В Ливонии о предоставленных им привилегиях (1216 г.)
Булла «Папы Гонория III к Магистру и Братиям Немецкого ордена в Ливонии о привилегиях им данных». Подобные привилегии во множестве жаловались римской курией различным церковным организациям в Средние века. Вместе с тем эта булла представляет собой интереснейший памятник той эпохи, когда благодаря «апостольской милости» папства возникла и усилилась духовно-рыцарская корпорация, ставшая со временем очагом католической агрессии в Центральной и Юго-Восточной Европе.
В условиях господства феодальной раздробленности папство опиралось на широко разветвленную церковную иерархию, придавая особое значение монашеским, а также духовно-рыцарским орденам, крупнейшие из которых подчинялись непосредственно римской курии. Так, Иннокентий III (1198-1216 гг.) утвердил Тевтонский орден и санкционировал создание Ордена братьев воинства Христова (или Меченосцев). С его же именем связано возникновение нищенствующих орденов – Францисканского и Доминиканского, ставших главным орудием папства в его борьбе против еретических движений.
Политику создания и укрепления монашеских, а также духовно-рыцарских орденов продолжал и преемник Иннокентия III Гонорий III (1216-1227 гг.). Он всеми средствами добивался дальнейшего усиления могущества католической церкви. При нем римская курия продолжала вмешиваться в дела различных государств, организовывала новые крестовые походы, беспощадно преследовала еретиков, возглавляла завоевание земель прибалтийских «язычников», значительно усилила католическую экспансию на Восток. Наконец, лично Гонорий III санкционировал деятельность Ордена кармелитов и всячески покровительствовал тевтонским рыцарям, поощряя их агрессивные устремления. В первые же месяцы своего понтификата Гонорий III не только утвердил все привилегии, полученные Тевтонским орденом ранее, но и предоставил ему новые, еще более значительные. Полное представление о них дает публикуемый ниже текст одной из наиболее больших булл, полученных когда-либо Тевтонским орденом от римской курии.
Епископ Гонорий, раб рабов божьих1, магистру и братьям госпиталя св. Марии в Иерусалиме2 шлет пожелание вечного благоденствия как в настоящем, так и в будущем.
Хотя бог ничего не сажает и не орошает, но дарует семя, однако благодаря бережливости в расходовании этого дара, старанию и заботе человека земля производит растения, некоторые из которых до сих пор приносят обильные плоды и при благоприятных обстоятельствах сулят еще более обильные.
Итак, молодые саженцы христианской религии в необыкновенном изобилии произвели цветы и плоды почета и добродетели [бог же даровал семена] и до такой степени стали распростирать свои ветви, что, кажется, [и в будущем] обещают богатейший урожай плодов.
Мы, которые поставлены стражами в божьем винограднике 27 и как возделыватели, должны прилагать старания для более усердного ухода и надзора за ростками добродетели, некоторые наши насаждения предполагаем оросить бальзамом апостольской милости и способствовать нашей неусыпной заботливостью множеству добрых дел, благодаря которому христианская религия процветает в настоящее время и будет божьей милостью процветать в будущем3.
Поэтому, возлюбленные в боге сыновья, мы милостиво признаем ваши справедливые просьбы и принимаем под покровительство св. Петра и наше ваш Орден, или госпиталь, в котором вы объединены в честь и славу божью как для защиты своих интересов, так и для освобождения церкви Христовой, со всеми вашими имениями и имуществом, которыми, как известно, ваш Орден владеет законно в настоящее время либо на основании уступки первосвященников, дара королей или князей, пожертвования верующих или другими справедливыми способами, при ручательстве бога, сможет завладеть [в будущем].
Мы утверждаем эту привилегию настоящим письменным предписанием, постановляя, чтобы в будущем [ваш Орден, его имения и имущество] навечно находились под покровительством и защитой апостольского престола.
Мы, кроме того, постановляем, также, чтобы в то же время наряду с установлениями вашего Ордена навечно соблюдались устав братьев госпиталя о бедных и больных и устав братьев воинства Храма о клириках, рыцарях и прочей братии4. Помимо того, мы предписываем вам заботиться об охране католической церкви и неустрашимо бороться за ту, которая находится во власти язычников5, для избавления ее от их скверны. Вы можете беспрепятственно обратить для своих потребностей то из награбленного язычниками, что вы захватите у них, и мы запрещаем принуждать вас против вашей воли выделять кому-нибудь из этого долю.
Настоящим постановлением мы также подтверждаем, что братья вашего Ордена, благочестиво служа богу, давая ему свой обет и оправдывая [его] своим образом жизни6, должны быть подчинены и повиноваться не светской власти, а своему магистру или тем, кому он сам предпишет.
Кроме того, поскольку ваш Орден оказался достойным быть источником и родоначальником благочестивых установлений и порядков, пусть он навечно считается главой и руководителем всех относящихся к нему святых объединений7. Дополнительно мы предписываем, чтобы после твоей смерти, возлюбленный в боге сын Герман, магистр уже названного Ордена8, во главе братьев этого Ордена был поставлен желательно кто-нибудь из твоих преемников, обязательно опытный в военном деле и благочестивый, признавший ваши религиозные установления и обычаи, причем он должен быть избран одновременно всеми братьями Ордена либо теми из них, кто старше и мудрее9.
Впредь никакому священнослужителю или мирянину не разрешается нарушать, ограничивать или изменять разумно установленные магистром и братьями обычаи, принятые для соблюдения ваших богослужебных обязанностей, как и те обычаи, которым вы следовали значительное время и которые были установлены письменным предписанием если не самого магистра, то, по крайней мере, в результате единогласного их утверждения старшими членами капитула.
Кроме того, мы решительно запрещаем любому духовному или светскому лицу осмеливаться требовать от магистра и братьев названного Ордена вассальной верности, владений, присяги либо другой светской службы10, которая часто требуется от мирян. Мы запрещаем также вашим братьям после принятия обета в вашем Ордене и облачения в монашеское одеяние возвращаться ко всякой мирской жизни. После раз навсегда данного обета о принятии креста пусть ни у кого из них не возникнет тайной мысли отречься от положений вашего устава либо переселиться в другое место под предлогом возврата к прежней или принятия новой религии11 против воли или без ведома братьев либо того, кто является магистром. Никакому ни духовному, ни светскому лицу не разрешается принимать и удерживать их.
Что же касается плодов, добываемых трудом ваших собственных рук12 или в результате расходов, то никому не разрешается взимать десятину с ваших владений, приобретенных до церковного собора, или требовать ее с приплода от вашего скота.
Кроме того, мы апостольской властью утверждаем за вами [право на те] десятины, которые вы сможете взимать по решению и с согласия епископов с владений клириков или мирян, либо на десятины, которые вы приобретете с согласия епископов и их клириков.
Для заботы о ваших душах и более полного использования возможностей их спасения, а также для лучшего совершения вашим святым братством церковных таинств и божественных служб мы разрешаем вам принимать, на пользу богу, достойных клириков и священнослужителей, наиболее подходящих для вашего священного ритуала, откуда бы они к вам ни приходили, и держать их при себе как в главной вашей резиденции13, так и в подчиненных ей областях и объединениях, лишь бы это было по соседству, испросив их от их собственных епископов, причем они не должны давать никакого другого обета и не должны повиноваться другому ордену. В случае же, если епископы не захотят вам их уступить, тем не менее, властью святой Римской церкви вам разрешается их принять и удержать. Если же после принятия обета будут обнаружены какие-нибудь нарушители ваших богослужебных обрядов или [порядков] Ордена, вам разрешается по согласованию с более мудрыми членами капитула удалить их, а им самим предоставить возможность перейти в другой орден, где они, на пользу вере, хотели бы пребывать и служить богу, вместо них же – заново избрать других, достойных, о которых в вашем братстве будут благоприятные отзывы в течение одного года; после этого, если их поведение будет соответствовать [требованиям устава] и они окажутся полезными для служения в вашем Ордене, тогда лишь пусть дают обязательный обет, обещая вести жизнь согласно правилам и повиноваться своему магистру, но с тем условием, чтобы соблюдать образ жизни, принятый у вас, носить ту же одежду [с тем отличием, что их одежда будет закрытой]14, а также участвовать в трапезах14. Но пусть ни капитул, ни руководство вашего Ордена не позволяют им внезапно прекращать15 [свое служение], кроме тех случаев, когда это будет им предписано вами. Кроме того, не подвластные никакому лицу вне вашего капитула 56, пусть они подчиняются тебе, возлюбленный в боге сын, магистр, и твоим преемникам, согласно установлениям вашего Ордена, как будто они повинуются своему магистру и прелату.
Освящение же алтарей или церквей, назначение клириков, которых нужно будет возвести в священный сан, и прочие церковные торжественные церемонии вам будут совершать епархиальные епископы, если только они будут католическими, заслужат милость и благосклонность апостольского престола и захотят безвозмездно должным образом вам [это] совершить. В противном случае вам разрешается обратиться к любому католическому епископу, которого вы предпочтете и который нашей властью пусть выполнит то, что требуется. Если же когда-нибудь к вашему Ордену благодаря благочестивому пожертвованию кого-либо будут присоединены пустующие земли16, вам разрешается основывать там деревни, строить церкви и устраивать кладбища для нужд живущих там людей, так, однако, чтобы по соседству не было никакого аббатства или братства духовных лиц, которым это могло бы нанести ущерб17.
Когда же у вас на любом законном основании соберутся многочисленные земли, вам предоставляется полное право строить на них часовни и устраивать кладбища для нужд переселяющихся [к вам], и только тех, которые будут принадлежать к вашему Ордену. Ведь связано с большой опасностью для души и не подобает благочестивым братьям при посещении церкви смешиваться с толпой мужчин и женщин.
Разумеется, все те, кого вы примете в ваше братство, должны обещать, положив поверх алтаря устав, в котором это должно предусматриваться, что они будут тверды в добродетели, будут стремиться к обращению остальных и, в течение всей своей жизни служа богу, соблюдать покорность вашему магистру.
Итак, мы постановляем, что те, кто обязал себя служением в ваших братствах или объединениях, находятся под покровительством св. Петра и нашим и, не нарушая прав своих сеньоров, могут мирно владеть теми землями, на которых обоснуются.
Что же касается тех, которые были приняты в ваше братство и, оставаясь до сих пор в миру, появились в вашем Ордене, сменив мирскую одежду, либо тех, которые даровали вам свое имущество при жизни, сохраняя его у себя в пользовании до тех пор, пока они будут находиться в миру, и в случае, если церквам, к которым они относятся, будет запрещено отправление божественных служб, а эти люди умрут, то мы также постановляем, чтобы вы обязательно разрешили в отношении их церковные похороны у себя либо при других церквах, на которые не наложен интердикт и которые ранее эти люди выбрали для похорон, если они сами не будут отлучены от церкви либо не подвергнутся личному интердикту18.
[Мы постановляем также], что вы можете перенести к своим церквам для погребения [тела] других собратьев, если прелаты церквей не разрешат их похоронить при своих церквах. Кроме того, если кто-нибудь из ваших братьев будет послан вами в какую-нибудь церковь, замок, город или деревню для принятия [в ваш Орден] названных братств или объединений, то в этом городе, замке или деревне братьям вашего Ордена при их торжественном прибытии разрешается открыть только одну церковь раз в году, причем в божественных службах позволено участвовать всем, кроме отлученных от церкви и тех, на кого наложен личный интердикт.
Мы также постановляем, что никакому епископу в церквах, подчиненных вам, ни по какому праву не разрешается обнародовать решение об интердикте или об отлучении от церкви.
Однако если будет обнародован интердикт, общий для этой местности, то, за исключением отлученных от церкви и тех, на кого наложен личный интердикт, закрыв двери и без ударов в колокола, полностью совершите божественную службу.
Сверх того мы устанавливаем апостольской властью, что в любом месте, куда вам случится прийти, вам разрешается принимать от досточтимых католических священников покаяние, помазание или какие-либо другие церковные таинства, чтобы у вас всегда была возможность для восприятия духовных благ.
И так как все мы едины во Христе и пред богом между нами нет различия, то мы верим, что ваш Орден и объединенные в нем братья заслуживают как отпущения грехов, так и других милостей и благословения, дарованных вам апостольским престолом.
Итак, решительно никому не разрешается совершать опрометчивые действия во вред указанному Ордену: захватывать у него и удерживать захваченные владения, дробить их или причинять ему какие-либо другие обиды. Все [принадлежащее Ордену] властью апостольского престола должно всегда сохраняться в неприкосновенности и невредимости, принося всяческую пользу вам и другим верным богу.
Таким образом, если кто-нибудь, зная о содержании нашего постановления, осмелится необдуманно выступить против него и после сделанного дважды и трижды напоминания не искупит свою вину, [дав] соответствующее удовлетворение, то он должен быть лишен достоинств власти и почета; пусть знает, что он предается суровому суду вечности, отлучается от священнейшего тела и крови бога и Спасителя Иисуса Христа и подлежит строгой каре во время последнего [божьего] испытания19. Те же, кто хранит [заветы] всемогущего бога и святых апостолов Петра и Павла, да обретут его благословение и милость.
Дано и т.д.
1 Так именовали себя в посланиях римские папы.
2 По данным орденских хроник, а также других источников, в Иерусалиме около 1118 г. возник немецкий госпиталь св. Марии, который был подчинен Ордену иоаннитов. Тевтонский орден, также возникший из госпиталя, который был устроен немецкими крестоносцами и купцами в 1190 г. во время осады Акры, принял официальное название: Domus hospitalis S. Mariae Theutonicorum Ierosolimitani. Тем самым новый орден претендовал на старый иерусалимский госпиталь и его владения, надеясь создать там главную орденскую резиденцию.
3 Целью папства не было лишь распространение христианства, о чем лицемерно утверждает Гонорий III. Вся булла является ярким свидетельством того, что основная задача папства и проводника его политики – Тевтонского ордена – чисто материального характера: увеличение доходов церкви, усиление ее экономического и политического могущества.
4 Во время торжественной церемонии преобразования немецкого госпиталя в духовно-рыцарский орден, состоявшейся в 1198 г. в Акре, магистры госпитальеров и тамплиеров вручили первому магистру Тевтонского ордена копии уставов своих орденов.
5 Имеется в виду борьба за отвоевание Иерусалима и других городов и областей на Ближнем Востоке, захваченных в 1187 г. египетским султаном Салах-ад-дином (Саладином).
6 Рыцари Ордена давали монашеский обет целомудрия, послушания и бедности, что предписывалось статьей 1-й орденского устава. Впрочем, со временем этот обет стал формальностью.
7 Т.е. орденских конвентов, в которых были объединены рыцари, а также различных полумонашеских организаций (бюргерских, женских и т.п.), вступавших под патронат Ордена и оказывавших ему финансовую и иную поддержку.
8 Герман фон Зальца, магистр Ордена в 1209-1239 гг. Происходил из тюрингенских министериалов. Был близок к императору Фридриху II и выполнял некоторые его дипломатические поручения. Ловкий политик и один из хитрейших дипломатов своего времени. Г. фон Зальца всегда и везде старался извлечь выгоды для своего Ордена. В орденской летописной традиции об этом магистре обычно сообщалось, что он «получил самые большие и наилучшие привилегии, которые имеет Орден, с крупными владениями, которые были предоставлены Ордену в Польше, Романии, Армении, Германии, Венгрии, Ливонии и Пруссии...».
9 В первые десятилетия деятельности Ордена магистр избирался в присутствии всех или большинства членов Ордена. Затем установился весьма сложный порядок выборов специальной коллегией, создаваемой с этой целью делегатами от орденских провинций.
10 Орден был подчинен непосредственно папе или его легатам.
11 Т.е. вступать в другие ордена.
12 Здесь следует усматривать «плоды, добываемые трудом» феодально-зависимых крестьян в поместьях Ордена.
13 В 1220 г. резиденция магистра находилась в г. Акра.
14 Т.е. они должны носить обычное одеяние священников.
15 Как и монахи, все полноправные члены Ордена, кроме магистра и его заместителей, обязаны были питаться совместно.
16 Это могли быть и земли «язычников», которые в средневековой Европе считались «ничьими», т.е. пустующими. Видимо, основываясь именно на таком представлении, император Фридрих II пожаловал Ордену Пруссию еще до ее завоевания.
17 Гонорий III опасается возникновения конфликтов между различными церковными организациями. Его опасения были не напрасны, ибо такие распри были обычным явлением. Например, в 1241 г. тамплиеры изгнали тевтонцев из их владений в Палестине («война плащей»). Последним пришлось просить защиты у императора Фридриха II.
18 Это была очень важная привилегия, поскольку люди средневековья придавали похоронам огромное значение. Кроме того, «церковь извлекала из погребения немалые выгоды: похороны сопровождались пожертвованиями для бедных и благочестивыми пожалованиями в пользу церкви». Это обстоятельство также вызывало ожесточенную борьбу между орденами, монахами и епископами за право похорон. Интердикт – временный запрет папой (реже епископом) совершать богослужение и религиозные обряды в пределах определенной территории (локальный интердикт). Интердикт мог налагаться и на отдельное лицо (личный, или персональный, интердикт). Отлучение – исключение из религиозной общины.
19 Т.е. страшного суда.