Декрет о Божьем мире Клермонского собора (1095 г.)
§ 1. Сначала было постановлено, чтобы Божий-Мир соблюдался от заката солнца, в среду, до восхода, в понедельник, и кто в этот промежуток времени овладеет имуществом, или полонить человека, или сделает что нибудь подобное, тот должен все возвратить. Если кто сделает набег днем в среду и не успеет вернуться в свое убежище до заката солнца, тот возвратить все унесенное им.
§ 2. Всякий кто в те дни ударит, ранит или полонит женщину или мужчину, будет считаться нарушителем мира, исключая случаев законной защиты. Если такое лицо, быв призвано епископом или его служителями, явится в течение 7 дней, то оно заплатит только за убыток; если же не явится в течение 7 дней, то будет отлучено, и затем заплатить, по приговору епископского суда, за убыток, а епископу внесет пени 100 солидов.
§ 3. Тот, кто во время Божьего-Мира убьет человека, будет изгнан на семь лет из своей страны, или он не удовлетворит родственников убитого в такой степени, чтобы они сами пришли просить епископа за него; но и после того он заплатит пеню в 30 фунтов, которая будет разделена между епископом и графом, в судебном округе которого было совершено убийство.
§ 4. Если купцы придут в какое нибудь безопасное место и останутся там, то пусть они ждут дней Божьего-Мира. Если кто нибудь захватить их силою или их имущество, то такой будет считаться нарушителем Божьего-Мира.
§ 5. Церкви и кладбища находятся вполне под покровительством Божьего-Мира; если кто нибудь в их ограде построить новое укрепление и не сроет его по требованию епископа, то он нарушить Божий-Мир, и тот, кто разрушит такое укрепление, поступит не худо.
§ 6. Быки, ослы, коровы, рабочие лошади, бараны и их малолетние — на всех их постоянно распространяется мир; сельские старосты вместе с их домами, собиратели десятины, скот и люди вместе с жилищем и со всем в нем находящемся, принадлежать в целости миру. Кто их захватит убьет, сожжет, разрушить дома, унесет и предаст огню вещи, в них находящияся, тот нарушить Божий-Мир.
§ 7. Каноники, клерики, монахи, священники, женщины с их провожатыми, и странники пользуются миром во все дни.
§ 8. Божий-Мир продолжается беспрерывно от того воскресенья, когда поется Aspiciens a longe и до восьмого дня после Богоявления, и от первого дня поста до восьмого дня Пятидесятницы. Если кто нибудь из баронов графства совершит дурной поступок против кого бы то ни было, и обиженный, не нападая на обидчика с оружием, обратится к архиепископу, и если обвиненный, получив охранный лист, пожелает явиться ко двору архиепископа, то граф по приговору архиепископа примет удовлетворение; в противном случае граф будет преследовать со своим войском обидчика и тем не нарушить мира; когда же он возвратится, все обязаны снова сохранять мир по отношению друг к другу.
§ 9. Божий-Мир обязывает графа и всех прочих преследовать барона нарушившего мир, в случае если архиепископ известит о таком нарушении.
§ 10. Тем же миром постановлено, чтобы все бароны и чиновники графов два раза в год, а именно в начале Поста и в восьмой день Пятидесятницы, должны запираться в своих замках и жить там безвыходно три дня…
§ 11. Если купцы пройдут по земле, не заплатив дорожного сбора, и если они могут присягнуть, что поступили так, не зная обычая, то заплатят 60 солидов, и более ничего от них требовать нельзя.
§ 12. В отношении замков и укреплений определено, чтобы всякое такое убежище, из которого выйдет нарушитель мира, обязывалось заплатить пеню за нарушенный мир. Если какой нибудь тирань или другой злодей, не смея нарушить мира из своего замка, перейдет в другое убежище и оттуда нарушит мир, то он не может быть принять в своем замке, прежде нежели удовлетворит правосудие и исполнит постановление Божьего-Мира. Ныне учреждаемый Божий-Мир будет продолжаться до Пятидесятницы, и после того в течение трех лет.
§ 21. Никто из светских не должен делать покушения на чужое наследство. Если же он поступить так, то ни один священник не может дать ему отпущения.
§ 23. Никто из христиан не должен есть мяса от начала поста до Пасхи.
§ 26. Воздержание от пищи в страстную субботу продолжается до вечера.
§ 27. Весенний пост назначается в первую неделю, Великого поста, а летний спустя неделю Пятидесятницы.
§ 29. Если кто нибудь, преследуемый неприятелем, будет искать убежища у креста 5, то он получает свободу, как если бы он находился в церкви.
§ 30. Если кто нибудь нанес оскорбление церкви и искал убежища у креста, то такой предается суду, с условием сохранить ему жизнь и не подвергать увечью.
§ 31. Анафема тем, которые, в случае смерти клерика, овладеют его имуществом.
§ 32. Если кто нибудь схватить епископа и посадить его в темницу, то он предается вечному бесчестию, и на будущее время лишается права носить оружие.
И все воскликнули: да будет так!