По поводу политики «открытых дверей» в Китае
(22 сентября 1899 г. )
Вручена 22 сентября 1899 г. лорду Солсбери, премьер-министру и министру иностранных дел Великобритании послом США в Лондоне Дж. Чотом.
Милорд! Мне поручено государственным секретарем изложить вашему лордству вопрос, который президент считает имеющим большую и равную для Великобритании и Соединенных Штатов важность...
Он полагает, что установившаяся политика и цели Великобритании заключаются в том, чтобы не пользоваться никакими привилегиями, которые могут быть предоставлены ей в Китае в качестве средства устранения каких-либо торговых конкурентов, и что свобода торговли в этой империи означает для нее равным образом и свободу торговли для всего мира. Заключив соглашение с Германией и Россией, правительство ее величества признало за ними «сферы влияния или интересов», в которых последние пользуются специальными правами и привилегиями: «открытых дверей», и обеспечить торговле и мореплаванию всех наций одинаковые права в пределах таких «сфер». Поддержание этой политики составляет настойчивое требование коммерческих объединений наших двух стран и справедливо рассматривается ими как единственное средство, которое способно улучшить существующее положение, позволит удержать свои позиции на китайском рынке и расширить в будущем свои операции на нем.
Не желая каким-либо образом идти на признание исключительных прав какой-либо державы над какой-либо частью Китайской империи или на контроль над таковой, полученных па недавним соглашениям, правительство Соединенных Штатов не может скрыть своей тревоги по поводу существующей опасности осложнений, возникающих между договорными державами, которые могут причинить вред правам Соединенных Штатов, обеспеченным их договорами с Китаем.
Искренне желание моего правительства заключается в том, чтобы интересам его граждан в пределах соответствующих «сфер интересов» в Китае не было причинено ущерба исключительными мерами любой из контролирующих держав. Мое правительство надеется сохранить в них открытый рынок для торговли всего мира, устранить опасные источники международного раздражения и тем самым ускорить объединенные действия держав в Пекине, чтобы провести административные реформы, столь настоятельно необходимые для усиления императорского правительства и сохранения целостности Китая... Оно полагает, что достижение этого результата может быть в значительной степени продвинуто и обеспечено декларациями различных держав, претендующих на «сферы интересов» в Китае, об их намерениях в отношении прав иностранной торговли и коммерции в их пределах и что настоящий момент весьма благоприятен, чтобы сообщить правительству ее величества о желании Соединенных Штатов, чтобы оно заявило само и оказало свою могущественную поддержку, чтобы получить от различных держав, претендующих на «сферы интересов» в Китае, декларации следующего по существу содержания:
1) Что оно будет считать неблагоразумным вмешиваться в деятельность какого-либо конкретно оговоренного порта или закрепленную договоренностью заинтересованность в так называемой сфере интересов или на арендованной территории, которая может у него существовать в Китае;
2) Что действующий в Китае таможенный тариф должен распространяться на все товары, выгруженные или предназначенные для всех портов, находящихся в «сферах интересов» (если они не являются «свободными портами»), независимо от их национальной принадлежности, и что устанавливаемые таким образом тарифные сборы должны будут собираться правительством Китая;
3) Что оно не будет вводить никаких портовых сборов на суда иной национальной принадлежности, посещающие любой порт в такой «сфере», отличных от сборов с их собственных судов, и никаких железнодорожных сборов с проложенных, контролируемых или эксплуатируемых ими железнодорожных путей в пределах их «сфер» на товары, принадлежащие гражданам или подданным других государств и транспортируемые через такие «сферы», отличных от сборов, устанавливаемых на аналогичные товары, принадлежащие своим гражданам и перевозимые на аналогичные расстояния.
Президент имеет серьезные основания думать, что правительства как России, так и Германии присоединятся к предложенному здесь соглашению. Недавний указ его величества императора России, объявляющий порт Далянвань (Дальний, - А. Ф.) открытым для торговых судов всех наций на весь срок аренды, на началах которой он будет находиться в руках России, устраняет всякую неуверенность в отношении либеральной и примирительной политики этой державы и вселяет уверенность в том, что его величество присоединится к аналогичному запросу Соединенных Штатов, представленному ему ныне, и сделает желаемое заявление.
Недавняя акция Германии, объявившей порт Цзяочжоу «свободным портом», и содействие, оказанное ее правительством Китаю в устройстве там китайской таможни, в соединении с устными заверениями, данными Соединенным Штатам Германией в том, что интересы Соединенных Штатов и их подданных в пределах ее «сферы» никоим образом не будут задеты оккупацией ею этой части провинции Шаньдун, вселяют уверенность в том, что со стороны этой державы запрос президента встретит незначительную оппозицию.
Нет также необходимости добавлять, что следующая наиболее заинтересованная в торговле с Китаем держава – Япония должна полностью симпатизировать изложенным здесь взглядам и что предложенное соглашение хорошо послужит ее интересам; заявления ее государственных деятелей, сделанные за последний год, находятся в таком соответствии с ним, что можно полностью положиться на содействие этой державы.
Именно поэтому я предлагаю этот вопрос с величайшим удовольствием вниманию Вашего лордства и настаиваю на скорейшем рассмотрении его правительством ее величества, полагая, что данная акция находится в полном соответствии с его последовательными взглядами и целями и что она будет в значительной мере способствовать успеху и выгоде всех коммерческих наций в равной степени. Энергичное и дружеское [218] содействие правительства ее величества Соединенным Штатам в этом важном вопросе сильно поможет для того, чтобы обеспечить согласие всех заинтересованных держав. Имею честь и т.д.
Джозеф Чот