...В этом же году1 народ болгар напал на Фракию. Необходимо, однако, сказать и о прошлом уногундуров-болгар и котрагов...2 [Следует рассказ о времени пребывания протоболгар в Приазовье], [где] находятся Старая Великая Болгария и так называемые котраги, также являющиеся их соплеменниками. Во времена Константина3, [правившего] на Западе, Кробат4, бывший господином Болгарии и котрагов, ушел из жизни и оставил пять сыновей, завещав, чтобы они никогда не разлучались друг от друга, проживая вместе, дабы всегда оставаться господами и не прислуживать другому народу. Вскоре после его смерти пять его сыновей, разлучившись, отдалились один от другого вместе с подчиненным власти каждого народом. Первый сын, называвшийся Батбаяном, храня завет своего отца, оставался в земле прадедов вплоть доныне5; второй же его брат, по имени Котраг, перейдя реку Танаис6, поселился напротив своего брата. Четвертый же и пятый, переправившись через реку Истр, называемую также Данувием, остались – один в Аварской Паннонии7, подчиненный там вместе с его войском хагану аваров, а второй, достигнув Пентаполя у Равенны8 и оказавшись под властью империи христиан9. Наконец, третий из них, именуемый Аспарухом, переправившись через Днепр и Днестр и достигнув Онгла10, более северных по отношению к Данувию рек, поселился между ним и ими, рассудив, что место безопасно и трудно для овладения с любой стороны: впереди болотистое, а с других сторон окруженное венцом рек, оно представляло большую безопасность от врагов ослабленному разделением народу. После того, как они были разделены таким образом на пять частей и стали малочисленными, выступил великий народ хазар из более внутренних глубин Верзитии, [принадлежащей к] Первой Сарматии11, и овладел всей противолежащей землей вплоть до Понтийского моря и, сделав первого брата, Батбаяна, архонта Первой Болгарии, подплатежным, доныне получает с него дань.
[Болгары и Византия]
Когда император Константин12 узнал, что народ грязный и нечистый неожиданно разбил лагерь по ту сторону Данувия в Онгле и совершает набеги и разоряет лежащие близ Данувия земли, то есть находящуюся в их владении страну13, а тогда удерживаемую христианами, он сильно опечалился и повелел переправить все фемы14 во Фракию. Вооружив флот, он, пытаясь войною изгнать их, двинулся против них по земле и по морю, выстроив в боевой порядок на суше близ так называемого Онгла и Данувия пешие войска, а корабли причалив у лежащего рядом берега.
Увидев этот плотный и многочисленный строй, болгары, отчаявшиеся в своем спасении, бегут в названное выше укрепление и стараются обезопасить себя. После того, как в течение трех-четырех дней они не осмеливались выходить из этого укрепления, а ромеи не завязывали сражения из-за болот как удобного предлога, мерзкий народ, заметивший расслабленность ромеев, ободрился и стал смелее. Поскольку же император страдал от острых болей в ногах и был вынужден вернуться, чтобы принять баню в Месимврии15, вместе с пятью дромонами16 и близкими к нему людьми, он оставил стратигов и войско, приказав затевать схватки, выманивать их из укрепления и завязать с ними сражение, в случае если они выйдут. А если этого не случится, то хотя бы обложить их и стеречь в укреплениях.
Однако люди из конницы, объявив, что император бежал, и поддавшись панике, сами обратились в бегство, хотя их никто не преследовал. А болгары, видя это, преследовали их по пятам и большинство перебили мечами, а многих ранили. Преследуя их вплоть до Данувия, переправившись через него и прибыв к так называемой Варне близ Одиса и тамошнего внутреннего района, они увидели место, расположенное весьма безопасно: сзади – благодаря Данувию, а спереди и с боков – благодаря ущельям и Понтийскому морю.
Когда же они овладели также из находящихся поблизости славянских народов так называемыми «Семью родами»17, они поселили северов18 от передней теснины Верегава19 к районам на восток, а в районы к югу и западу, вплоть до Аварии, остальные «Семь родов», находящихся под пактом20.
Итак, когда они распространились в этих местах, они возгордились и стали нападать на находящиеся под ромеиским управлением крепости и деревни и порабощать их. Вынужденный этим, император замирился с ними, согласившись, к стыду ромеев, из-за множества грехов [их] предоставлять им ежегодную дань21.
1 680 г.
2 Уногундуры-болгары и котраги – прото-болгарские племенные союзы, чаще их называют утигурами и кутригурами.
3 Не Константин, а Констант II (641-668 гг.).
4 Кробат, т.е. Кубрат – основатель Великой Болгарии.
5 Доныне – след использованного Феофаном источника конца VI – начала VII вв.
6 Танаис – совр. Дон.
7 Аварская Паннония располагалась в бассейне Тисы (в Венгрии), где находился центр Аварского хаганата.
8 Пентаполь – область в Равеннском экзархате (в Италии), составлявшем тогда византийскую провинцию.
9 Империя христиан – здесь Византия.
10 Онгл – территория между Днестром, низовьем дуная и Карпатами.
11 Верзития – территория расселения хазар в Поволжье.
12 Константин IV (668-685 гг.).
13 Речь идет о временах Феофана.
14 Фемы – крупные воинские соединения, расквартированные в провинциях империи (имеются ввиду отряды малоазийских провинций).
15 Месимврия – совр. Несебр.
16 Дромон – крупный военный корабль.
17 «Семь родов» – название славянского военно-территориального союза. Нередко переводят – «Семь племен», давая иную интерпретацию этого пассажа.
18 Северы – племя или объединение племен, может быть, антского происхождения.
19 Верегава – Ришский, или Вырбишский, перевал через Балканский хребет.
20 Пакт толкуется либо как соглашение (договор), либо как дань. Спорят и о том, кто и у кого был «под пактом».
21 Мир датируют августом 681 г.
Никифор о болгарах
Никифор (758-828 гг.) происходил из знатной семьи. В 806-815 гг. – патриарх Константинополя. Как один из главных противников иконоборчества и теоретик иконопочитания был принужден отречься от патриаршьего сана, после чего был сослан Львом V. Исторический труд под названием «Бревиарий» он написал до 787 г. Сочинение охватывает 602-769 гг. Во многом основывался на утраченных источниках. Особое внимание уделял церковной истории и биографиям крупных деятелей.
[Болгары и славяне]
…[А болгары] покорили и рядом живущие славянские народы, причем одним из них поручили охранять все соседствующее с Аварией, а другим стеречь все находящееся поблизости от ромеев. Укрепившись таким образом и умножившись, они стали разорять деревни и городки Фракии. Видевшего это императора вынудила необходимость заключить мир на условиях выплаты им дани.
«Апокрифическая болгарская летопись»