Дж. Нокс – Р. Крофту (25 октября 1559 г.)
...Несмотря на помощь, которую вы нам оказываете, дела наши, Ваша честь, крайне плохи. Из-за нехватки денег мы не можем продолжать войну. Нам необходимо иметь в ближайшее время не менее 3 000 солдат, в противном случае я не могу ручаться за успех кампании. Англия без всякого риска нарушить мирный договор с Францией может послать в Шотландию 1 000 [60] или более человек, так как ваши подданные могут спокойно служить любому принцу в качестве наемников. Если Вас такой вариант не устраивает, то тогда вы можете объявить своих солдат, посланных в Шотландию, мятежниками...
Королева Елизавета – адмиралу лорду Винтеру (27 декабря 1559 г.)
Мы уполномочиваем Вас двинуть эскадру к шотландским берегам ... При появлении французского флота воздерживаться oт каких-либо враждебных актов, но в случае попытки французской эскадры пристать к шотландским берегам воспрепятствовать этому всеми средствами, включая открытые военные действия. Но действовать при этом Вы должны на свой страх и риск.
Докладная записка У. Сесиля Тайному совету (3 января 1560 г.)
Согласно законам бога и природы, каждая нация имеет право защитить себя не только против настоящей опасности, но и против той, которая может возникнуть в будущем. Поэтому каждый: правитель должен защищать себя от этого любыми средствами.
Французы являются древними и непримиримыми врагами Англии, война с которыми длится уже несколько десятилетий. Принцы Лотарингские, которые в настоящее время управляют Францией, настроены резко враждебно против английской нации и стремятся свергнуть с престола Ваше Величество. Они открыто поставили под сомнение законность рождения Вашего Величества и посоветовали своей племяннице принять титул и герб английской короны. Несмотря на заключение мира в Като-Камбрези, они стремятся склонить Рим издать специальную буллу о незаконнорожденности Вашего Величества и также заключить сепаратный мир с Испанией... Шотландия представляет для французов самое удобное место для атаки на Англию. Поэтому с политической точки зрения было бы крайне неразумно ожидать, пока противник начнет действовать. Шотландское дворянство, несмотря: на все их усилия, не в состоянии отстоять свою независимость и изгнать французов. Поражение шотландцев немедленно приведет к вторжению французов в Англию и создаст угрозу завоевания нашего королевства. Поэтому ничего другого не остается, как встретить врага вне английской территории, поддержать Конгрегацию военным путем, сокрушить честолюбивые замыслы Лотарингского дома и изгнать французов из Британии.
Королева Елизавета – герцогу Норфолку (15 февраля 1560 г.)
...Во время встречи с шотландскими представителями дайте им сначала понять, что мы крайне недовольны тем, что не вся знать в графствах Лотианте и Файфе присоединилась к нам... и также удивлены, почему они, несмотря на значительный перевес в силах, не могут так долго изгнать французов. Затем переходите к конкретному обсуждению всех деталей: об оказании им военной помощи в соответствии с инструкциями, данными Вам. В ходе переговоров дайте им также понять, что, очевидно, Франция начнет военные действия против нас за помощь, которую мы им оказываем. Поэтому нам необходимо знать, на какую помощь со стороны Шотландии мы можем рассчитывать в случае французского вторжения. Вы можете предложить им заключить неразрывный союз между нашими королевствами, который предусматривал бы оказание шотландцами всевозможной военной помощи нам в случае войны с Францией или какой-либо другой державой. Особенно настаивайте на том, чтобы граф Аргайль оказал помощь для подавления восстания в Ирландии.
Бервикский договор
В Бервике 27 февраля 1560 г. лорд Норфолк от имени правительства Ее Величества заключил соглашение с герцогом Шательро – вторым лицом в Шотландии – и также знатью, присоединившейся к нему для защиты древних свобод и привилегий их страны.
Ее Величество королева, хорошо осведомленная о стремлениях Франции завоевать Шотландию, уничтожить ее свободы и присоединить ее к французской короне, вопреки законам данного королевства, соглашениям и обязательствам Франции, по просьбе шотландской знати согласна взять упомянутое королевство Шотландию, герцога Шательро, знать и общины страны под свое королевское покровительство для защиты их от завоевания и для сохранения их свобод в течение всего правления королевы Шотландии и французского короля, ее супруга.
Ее Величество обязуется послать в Шотландию достаточное количество войск, пехоты и кавалерии, а также артиллерию, чтобы совместно с шотландскими войсками на суше и на море сокрушить угнетающую власть Франции в этом королевстве и оказывать помощь королевству, знати и подданным Шотландии до тех пор, пока французы, враги Шотландии, не будут окончательно изгнаны из страны.
В случае захвата крепостей, находящихся в руках Франции, они должны быть или разрушены шотландцами, или переданы герцогу и его партии по их собственному выбору. Англичане могут строить укрепленные форты на шотландской территории только с разрешения герцога, знати и сословий Шотландии.
Герцог и знать, присоединившаяся к нему, обещают никогда впредь не вступать ни в какие-либо соглашения с Францией, не получать оттуда никакой помощи, сопротивляться попыткам Франции завоевать Шотландию и присоединить ее к французской короне. В случае вторжения Франции на территорию Англии оказать военную помощь в размере 2 000 пехоты и 2 000 кавалерии. В знак выполнения принятых на себя обязательств герцог и дворянство обязуются предоставить заложников правительству Ее Величества.
В заключение герцог и знать, присоединившаяся к нему, заявляют, что Ее Величество королева Англии не преследует в Шотландии никаких других целей, кроме защиты свобод шотландской короны от угрожающего ей завоевания... и провозглашает свою лояльность к своим суверенам, Ее Величеству королеве и французскому королю, ее супругу, которым они будут и впредь подчиняться во всем, что не противоречит древним свободам королевства Шотландии...