Г. Львова и «всей Русской Земли и Подольской»

(8 октября 1408 г.)

Милостью божьей мы, Александр, воевода и господарь земли Молдавской. Извещаем этим нашим листом всех, кто его увидит или услышит, что мы договорились с советниками (радцями) и с горожанами Львова и со всем их поспольством и установили устав о торговых пошлинах (мытах) в нашей земле, и договорились с ними, чтобы ходили в нашу землю с своей торговлей. А мыта им установили, чтобы давали в нашей земле так. Первое главное мыто сучавское1, на складе, от сукна от гривны 3 гроша2. А если купят в Сучаве татарский товар: или шелк, или перец, или камку3, или тебенки4, или ладан (темьян), или греческое вино – от гривны в Сучаве по 3 гр. Если же купят татарский товар на других наших торгах, должны дать там, где купят, от гривны 2 гр.; а главное мыто в Сучаве от гривны 3 гр.; а продавать татарский товар могут там, где захотят. Кто идет к Львову, должен платить главное мыто в Сучаве: от скота – 1 гр., от 10 свиней – 1 гр., от 10 овец – 1 гр., от кобылы – по 6 гр. и каждого коня – по 6 гр., от 100 белок – 1 гр., от 100 лисиц – 10 гр., от 100 овчин сыромятных (суранныи) – 4 гр., от 100 кож ягнячьих – 2 гр., от 100 кож яловых – 15 гр.; то мыто сучавское. Кто идет на татарскую сторону, должен платить от 12 кантари5 в Сучаве 1 руб. серебра, в Яссах – 30 гр., в Белгороде – полрубля серебра. А кто не идет в Бел-город, тот должен платить только в Тигипе столько, сколько в Белгороде, кроме перевозов; а за охрану от каждого воза по 12 гр. Кто хочет погнать скот до татар, должен платить от скота главное мыто в Сучаве 4 гр., в Яссах – 2 гр., в Тигине – 2 гр., от 100 овец в Сучаве – 60 гр., в Яссах – 30 гр., в Тигине – 30 гр., то мыто для тех, кто идет до татар. Сукна могут продавать в Сучаве, а на других наших торгах не могут их продавать. А с теми грошами они могут свободно ходить и покупать по всем нашим торгам то, что захотят. В Трансильванию и Валахию они могут вывозить сукно свободно. Кто повезет сукно в Валахию, должен платить главное мыто в Сучаве от гривны по 3 гр., а на границе, в Ба-кове, от гривны 2 гр. А что привезут из Валахии: или перец, или хлопок (баволну), или что другое, от 12 кантари в Бакове полрубля серебра, а главное мыто в Сучаве от 12 кантари 1 руб. серебра. А кто повезет сукно в Бистрицу6 и в Трансильванию, должен платить в Сучаве от гривны по 3 гр., а в Бане7 от гривны полтора гроша, а в Молдавице от гривны полтора гроша. На обратном же пути из Трансильвании от каждого груза (терху) в Молдавице по 2 гр. и в Бане от каждого терху по 2 гр. Кто же повезет сукно в Брашов8, должен платить главное мыто в Сучаве от гривны 3 гр., в Бакове от гривны полтора гроша, а в Тротуше от гривны полтора гроша. А па обратном пути от каждого терху в Тротуше по 2 гр., и в Бакове по 2 гр. Коней наших, которые по 3 гривны, и валашских коней могут свободно купить. А на каком торгу купят, там да платят пошлину от каждого коня по 4 гр., а в Сучаве от каждого коня по 6 гр., а в Серете от каждого коня по 2 гр., а в Черновцах по 2 гр. Кто поведет коней или кобыл в Каменец9, должен платить пошлину в Дорохое такую, как в Серете, и в Хотине – как в Чернов-цах; мыто от кобылы такое же, как и от коня. А кто купит скот на торгу в Бакове, или Романе, или Бане, или Нямце или на других наших торгах, тот не должен нигде платить мыта, лишь там, где купил, и взять расписку от мытника. А на каком торгу купит, там должен платить от скота 1 гр., от 10 овец – 1 гр., от 10 свиней – 1 гр., от 100 кож воловьих – 10 гр., от 100 кож ягнячьих – 1 гр., ог 100 сыромятных овчин – 2 гр., – да идут на главное сучавское мыто. А в Серете от мелких товаров (крайних речей): от шапок, от ногавици10, от корды11, от меча – от гривны по 3 гр. Если повезут товар через Сучаву на Серет, должны платить в Серете половину сучавского мыта от всего, и от кожи, и от шерсти (волны) и от овчины, то мыто серетское. А в Черновцах от немецкого воза мыто – 4 гр., а от армянского воза – 6 гр., от скота – один гр., от 10 свиней – один гр., от 10 овец – один гр., от коня и от кобылы – по 2 гр. А на перевозы и от немецких и от армянских возов по 4 гр., то мыто чериовское. А в Черновцах возы не стрясти, если купец заверит, что не имеет запретных товаров: куницы, серебро, воск, коней доб-рых. А цену сукна в Сучаве установить такую же, как и во Львове. Если львовчане пойдут в Браилов за рыбой, то должны платить мыто на границе, в Бакове или Бырладе, от гривны по полтора гроша, а воза и рыбы не задерживать. А взяв расписку, да придет свободно в Сучаву и заплатит главное мыто от гривны по 3 гр., а воза и рыбы не задержи-вать. А в Серете должны платить от гривны по полтора гр., а рыбы и воза не задерживать. А в Черновцах мыто от воза. Если львовчане повезут сами из Трансильвании серебро жженое, от того серебра мы можем купить, сколько нам будет нужно; а остальным серебром они могут торговать свободно. А валашским (мунтянским) и брашевским воском они могут торговать свободно. А мыто платить от камене12 в Бакове 1 гр., а в Сучаве от камене 1 гр. и в Серете от камене 1 гр. А венгерскими куницами торговать им свободно, а мыто платить в Бане полтора гроша от гривны, а в Сучаве от гривны 3 гр., а в Серете полтора гроша от гривны. А из тех куниц мы можем купить, сколько нам будет нужно; а остальными они могут торговать свободно. Кроме того, мы разрешили им держать в Сучаве один дом, но чтобы в том доме корчмы не держать, ни пива, ни меду не варить, мясной лавки не держать, хлеб не продавать. Если же тот, кто будет жить в зтом доме, захочет что-нибудь из этого держать, то в этом городе он не может жить. Все это мы уста-новили купцам господаря нашего, короля польского, из всей Русской13 земли и из Подольской. А то, что мы выше сего написали, обещаем вечно держать без лести и без хитрости на веки вечные мы и наши наместники, и никогда это не нарушим по нашей чести и по нашей вере, в соответствии с хри-стианским правом.





А на то свидетели: пан Жюржь, староста [сучавский]; паи Михайло, [староста] дорогуньский; пан Влад, [староста] серетский; пан Оана, дворник сучавский; пан Ядкоипан Илиаш, чашник14. Также при этом были послы из Львова, которые с нами договаривались: Мычко Куликовский и Зимирстан Ханыс, и Ханыс Верьзсть, и Рус Никкюс, и писарь львовский Ханыс. А для подтверждения всего велели мы нашему верному логофету написать и привесить нашу печать великую к этому нашему листу.

В Сучаве, в лето 6900 и 16 лето, октября 8.

1 Сучава – один из крупных городов Молдавии XV в.

2 Далее сокращенно: гр.

3 Камка – шелковая ткань с разводами.

4 Тебенки – кожаные лопасти по бокам седла, подвешенные на пряжках.

5 Кантари – мера веса.

6 Бистрица – город в Трансильвании.

7 Баня – молдавский торг XV в.

8 Брашов – город в современной Румынии

9 Каменец – город в Подолпи,

10 Ногаанци – паголенки, камаши, составляющие часть обуви, покрывающей голень.

11 Корда – венгерская сабля.

12 Камене – мера веса для воска.

13 Имеется в виду Галиция, населенная украинцами.

14 Чашник – то же, что и пахарник.

1.21.

БОЛГАРИЯ

Из ранней истории Болгарии

Тырновская надпись

Тырновская надпись хана Омуртага (814-831 гг.) о постройке нового ханского аула на Дунае. Надпись высечена на колонне, находящейся в церкви Сорока мучеников в Тырново, куда она в XIII в. была перенесена из столицы Первого Болгарского царства Плиски.

Кан сюбиги Омуртаг, пребывая в своем старом доме , создал преславный дом на Дунае и, измерив расстояние между двумя преславными домами, насыпал посередине курган. От вершины этого кургана до моего старого аула – 20 тысяч оргий1 и до Дуная – 20 тысяч оргий. Сам же курган преславен. Как бы хорошо ни жил человек, он умирает, и рождается другой. И пусть рожденный после нас, увидев это, вспомнит его создателя. А имя владетеля – Омуртаг, кан сюбиги. Да благословит его бог прожить сто лет.

1 Оргия – византийская мера длины, около 2 м.

Чаталарская надпись

Чаталарская надпись хана Омуртага (814-831 гг.) о походе против Фомы Славянина и постройке нового аула на р. Тиче. Надпись обнаружена при раскопках ханского аула у с. Чаталар вместе с одним из упоминаемых в ней каменных львов.

Кан сюбиги Омуртаг – богом поставленный владетель в земле, где он родился. Пребывая в стане Плиска, он создал аул на реке Тиче1 и двинул войска против греков и славян. И построил искусно мост через Тичу вместе с аулом, и поставил в этом ауле четыре колонны, а на колоннах – двух львов. Пусть бог удостоит поставленного им владетеля попирать ногами императора2, пока течет Тича... Время же, когда было построено это, по болгарскому счету – первый месяц года вола, а по греческому – пятнадцатый индикт3.

1 Тича – река в Северо-Восточной Болгарии.

2 Имеется в виду Фома Славянин – предводитель восстания в Малой Азии, направленного против византийского императора Михаила II, союзника Омуртага. Фома провозгласил себя императором и даже был коронован антиохийским патриархом Иовом в 821 г.

3 Обе датировки указывают на 822 г.


Наши рекомендации