Внешняя политика Альфонсо VII Императора
(«Хроника Альфонсо Императора»)
«Хроника Альфонсо Императора» составлена анонимным автором ближе к середине XII в. и посвящена правлению одного из наиболее выдающихся правителей средневековой Испании – Альфонсо VII Императору, королю Кастилии и Леона (1126-1157 гг.).
Произведение делится на три части и одна из них посвящена событиям Реконкисты 1109-1146 гг. Очевидно, именно она является ядром работы, будучи проникнута духом священной войны с неверными, и Господь, по мнению автора, уготовил Альфонсо такую судьбу – вести войну с «тем гнусным народом».
Древние авторы, поелику творения их передавались из поколения в поколение, выводили на свет выдающиеся деяния королей, императоров, консулов, нобилей и иных героев. Имея это в виду, подумал я, что было бы великолепно написать о достижениях короля Альфонсо VII. То есть, изложить события, через которые Всевышний принес спасение народу Христову. Посему, я писал лишь о том, что я узнал и услышал от тех, кто был очевидцами…
(1) Следует отметить, что, процарствовав 16 лет, 8 месяцев и 7 дней, королева Уррака умерла в 1164 году Испанской эры1. Почила она в Леоне восьмого марта. Похоронили ее с почестями, близ ее предков, в королевской усыпальнице. Альфонсо, сын королевы Урраки и графа Раймунда Бургундского, правил после нее с Божьего соизволения. Его сочли обещанным свыше и чудесным образом ниспосланным (на землю). На следующий день после смерти матери он, под Божьим водительством, явился в град Леон. Королевство получило свое именование по этому городу. Ему было 19 лет, и это случилось во время радостного времени юбилейного года. По его прибытии, объявленном жителям Леона, епископ Диего Гельмирес вышел навстречу ему со всем людом и клиром. Они приветствовали его так, словно он уже был королем. Тогда, с великой радостью, они провозгласили его королем в церкви Св. Марии в указанный день. Затем они немедля развернули королевское знамя.
Подчинение леонцев и астурийцев; Нападение на Башни Леона.
(2) На третий день после коронации, граф Суарио, муж правдивый и здравомыслящий, явился к королю со всеми своими друзьями и родичами. Он держал Асторгу, Луну и Гордон до реки Эо, а также до Кабрунаньи. Пришел он со своим братом, Альфонсо, и с его сыном, Педро Альфонсо, что позже стал графом, и со следующими нобилями: Родриго Бермудес, Родриго Гонсалес и Педро Браолис. Слишком долго было бы перечислять прочих в его отряде. Граф Альфонс Журдэн, кузен короля, уже пребывал там вместе с ним. Он был сыном графа Раймунда Тулузского и инфанты Эльвиры. Она приходилась дочерью королю Альфонсо VI.
(3) После длительных переговоров с мятежниками, все еще занимавшими башни, король отправил к ним с посланием Альфонса и Суарио и епископа Гельмиреса: «Я приму вас с миром, и вы удостоитесь высокого положения в моем королевстве, если сдадите башни без боя». Мятежники постоянно утверждали и клялись, что не сдадут башни. Они добавили, что они не хотят, дабы он правил ими. Они возлагали свои надежды на графа Педро де Лара и его брата Родриго Гонсалеса. Те были оба кастильцами и предпочитали миру войну с королем.
(4) На следующий день король штурмовал башни и захватил их. Он свершил это со своими консулами-наместниками, Альфонсом и Суарио, и с их вассалами. Участвовали (в штурме) и горожане. Однако, бывшим в башнях и попавшим в плен, дозволили уйти. Было то очень мудрый поступок, ибо милосердие произвело сильное впечатление на врагов короля. В общем, следующие леонские нобили явились к королю и заключили с ним мир: Родриго Мартинес, брат его Осорио и Рамиро Фроилас. Всех их позже сделал графами король. Также явились граф Рамиро, Педро Лопес, брат его Лопе Лопес и граф Гонсало Пелаес 26, что был наместником Астурии. Он стал союзником короля, и был назначен консулом во главе всех военных пограничных гарнизонов Астурии. Многие другие, не помянутые здесь, тоже пришли с миром к королю.
Встреча в Саморе; Подчинение галисийцев и кастильцев.
(5) Затем король отправился к Саморе и встретил в Риковадо Терезу, королеву португальцев, и графа Фернандо. Он заключил с ними мир на условленное время. Следующие нобили также заключили мир с королем: Гарсия Иньигес, что держал Сеа, Диего Муньис из Салданьи, Родриго Велас, галисийский граф, что держал Саррию, и граф Гутьерре, брат графа Суарио. Граф Гутьерре в действительности заключил мир с Альфонсо в Галисии. Сыновья графа Педро Фроиласа также обещали подчиниться. Среди них был Родриго, позднее пожалованный в графы королем. Среди прочих, кто удостоился высоких почестей, были Баласко, Гарсия и Бермудо; также граф Гомес Нуньес, Фернандо Яньес и Диего (Гельмирес), архиепископ Компостелы. Были там также и многие иные прелаты и аббаты из Галисии. Все эти мужи были представлены королю и смиренно признали его своим владыкой в Саморе. Они передали под его власть весь приграничный край по реке Дуэро.
(6) Другие графы увидели, что власть короля растет с каждым днем. Были они кастильцами, Педро де Лара и брат его, Родриго Гонсалес, что жил в Астурии-де-Сантильяна. Химено Иньигес тоже был там. Он управлял Койянсой на землях Леона. Но они испугались и все, как один, устремились налаживать мирные переговоры. Однако, соглашение их с королем было крайне неискренним, ибо они хотели подчиняться королю Арагона.
Положение на границе с Арагоном; Взятие Бургоса
(7) Король Арагона удерживал Каррьон и Кастрохерис и прочие замки в округе. В близлежащей области он правил городом Бургосом, Вильяфранка-де-Монтес-де-Ока, Нахерой, Белорадо (Беллифортис?) и прочими укреплениями и городами со рвами и стенами. Всех их он у королевы Урраки отнял посредством войны и страха. Кроме того, он постоянно нападал на кастильцев, ненавидя их, ибо они желали мира и почитали короля Леона. Прочие же кастильские вожди (Duces), кроме названных выше, пришли к леонскому королю, хотя арагонцы на них нападали, и заключили с ним мир от всего сердца. Были же то Родриго Гомес, что после был поставлен им (королем) консулом, и брат его Диего, и Лопе Диас, что позже прниял от него с честью титул графа, и Гарсия Гарсес с Гутьерре Фернандесом, и братом его Родриго, и Педро Гонсалес, и брат его Родриго де Виллаэскуза.
(8) Однако, горожане Каррьона и Бургоса и те, кто занимал Вильяфранку, поняв, что они несправедливо поступают с королем Леона, который был их подлинным господином, отправили посланников к нему, просить его прийти быстро и занять их города. Потом он пришел и занял города, все они подчинились ему. Но был там некий арагонский рыцарь, по имени Санчо Арнальдес, хранитель замка Бургоса, который, не желая отдавать замок королю, подвергся нападению иудеев и христиан и был ранен стрелой, отчего умер, а замок, который он удерживал, захвачен и передан королю. Услышав о том, король Арагона был разгневан и встревожен…
Осада Байонны королем Арагона; битва при Фраге.
(49) Оставим же дела сии и тотчас же поведем речь об арагонском короле. Здесь мы упомянем о его гибели и его деяниях после его возвращения из Морона и Альмасана.
(50) В то время, когда Альфонсо [VII] воевал со своими мятежными нобилями, Педро де Лара и его братом Родриго, король Арагона собрал немалое войско из рыцарей и пехотинцев. Затем он отправился за пределы собственных границ в Гасконь [1130-1131 гг.]. Там он окружил град Байонну, что стоит близ реки Гаронны. Он оставался в этом краю несколько дней и разграбил всю округу. Он атаковал Байонну многими военными машинами, которых привез с этой целью (туда). Тем не менее, (даже) с их помощью ему не удалось захватить город. Поэтому ему пришлось с позором вернуться в Арагон [октябрь 1131 г.].
(51) Он собрал большое войско из своей страны и из Гаскони. Попросив совета у своих нобилей относительно способа возвеличить свою власть, он объединился с отрядом отважных и стойких людей. Средь них были Ги, епископ Лескара, Арно До, епископ Хаки [и Уэски], епископ Сан-Висенте-де-Рода [т.е. епископ Роды и Барбастро Пьер-Гийом], аббат Сан-Викториана, Гастон де Беарн и Сентуль де Бигорра [оба погибли в 1130 г.; имеется в виду сын Гастона, Сентуль V Беарнский]. Отважные люди от французов и многие другие иностранцы присоединились к его делу. Он собрал войско и отправился сначала в Сарагосу. Оттуда он проследовал в другие города и замки, которые он захватил у мавров. Он выступил в землю Альморавидов и осадил крепкий город Фрагу [январь 1133 г.]. Вся область кругом Валенсии и Мурсии и вся Гранада подверглись нападению. Его отряды грабителей дошли до Альмерии и устроили там большую резню, уведя многих в рабство. Кроме того, они подожгли всю эту область. Однако, известный Альморавидский государь, Абенгания [Яхья б. Али б. Гания, наместник Валенсии, родственник эмира] из Валенсии и Мурсии, скопил большое воинство. Собрав его, он пришел под Фрагу, сражаться против Альфонсо I. Абенгания был разбит дважды, и он бежал с поля боя, оставляя христианам многочисленную добычу.
(52) Король Арагона всегда возил с собой что-то вроде ковчега. Он был сделан из чистого золота, украшенного изнутри и снаружи драгоценными камнями. Внутри его хранился крест, сделанный из материала Истинного Креста. Его почитали как реликвии Искупления грехов наших (Христом). Его он забрал силой из церкви Святых Мучеников Факунда и Примитива, когда сражался в Леоне. Эта церковь стоит близ реки Сеа. У него также были другие небольшие ящички из слоновой кости, отделанные золотом, серебром и драгоценными камнями. В них хранились мощи Святой Марии, обломки Истинного Креста, мощи апостолов и мучеников, исповедников и дев, и патриархов и пророков. Ковчег и сундуки стояли в шатре, где находилась его часовня, которая всегда стояла рядом с шатрами короля. Священников и большое количество клириков постоянно охраняли с предельной заботой. Они всегда служили им мессу.
(53) Бывшие внутри Фраги мавры хотели сдать город королю, чтобы он позволил им мирно уйти. Однако, условия показались ему неприемлемыми. Господь ужесточил его сердце, чтобы он неизбежно потерпел неудачу. Предначертано было случиться этому, поелику он принес немало несчастья христианам в Леоне и Кастилии. С арагонским правителем случилось то же несчастье, на которое он обрекал христиан. Он замышлял захватить город и перебить там всех благородных мусульман. Он хотел пленить их жен и детей, и поклялся королевским словом забрать себе все их богатства. Наконец Абенгания привел туда мавританские рати из Северной Африки. Он встретился с царями Кордовы, Севильи, Гранады, Валенсии [?] и Лериды. Сначала отправились посланцы для этого сбора. Несметные силы конницы, пехоты и лучников двинулись на Фрагу. Альфонсо I не понимал все этого из-за своих грехов. Ибо Господь желал не помогать ему, но унизить его.
(54) Ранним утром 17 июля дозорные, что день и ночь стояли на страже, увидали громадное войско мусульман, приближающееся к городу. Они бежали в лагерь и предупредили короля. Он повелел архиепископам, прелатам, рыцарям и пехотинцам готовиться защищать лагерь. Однако многие арагонские рыцари вернулись в свои дома по приказу Альфонсо. Он намеревались присоединиться к войску под Фрагой, уладив некоторые дела в Арагоне. По этой причине они в действительности не участвовали в битве.
(55) Божественным правосудием позволено было мавританским полкам в боевых порядках окружить лагерь. Они начали атаку копьями, стрелами, камнями и прочими метательными снарядами. Так они перебили множество людей и животных. Епископы, клир и весь христианский люд начал молиться Господу избавить их от власти неверных и простить грехи короля. Господь не воззвал к их мольбам. Архангел Гавриил, верховный посланник Господа, не донес их прошение до Божьего суда. Не послал Господь и Михаила, владыку Небесного Воинства, на помощь им.
(56) Когда военачальники, воины и епископы поняли, что не смогут сопротивляться врагу из лагеря, они вышли, чтобы противостоять им в открытом поле. Начался ожесточенный бой. Когда шла эта битва, другие силы неверных [мусульманские авторы указывают, что это были жители Фраги] скрытно подошли с другого направления и пошли на штурм лагеря. Все бывшие внутри были перебиты. Золотой ковчег, содержавший крест, был захвачен вместе с другими сундуками и всей часовней короля. Его шатер был разорван в клочья. Епископ Лескар, весь клир и простой люд, включая двор Альфонсо, попали в плен. Епископы Хаки, (т.е.) До, Сан-Висенте-де-Рода и аббат Сан-Викториана погибли в битве.
(57) Следующие лица были военачальниками в бою: Гарсион де Габестон, Бертран де Лаон, Фортунель де Фол, Ожье де Мирамон, Раймунд де Талар, Кальвет де Сю, Гастон де Беарн и Амори де Нарбонн. Также были многочисленные отважные вспомогательные войска из Франции и немало других иностранцев. Все арагонские военачальники и их воины погибли. Также пали там все пешие телохранители короля – в общей сложности, 700 воинов.
Бегство короля-воителя; его кончина.
(58) В конце концов, бежал (и) король, в сопровождении всего лишь десяти рыцарей, одним из которых был Гарсия Рамирес [будущий король Наварры]. Он проехал через Сарагосу и оттуда направился в монастырь Сан-Хуан-де-ла-Пенья. Он вступил в аббатство и велел закрыть и замкнуть на засовы двери. Охваченный ужасным горем, он заболел и, через несколько дней, умер от разбитого сердца. Он был похоронен рядом со своими предками в королевских могилах. Средь всех арагонских правителей прошлого не было ему равных ни в храбрости, ни в умении, ни в военной удали. Он ни потомства не оставил, ни сделал распоряжений о судьбе своего дома и королевства. Он умер 8 сентября 1172 года Испанской эры. [В действительности, Альфонсо не раз составлял свое завещание, умер он 7 сентября и не в Сан-Хуан-де-ла-Пенья, а в замке Поленьино, близ селения Сариньены, в 55 км от Фраги, и не от разбитого сердца, а от тяжелых ран, полученных в битве].
Плен епископа Лескара; скорбь о гибели короля.
(59) Епископ Лескар был уведен пленником в город Валенсию. Они причинили ему много мучения, чтобы заставить его отвергнуть Христа (того, кто умер за грехи наши и привел к Крещению). Кроме того, они совершили над ним обрезание, согласно их вере. Епископ, однако, обменял заложников на свою свободу и выплатил им три тысячи золотых монет в их денежной системе. Вскоре после этого он вернулся в свой диоцез в Лескаре [не ранее декабря 1134 г.].
(60) Христиане, проживавшие в укрепленных городах и замках кругом Сарагосы, узнали, что их король умер. Напуганные угрозой мавров, они бежали и укрывались в Сарагосе. Пришли неверные и заняли покинутые города и даже готовились выстроить там свои дома. Горожане Сарагосы и всех окрестных городов, особенно из замков, завоеванных Альфонсо, громко жаловались: «О, ты, наш величайший защитник, что оставил ты нам для защиты? В королевство, которое отнял ты у мавров, теперь вторгнутся Альморавиды. Мы беззащитны и будем уведены в плен».
(61) Собрались вся арагонская знать и простой народ. Они выбрили головы, разорвали одежды, а женские лица наполнились горем. Они громко стенали и с обильными слезами обращались к небесам, говоря: «О, король, как случилось так, что пал ты, тот, кто привык спасать нас? Чьи грехи вызвали падение Божьего Гнева на нас, так что мы лишились нашего избавителя? Теперь враги наши, неверные, завоюют нас!»…
Нападения на Толедо Али и Тешуфина [1109]
(96) На мгновение мы отвлечемся от погодного изложения событий и поговорим о неистовых войнах, которые христианам приходилось вести в прошлом. После кончины короля Альфонсо VI, отца королевы Урраки, к мавританскому правителю Али перешла власть над Альморавидами. Он также правил над испанскими мусульманами с этой стороны моря. Его внушительное господство простиралось и над другими народами. Он царствовал словно змея, чья жажда усиливается с жарой. Он надменно поднял голову, неизменно уверенный в победе после смерти Альфонсо VI, непревзойденного мужа. Али созвал все имевшиеся войска Альморавидов и всех наемных арабов. Под его началом состояла армия из тысяч всадников, лучников и пехоты. Было их без числа, словно песку на морском берегу. Али сначала совещался с несколькими усердными советниками. Затем он созвал все свое войско, пересек море и прибыл в Севилью. Его сопровождал сын, Тешуфин. Он велел всем вождям Альморавидов, которые управляли испанскими мусульманами, выставить их отряды конницы, лучников и пехоты. Он велел им запастись лестницами и прочими военными машинами, как деревянными, так и железными. Все это готовилось с намерением овладеть городом Толедо, к которому Али направился в великой спешке. Он также собирался уничтожить другие города и городки, расположенные с другой стороны гор. Он снялся с лагеря из Севильи и несколько дней спустя достиг Кордовы. Там к нему присоединились все войска с этой части мусульманских земель. Они снялись с лагеря и прошли сквозь землю, которая принадлежала Альвару Фаньесу. Они продолжали захватывать крепкие города и замки. Некоторые из них подверглись уничтожению, а некоторые были укреплены ими. Наконец, они пришли в область близ Толедо и уничтожили Сан-Сервандо и Алеку. Затем, приблизившись к самому городу, они установили свои военные машины в нужных местах. Какое-то время они целились в город и обстреливали его стрелами, камнями, копьями и зажигательными снарядами. Но в то время в городе находился Альвар Фаньес, один из самых вдохновляющих из всех христианских предводителей. С ним было немало рыцарей, лучников, пехотинцев и крепких юных воинов. Они стояли на стенах, в башнях и у ворот города. Они продолжали храбро сражаться с маврами, многие тысячи которых пали у городских стен. Так неверные были обращены в бегство мужеством христиан. Они стали слишком далеко от городских башен, чтобы причинить вред или городу, или стоявшим на стенах.
(98) Когда король Али увидел положение дел, он приказал пехоте собрать большое количество дров по рощам и виноградникам. Али велел сложить их украдкой ночью в основании мощной башни у предмостного укрепления, обращенного к Сан-Сервандо. В полночь мавры стали поджигать дерево, с помощью катапульт метая стрелы в качестве головешек. Они, конечно, делали это с целью сжечь дотла башню. Но христиане в башне быстро ответили, вылив великое множество уксуса на дерево. Огонь тут же погас. В городе с Альваром Фаньесом было также много здравомыслящих пожилых людей. Они были весьма предусмотрительны, и король Альфонсо VI оставил их там до тех пор, пока его правящий потомок не сможет освободить Толедо от угрозы неверных.
(99) И вновь когда король Али осознал неудачу своего замысла, он страшно разгневался. Уже утром следующего дня он приказал своим начальникам конницы собрать большие отряды из отборнейших пехотинцев, подкрепленных всеми видами военных машин. Он указал прочим войскам Альморавидов и арабов поступить так же. Они должны были подвести машины к основанию городских стен и поставить их в нужных местах. Так то несколько катапульт установили близ ворот Алькара. С этого места они могли метать головни в город. Были также военные приспособления, которые бросали камни и дротики. Они подвели стрелявшие стрелами скорпионы, мантелеты и тараны для разрушения стен и лестницы, которых ставили на башни.
(100) Христиане противостояли со своими машинами машинам мавров. Схватка длилась семь дней. За это время враг не смог нанести никакого вреда городу. На седьмой день христиане вывалили из города наружу через ворота на западной стороне. Обратив мавров в беспорядочное бегство, они подожгли все военные машины, которые те бросили, и прочие устройства, которыми король Али и его военачальники замышляли уничтожить городские стены.
(101) Когда происходили эти сражения, Бернардо, архиепископ Толедо, простирался с клириками, стариками и беднотой на полу церкви Святой Марии. Они умоляли Господа и Марию не поминать грехи ни королей, ни народа. Они молились о том, чтобы никто не погиб и не попал в плен, и чтобы женщины не стали посмешищем неверных. Не желали они и того, чтобы их дети стали военной добычей. Они молились, чтобы Господь сохранил их град от гибели, а его священство от позора, бесчестья или презрения. Господь услышал их молитвы и пожалел свой народ. Он отправил Архангела Михаила оберегать град Толедо и укрепить его стены, дабы они не были разрушены. Он явился на утешение сердцам воинов и на защиту христиан. Всего этого не случилось бы, не реши Господь оберечь город, ибо, как сказал Давид, «Если не защитит Господь город, то тщетно охранять его».
Разграбление Мадрида и прочих пограничных местечек
(102) Тогда увидел король Али, что чаша весов склонилась в бою не в пользу сарацин. Их вожди пали, а их народ погибал без числа, поэтому он и все его войско отступило от города. Они ушли и захватили города и замки в области Транс-Сьерры. По грехам нашим, удалось ему уничтожить стены Мадрида, Олмоса, каналеса и многих других мест. Он взял большое количество пленных, унес большую добычу и оставил за собой путь разрушения. Однако, более серьезно укрепленные башни этих городов не были захвачены, и многие христиане остались в безопасности внутри их. Гвадалахара и другие города и замки не понесли урона. Их стены не были уничтожены, ибо Господь отомстил сарацинам. В самом деле, сей отвратительный народ начал гибнуть все чаще и чаще от меча христиан.
Али покидает Испанию; его двор.
(103) При таких обстоятельствах Али спешно возвратился в Кордову. Там он призвал свое сына Тушуфина и сказал ему: «Бери под свое начало все сарацинские царства и будь королем над всеми мусульманами от берегов Средиземного моря до христианского города Толедо. Владей землями до Сантарена, а на другой стороне полуострова – до Сарагосы и Барселоны. В первую очередь, сын мой, я повелеваю тебе уничтожить Толедо мечом. Уничтожь все его города и замки до реки Дуэро, ибо жители Толедо открыто не повиновались мне и вели против меня войну. Присылай всех твоих пленных-христиан за море к моему двору». После чего король Али прошествовал к Севилье. Он пересек Средиземное море и отправился в свой город Марокко, бывший столицей Альморавидов. Он увез с собой всех пленников-христиан, которых смог захватить. Он также доставил в Марокко всех пленников, которых он захватил в земле испанских мусульман.
(104) При дворе короля Али был человек, которого звали Алименон. Был он храбрым и умным моряком, который командовал флотом Альморавидов. Когда видел он, что погода подходит для плавания, он брал флот кораблей и плыл вдоль галисийского берега полуострова, а затем через Ла-Манш. Или же он плыл через Средиземное море на Сицилию, Константинополь или против Аскалона на берегу Палестины. Он нападал на Бари в Адриатике и другие порты в этой области. Алименон атаковал область Барселоны, а также франкские королевства. Он оставлял повсюду развалины и жестоко убивал и резал христиан. Всех своих пленников он привозил ко двору короля Али, своего господина. Вследствие чего при его дворе было большое количество христианской знати и простолюдинов.
(105) Случилось так, что в то время Господь покровительствовал пленникам-христианам, а также их неверному господину. Король Али начал хорошо обращаться с христианами. В самом деле, он возлюбил многих из них еще больше, чем представителей его собственного восточного народа. Он даже назначил некоторых из них слугами в своих личных покоях. Других он сделал военачальниками в своем войске. Некоторые начальники-христиане управляли военными отрядами, которые насчитывали не менее тысячи воинов. Те же начальники возглавляли его гвардию. Он жаловал им золото и серебро и города и замки. Он покровительствовал им с тем, чтобы они были в более выгодном положении для войны с Альмохадами. Король особенно желал от них, (чтобы они) сражались с предводителем Альмохадов, Абд аль-Мумином. Этот правитель победоносно мчался по всей Северной Африке (и никто не оказывал ему) сопротивление.
(106) Среди пленников короля Али был знатный христианин из Барселоны, чье имя было Ревертер. Он был человек справедливый, скромный и богобоязненный. Король поставил его во главе рыцарей-христиан, а также сделал его военачальником в своем войске. Этот человек никогда не терпел поражений в боях. Все войны короля Али велись со стратегической помощью и военными знаниями Ревертера. Однако по прошествии лет Али очень состарился и в конце концов умер [1143]. Его сын Тешуфин сменил его на престоле. Он тоже обращался с христианами-пленниками благожелательно, как и его отец.
Альморавиды отвоевали Ореху, Сориту, Сорию и Альбалат [1113]
(107) Следующие события произошли в правление королевы Урраки. Король Севильи и король Кордовы, и все прочие Альморавидские правители на юге собрали большое войско конницы, пехоты и лучников. Они пришли на земли Толедо и начали штурмовать замок в Орехе. Они перебили там христиан и взяли многих в плен. Они захватили другой замок в Сорите и сильно укрепили его. Там они оставили свою конницу, пехоту, сьестные припасы и много оружия и военных машин. Вслед за тем они вернулись на юг.
(108) Примерно тогда же Сорию сдали сарацинам некие злокозненные люди, которые притворялись христианами, но на самом деле были неверными. Сарацины также взяли другой замок в Эстремадуре, именуемый Албалат. Они усилили его и замок в Сории многочисленной конницей и пешими воинами. Эти войска с каждым днем продвигались вперед по Эстремадуре до реки Дуэро. Войска в Орехе делали то же самое против Толедо и против других городов в районе Транс-Сьерры. Они зверски убили многих и увезли множество добычи.
Нападение на Толедо; уничтожение Асеки [1130]
(109) Через несколько лет король Тешуфин собрал всю свою рать и пошел на Толедо. Но христиане услышали о его приближении и укрепили свой город. Тешуфин со всем своим войском пересек реку Тахо и двинулся на замок Асеку. Это укрепление недавно заселил Тельо Фернандес, дукс Сальданьи, а также другие христиане. Альморавиды штурмовали с полуночи до заката следующего дня. Наконец, они пробились и захватили замок. Совершив это, они сравняли его с землей. Почти триста христианских воинов пали в бою. Тельо Фернандес, военачальник там, вместе со многими другими, попал в плен и был отведен в Кордову. Из Кордовы его перевезли через Средиземное море во дворец короля Али. Он так и не вернулся в Испанию.
Поражение наместников Толедо и Моры [1131]
(110) В те времена был в Калатраве предводитель испанских мусульман, чье имя было Фарас. Он был ратоборцем среди испанских неверных. В Сан-Эстебане был тогда влиятельный вождь Альморавидов по имени Али. Эти двое предприняли неудержимый поход и зверски убили великое множество (народу) на землях кругом Толедо. Они собрали всех Альморавидов и испанских мусульман в Орехе. Они также привели войска из областей южнее реки Гвадалквивир. Они украдкой вошли в толедские владения ночью. Они устроили засаду на скрытом участке земли. Все их действия остались незамеченными Гутьерре Армильдесом, наместником Толедо, который тогда пребывал в Аламине.
(111) Ранним утром следующего дня несколько альморавидских всадников, гонющих скот, появились на близлежащей равнине. Они сымитировали бегство. Гутьерре Армильдес с 40 рыцарями преследовал их. Когда они дошли до места засады, враг внезапно появился и начал бой. Битва была необычайно жестокой, и Армильдес был убит. Большинство других рыцарей, сопровождавших его, тоже погибли.
(112) Одним из уцелевших был Муньо Альфонсо. Он родился в Галисии, но был теперь наместником Моры. Он был взят в плен вместе с другими христианскими рыцарями, и всех их отвезли в Кордову. Их бросили в тюрьму. Мавры истязали Муньо Альфонсо, не давая ему ни пищи, ни питья. Через несколько дней он выкупился за большое количество золота, серебра, скота и оружия. Он отправился в Толедо, а затем в свой замок в Море. Впоследствии он сражался во многих битвах, (выходя) из этого замка, и поразил и убил многих могучих мавританских вождей. Эти битвы описаны ниже.
Поражение наместников Эскалоны и Иты
(113) Упомянутые ниже вожди неверных вернулись вновь на границу близ Толедо. Там они сражались с двумя братьями, Доминго и Диего Альваресами. Эти двое совместно держали титул наместника Эскалоны. Фарас и Али также сражались со многими христианскими рыцарями из других городов. По грехам их христиане были разбиты, и наместники Эскалоны были убиты, вместе со многими другими. Мавры также поразили в бою Фернандо Фернандеса. Он был наместником Иты. Войска неверных одолели его и многих из его воинов.
Причины, по которым Альфонсо VII пренебрегал границей
(114) Пока гремели вышеназванные сражения, Альфонсо I, король Арагона, совершил весьма враждебный поход против Кастилии и Леона. Он занял следующие города: Кастрохерис, Эррера, Кастрильо, замок в Бургосе, Сан-Эстебан де Гормас, Вильяфранка, Белорадо, Граньон, Нахеру и многие другие замки. Император и его верные подданные находились в состоянии войны со всеми этими городами. Альфонсо VII не пользовался искренней поддержкой ни графа Педро де Лара, ни его брата графа Родриго Гонсалеса, ни графа Гонсало Пелаеса из Овьедо [1132]. Более того, Педро Диас восстал в Валье, и Химено Иньигес поступил так же в Койянсе. Они вместе сеяли смуту и объединились в заговоре с арагонским королем. Из-за этой измены всех их ждал жалкий конец, как об том написано в этой книге.
(115) Когда закончилась война с королем Арагона, началась другая война в Кастилии с королем Гарсией Памплонским и королем Альфонсо Португальским. Мы уже написали о военных нападениях последнего на Галисию [1137]. Из-за этих войн Император не предпринимал походов на юг в земли мавров. По этой причине те добились большого могущества в христианских владениях. Их власть длилась до тех пор, пока император не отправился в Херес [1133] и не захватил Ореху [1139] и Сорию. И хотя неверные наступали до таких пределов, каждый год христиане, живущие в области Транс-Сьерры и в Эстремадуре, собирали свои силы и замышляли военные походы. Их было от тысячи до пяти тысяч воинов, а иногда и до десяти тысяч. Они отправлялись в земли Альморавидов и испанских мусульман и убивали их и брали великое множество пленных. Немало добычи уносили они и оставляли землю в огне. Также они убили нескольких мусульманских вождей и уничтожили многие их замки и города. В конечном итоге христиане нанесли больше вреда неверным, нежели неверные – им.
Победа над Тешуфином при Лусене [1132?]
(116) Тем временем король Тешуфин, Асубель Кордовский, Абенсета Севильский и прочие альморавидские предводители собрали огромное войско 15. Они замышляли внезапно подойти к окрестностям Толедо и полностью уничтожить там города. Таким образом они надеялись заслужить себе великую славу среди арабов. Они вышли из Кордовы и через несколько дней стали лагерем на равнине у Лусены.
(117) В тот же день тысяча отборных хорошо вооруженных рыцарей шла от Авилы и Сеговии в сопровождении большого отряда пехоты. Они двигались по дороге, которая в итоге привела их на равнины Кордовы. Таким образом, когда они шли, им стало известно, что король Тешуфин и его рать стоит лагерем на равнине Лусены. Немедленно они призвали на помощь в защите Владыку Небесного и Земного, Святую Марию и Святого Иакова. И божественным вдохновлением сказано было им остановиться там, где они есть, и ставить палатки в этом месте. Они разделили пехоту на две части. Половину оставили в лагере охранять обоз и припасы. После полудня другая половина пехоты и все хорошо вооруженные рыцари выступили. Примерно в пятом часу ночи они обрушили шатры короля Ташуфина и принесли ужас и ад кромешный в его лагерь.
(118) Сбежалась огромная толпа Альморавидов и сарацин, дабы схватить свое оружие и начать бой. Битва была ожесточенной, и большая часть сарацинского отряда была перебита, тогда как другие бежали из лагеря во все стороны. Король Тешуфин был ранен в бедро копьями. Все же, он вскочил на неоседланную лошадь и бежал. Христиане захватили весь лагерь с королевскими знаменами мавров, всех их мулов и верблюдов, золото, серебро и другие богатства. Затем они возвратились в свой лагерь. Каждый воин отправился домой в Эстремадуру, восхваляя и благославляя Господа. Тешуфин с позором вернулся в Кордову. Там о нем позаботились его врачи и его раны зажили после нескольких дней выздоровления. Однако он хромал до самой смерти.
Кавальгада на Севилью Родриго Гонсалеса де Лара [1130 или 1132]
(119) После смерти Гутьерре Армильдеса, консул [т.е. наместник Толедо] Родриго Гонсалес снискал расположение императора. Он был назначен командующим всех войск в Толедо и предводителем Эстремадуры. Он собрал большое войско, как в Кастилии, так и в Эстремадуре. Было оно намного больше всей вместе взятой конницы и пехоты Толедо и прочих городов, подчиняющихся Толедо. Родриго Гонсалес повел эту рать в земли вокруг Севильи и опустошил всю область. Он срубил фруктовые деревья и взял большое количество добычи, несметное число пленников из тех земель, золота, серебра, дорогих одежд, табуны коней, кобыл, ослов, стада быков, коров и многих других пород скота.
(120) Король Севильи [Умар] увидел все это и тут же созвал многие тысячи Альморавидов, арабов и испанских мусульман. Они прибыли с морских островов, а также от приморских народов, и были средь них многие влиятельные арабские вожди. Король выступил против лагеря Родриго Гонсалеса. Консул узнал об этом маневре и вывел войско из лагеря, заняв позиции, чтобы встретить неверных. Пехота христиан была поделена на два отряда, лучники и пращники.
Всех храбрейших воинов поставили в передних рядах. Затем шли ряды рыцарей из Авилы. Вторую линию составили воины Сеговии. Родриго остался в тылу с воинами Толедо, области Транс-Сьерры и Кастилии в качестве резерва с тем, чтобы укрепить слабых и помочь раненым.
(121) Битва началась с кличей и грома медных труб и барабанов сарацинов. Они кричали и призывали Мухаммеда. Христиане воззвали всем сердцем к Господу, деве Марии и Святому Иакову. Они молились о том, чтобы они смилостивились над ними и забыли о грехах короля и их предков. Недавно начался бой, но многие с обеих сторон уже получили ранения. Понял Родриго, что войско короля Севильи сильнее. Поэтому все храбрейшие воины присоединились к Родриго, и они устремились вперед. Король Севильи пал на поле и умер, как и многие из его военачальников. Родриго Гонсалес преследовал уцелевших на всем протяжении их пути до врат Севильи. Собрав добычу, он начал отходить к лагерю.
Поражение консехо Саламанки
(122) В то же время знать Саламанки вступила в земли близ Бадахоса. Когда они узнали о том, что Родриго Гонсалес замышляет поход на Севилью, они сказали: «Давайте отправимся в области вокруг Бадахоса и прославим свое имя. Мы не будем делиться нашей новой славой или бесчестьем с кем-либо другим». Они собрали необычайно большое войско и вышли по дороге, которая ведет к Бадахосу. Они опустошили всю область, оставляя за собой одни развалины. Они также взяли в плен многих врагов. Добыча их состояла из домашней обстановки вместе с множеством золота и серебра. Они забрали всех лошадей, мулов, верблюдов, ослов, быков и многих других пород скота.
(123) Когда все это происходило, король Тешуфин собрал огромное войско, чтобы сразиться с консулом Родриго. Когда услышал он от некого испанского мусульманина, бежавшего из лагеря Родриго, что король Севильи и все знатные люди убиты, он побоялся направить туда свой поход. Но от того же беженца узнал он, что христианские войска стоят лагерем в районе Бадахоса. Тешуфин последовал за христианами и разбил свой лагерь напротив их стана. Однако он не стал тут же завязывать бой с ними, поскольку уже наступал вечер.
Христиане тщательно разведали положение дел. Они перебили всех пленников-неверных в своем лагере. Так поступили они, дабы избежать возможности того, что эти пленники смогли навести беспорядок в лагере, захватив оружие во время битвы. Через своих переводчиков король Тешуфин повелел, чтобы христиан спросили, кто их возглавляет. Они ответили: «Мы сами себе предводители». Когда Тешуфин услышал ответ, он сразу же понял, что все они глупцы и безрассудны. Это, конечно, весьма обрадовало его, и сказал он окружавшим его: «Да будет известно, что их Бог оставил этих глупцов». Многие дворяне Саламанки, поняв, каким будет исход сражения, тайно бежали из лагеря. На рассвете начался бой, и христианам сразу же пришлось отступать. Все рыцари и пехотинцы были у<