Санкт-Петербург, 6/19 августа 1911 г.

Русско-германское соглашение 1911 г. по персидскому вопросу подписали: со стороны России – временно управляющий министерством иностранных дел Нератов, со стороны Германии – посол в России Пурталес.

Проект соглашения был подготовлен в Потсдаме (Германия) в ноябре 1910 г. во время русско-германских переговоров (свидание Николая II и Вильгельма II). Документ этот явился результатом включения империалистической Германии в борьбу за экономические позиции в Иране. Заканчивая строительство Багдадской железной дороги, Германия готовилась к новому прыжку дальше на Восток. Уже в 1910 г. она добилась концессии на строительство железной дороги от Ханекена до Тегерана. Но это шло вразрез с интересами Англии, которой удалось сорвать немецкое предприятие.

Стремясь к ослаблению влияния Англии, царское правительство заключило в 1911 г. соглашение с Германией, которое свидетельствовало о глубоких англо-русских противоречиях и усугубляло их. Кроме того, оно знаменовало усиление позиций германского империализма в Иране.

Правительства русское и германское, исходя из принципа равноправия в отношении торговли всех наций в Персии;

имея в виду, с одной стороны, что у России имеются в этой стране специальные интересы и что, с другой стороны, Германия преследует там лишь коммерческие цели;

вошли в соглашение относительно следующих пунктов:

СТАТЬЯ I

Императорское германское правительство заявляет, что оно не имеет намерения ни добиваться для себя самого, ни поддерживать домогательств со стороны германских или иностранных подданных концессий железнодорожных, дорожных, навигационных и телеграфных к северу от линии, идущей от Касри-Ширина, пролегающей через Исфагань, Иезд и Хакк и кончающейся на афганской границе на широте Гязика.

СТАТЬЯ II

Со своей стороны русское правительство, имея в виду получить от персидского правительства концессию на создание сети железных дорог на севере Персии, обязуется, в числе прочих, испросить концессию на постройку пути, который должен исходить из Тегерана и окончиться в Ханекене для смычки на турецко-персидской границе означенной сети с линией Садидже – Ханекен, как только эта ветвь Кония-Багдадской железной дороги будет окончена. Раз эта концессия будет получена, работы по постройке означенной линии должны быть начаты не позже как через два года после окончания Садидже-Ханекенской ветки и окончены в течение четырех лет. Русское правительство предоставляет себе определить в свое время окончательное направление означенной линии, считаясь с пожеланиями германского правительства по этому предмету. Оба правительства облегчат международное сообщение на линии Ханекен – Тегеран, а также на линии Ханекен – Багдад, избегая всяких мер, которые могли бы препятствовать ему, как, например, установления транзитных пошлин или применения диференциального тарифного обложения. Если по истечении двух лет с момента, когда Садидже-Ханекенская ветка Кония-Багдадской железной дороги будет закончена, не будет приступлено к постройке линии Ханекен – Тегеран, русское правительство уведомит германское правительство, что оно отказывается от концессии, относящейся к этой последней линии. Германское правительство в этом случае будет вольно домогаться, со своей стороны, этой концессии.

СТАТЬЯ III

Признавая общее важное значение, которое имело бы для международной торговли осуществление Багдадской железной дороги, русское правительство обязуется не принимать мер, направленных к тому, чтобы воспрепятствовать постройке ее или помешать участию иностранных капиталов в этом предприятии, при условии, разумеется, что это не повлечет за собой для России никакой жертвы денежного или экономического свойства.

СТАТЬЯ IV

Русское правительство будет в праве поручить осуществление проекта железнодорожной линии, имеющей связать ее сеть в Персии с линией Садидже – Ханекен, иностранной финансовой группе по своему выбору, вместо того чтобы озаботиться самому ее постройкой.

СТАТЬЯ V

Независимо от того, каким образом постройка означенной линии будет осуществлена, русское правительство предоставляет себе право на всякое участие в работах, какое оно могло бы пожелать, а равно право выкупить означенную железную дорогу по цене действительных затрат, понесенных строителем. Высокие договаривающиеся стороны обязуются, кроме того, предоставить друг другу участие во всех привилегиях – тарифных и иных, которые одна из них могла бы получить в отношении этой линии.

Во всяком случае остальные постановления настоящего соглашения останутся в силе.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, получившие надлежащие полномочия от своих правительств, подписали это соглашение и приложили свои печати.

С.-Петербург, 19/6 августа 1911 г.

ПОДПИСАЛИ:

НЕРАТОВ

Ф.ПУРТАЛЕС

Афганистан

Наши рекомендации