Раздел 2. работа с лексическим материалом
2.1 Формы СРС с лексическим материалом:
- составление собственного словаря в отдельной тетради;
- составление списка незнакомых слов и словосочетаний по учебным и индивидуальным текстам, по определённым темам;
- анализ отдельных слов для лучшего понимания их значения;
- подбор синонимов к активной лексике учебных текстов;
- подбор антонимов к активной лексике учебных текстов;
- составление таблиц словообразовательных моделей;
- составление ментальных карт;
- составление пользовательского словаря.
2.2 Формы контроля СРС с лексическим материалом:
- фронтальный устный опрос лексики на занятиях;
- выборочный индивидуальный устный опрос лексики на занятиях;
- словарный диктант (с английского языка на русский, с русского языка на английский);
- проверка устных лексических заданий и упражнений на занятиях;
- проверка письменных лексических заданий и упражнений преподавателем / студентами;
- проверка ментальных карт с объяснением логики ее создания;
- проверка пользовательского словаря.
2.3.1 Методические указания по самостоятельной работе с лексикой:
При составлении списка слов и словосочетаний по какой-либо теме (тексту), при оформлении лексической картотеки или личной тетради- словаря вы должны выписывать из англо-русского словаря лексические единицы в их исходной форме, то есть: имена существительные – в именительном падеже единственного числа (целесообразно также указать форму множественного числа, например: shelf - shelves, man - men, text – texts; глаголы – в инфинитиве (целесообразно указать и другие основные формы глагола – Past и Past Participle, например: teach – taught – taught, read – read – read и т.д.).
Заучивать лексику необходимо с помощью двустороннего перевода (с английского языка – на русский, с русского языка – на английский) с использованием разных способов оформления лексики (списка слов, тетради-словаря, картотеки).
Для закрепления лексики целесообразно использовать примеры употребления слов и словосочетаний в предложениях, а также словообразовательные и семантические связи заучиваемых слов (однокоренные слова, синонимы, антонимы).
Для формирования активного и пассивного словаря необходимо освоение наиболее продуктивных словообразовательных моделей английского языка.
2.3.2 Методические указания по самостоятельной работе над созданием ментальной карты
Ментальные карты (mind maps) – это визуальный способ представления информации, отображающий связи между понятиями. Ментальные карты эффективны для запоминания новых слов. Можно составлять ментальные карты по темам. Например, взять тему food и разделить на категории «вкусы», «способы приготовления», «виды» и т.д.
Составление ментальных карт имеет собственные правила, которые определил Тони Бьюзен:
- Начинать следует с красочной цветной картинки в центре.
- Все слова должны быть написаны большими буквами.
- Конструктивно все предложения должны быть визуально связаны между собой.
- Не нужно слишком часто использовать ключевые слова.
- Оптимально использовать один ключ на одну строчку.
- Картинки и знакомые символы только придадут наглядности карте.
- Лучше использовать несколько ярких цветов в проекте.
- Не нужно пытаться ограничить собственное мышление.
- Требуется фиксировать абсолютно все, что приходит в голову по заданной теме.
2.3.3 Методические указания по самостоятельной работе над созданием пользовательского словаря:
Под учебным пользовательским словарем [2] понимается справочный ресурс, создаваемый студентами самостоятельно в процессе решения образовательных и квази-профессиональных задач с выборкой лексических единиц согласно общей концепции словаря, на основе прочитанных текстов и в результате изучения информации, отраженной в профессиональных лексикографических источниках. [
Алгоритм создания пользовательского словаря:
1. определите тематику своего будущего словаря
2. проанализируйте тексты по интересующим вас темам
3. выберите ключевые фразы и слова по интересующей вас теме
4.составьте словарик из выбранных фраз и слов по образцу.
Пример оформления пользовательского словаря:
Таблица 1
№ | Word | Definition | Translation | Transcription | Example from the text | Synonyms | Antonyms | Grammatical forms | Collocations |
Value | Something important | Ценность | ['væljuː] | The most important family values are respect and support. | merit, worth, importance | Insignificance, unimportance | values | Family values, of no value, to cherish values |
Помните, что примеры в учебном словаре нельзя придумывать, их можно только выписывать (из профессионально созданных словарей или аутентичных текстов). В придуманных примерах или примерах, выписанных из учебных текстов, нельзя гарантировать их употребительность для носителей языка, а зачастую и правильность (грамматическую, стилистическую). [2]
2.4 Сайты для самостоятельной работы над лексикой:
http://usefulenglish.ru/vocabulary/
http://www.englishexercises.org/
http://englishteststore.net/
https://www.native-english.ru/
http://teachya.com/
http://www.yaklass.ru/p/english-language
https://learningapps.org/
https://quizlet.com/en-gb