Римская католическая церковь
И ЕЕ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Булла Адриана II в «Похвальном слове Кириллу и Мефодию»
Адриан II – папа римский с 14 декабря 867 г. по 14 декабря 872 г. Поддерживал миссию Кирилла и Мефодия среди славянских народов, признал право славян использовать родной язык в богослужении, а после смерти Кирилла назначил Мефодия архиепископом Паннонским и Моравским.
Адриан епископ, раб всех рабов Божьих Ростиславу, Святополку и Коцелу. Слава в вышних Богу и на земле мир и в человеках благоволение1. Услыхав о вас духовную радость, что имеете для (своего) спасения, посылаем брата нашего честного Мефодия, посвященного в архиепископы, в земли ваши, как вы просили у нас, чтобы учил вас, переводя книги на ваш язык, чтобы исполнилось слово пророков, как сказали «Хвалите Господа все народы, и похвалите его все люди»2 и «Всякий язык пусть исповедует, что Господь – Иисус Христос во славу Богу Отцу»3. Аминь.
И в Евангелии говорит Господь, посылая учеников своих: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам, и се Я с вами во все дни до скончания века. Аминь»4.
Вы же, чада возлюбленные, повинуйтесь учению Божьему, что было дано в последние времена ради вашего спасения, чтобы, поучаясь разумно, плод достойный создали и приняли венец нетленный и в этом веке и в будущем со всеми святыми навеки. Аминь.
1 Лука. 2.14.
2 Псалтырь. 116.1.
3 Послание к Филиппинцам. 2.11.
4 Матфей. 28.19-20.
Из буллы Иоанна VIII от июня 880 г.
Иоанн VIII – папа римский с 14 декабря 872 г. по 16 декабря 882 г.
Письмена, наконец, славянские, изобретенные покойным Константином Философом, чтобы с их помощью раздавались надлежащие хвалы Богу, по праву одобряем и предписываем, чтобы на этом языке возглашалась слава деяний Христа Господа нашего, ибо мы наставлены святым авторитетом, чтобы воздавали хвалу Господу не только на трех, но на всех языках, как предписывает говоря: «Восхвалите Господа все народы, и почтите его все люди»1 и апостолы, исполненные Святого Духа, говорили на всех языках о великих делах Божьих2; об этом и Павел, небесная труба, звучит, напоминая: «Каждый язык пусть исповедует, что Господь наш Иисус Христос есть во славе Бога Отца»3; об этих же языках достаточно и ясно напоминает нам в первом послании к Коринфянам, чтобы мы, говоря на языках, воздвигали Церковь Божью4. И ничто ни в вере ни в учении не препятствует на том же славянском языке ни петь мессы, ни читать святое Евангелие или божественные чтения из Старого и Нового Завета, хорошо переведенные и истолкованные, или петь все остальные обряды, ибо Тот, Кто создал три главных языка, то есть еврейский, греческий и латинский, Тот создал и все остальные к Своей хвале и славе.
Предписываем, однако, чтобы во всех церквях вашей земли Евангелие для большего почитания читалось и по-латыни, а затем переведенное на славянский язык возвещалось для ушей людей, не понимающих латинской речи, как, кажется, в некоторых церквях это и делается.
А если тебе [Святополку] и твоим судьям больше нравится слушать мессу по-латыни, предписываем, чтобы для тебя обряды мессы совершали по-латыни.
1 Псалтырь. 116.1.
2 Деяния Апостольские. 2.1.
3 Послание к Филиппийцам. 2.11.
4 Первое послание к Коринфянам. 14.4.
Декреты о Божьем мире
Период раннего Средневековья характеризовался быстрой милитаризацией общества. Формирование феода и вассально-ленных отношений привело к высокой степени рассеянности суверенитета. Право ведения войны стало общим правом, ограничивать которое можно было только с помощью специальных постановлений, издаваемых органами, власть которых являлась бы общепризнанной. На роль таких органов претендовали Церковь и королевская власть. Таким образом, в Средние века, помимо традиционных, формами регулирования международных отношений были Вселенские и поместные церковные соборы и светские конгрессы, а способами регулирования международных отношений были декреты и буллы пап, решения соборов и конгрессов.
Мир Божий – в Средние века прекращение междоусобий в известные, освященные воспоминаниями о событиях из жизни Христа дни недели (с вечера среды до утра понедельника), а кроме того – в важнейшие праздники, с их октавами и вигилиями (вечерни предыдущих дней), а также в назначенные церковью для размышления и молитвы времена сочельника и поста.
Нарушение Мира Божьего каралось штрафами, доходившими до конфискации имущества, отлучением от церкви и даже телесными наказаниями.
В Мир Божий включены были и церкви, монастыри, капеллы и др., далее предметы, необходимые для земледелия, клирики, путешественники и женщины.
Впервые Мир Божий был введен в Бургундии клюнийскими монахами. Во Франции он в 1041 г. был установлен для всего клира. Позже его ввели в Германии, Италии, Англии, Испании. Урбан II на церковном соборе в Клермоне в 1095 г. провозгласил Мир Божий обязательным для всего христианства. Он позже был принят в каноническое право и в 1179 г. утвержден как всеобщее церковное правило.