Конвенция о концессии на Багдадскую дорогу, заключенная между Турцией и обществом Оттоманской анатолийской железной дороги.

(Константинополь, 5 марта 1903 г.)

Конвенция о концессии на Багдадскую железную дорогу от 5 марта 1903 г. была подписана: со стороны Турции – министром торговли и общественных работ Зихни-пашой, со стороны общества Оттоманской анатолийской железной дороги – председателем Административного совета Общества Артуром Гвиннером, генеральным директором Общества Куртом Зандером и помощником директора Эдуардом Гюгейном. Концессия эта явилась объектом острой империалистической борьбы, главным образом между Германией, стремившейся превратить Багдадскую железную дорогу в орудие своей экспансии на Ближнем и Среднем Востоке, и Англией, противодействовавшей немецкому проникновению в этот район и опасавшейся за безопасность своих позиций в Индии.

Дипломатическая борьба вокруг Багдадской железной дороги привела к тому, что в Лондоне 15 июня 1914 г. было парафировано англо-турецкое соглашение, по которому Англии удалось добиться включения в состав правления дороги английских концессионеров. Это соглашение, однако, не получило окончательного оформления и выполнения в связи с первой мировой войной.

После Первой мировой войны владельцами отдельных частей Багдадской железной дороги стали Турция, выкупившая у концессионеров линию, проходящую по турецкой территории, Франция и Англия (в Ираке).

Первая концессия на участок этой дороги – Измит – Анкара была получена в 1888 г. Немецким банком. Строительство дороги в целом было завершено в 1934- 1941 гг.

Ст. 1. Имп. оттоманское правительство представляет концессию на постройку и эксплуатацию продолжения железнодорожной линии от Коньи до Багдада и Басры [перечисляются населенные пункты, через которые эта линия должна проходить], а также на ... железнодорожные ветки ...

... Главная железнодорожная линия и ее ответвления должны следовать по трассе, на которую имп. правительство даст согласие обществу Оттоманской анатолийской железной дороги на следующих условиях:

2. Срок действия настоящей концессии определяется в 99 лет. Этот срок действия равным образом распространяется на линии Анкары и Коньи, и его отправной датой будет выдача фермана и обмен ратификациями настоящей конвенции.

Что касается новых линий, то срок 99 лет будет исчисляться для каждой секции точно с момента, когда имп. правительство вручит концессионеру государственные Акты в соответствии со ст. 35 настоящей конвенции.

Ст. 6. Так как предприятие является общественно полезным, земельные участки, необходимые для прокладки железной дороги, в соответствии с законом об экспроприации, будут отчуждаться всякий раз, когда невозможно будет достичь согласия относительно покупки этих участков между концессионером и владельцами ...

Земельные участки, называемые арази-емирие-халие1, необходимые для возведения сооружения, будут переданы концессионеру бесплатно. Если на пустырях, принадлежащих государству, в зоне 15 км с каждой стороны железнодорожной линии находятся карьеры и балластьеры2, концессионер сможет пользоваться ими бесплатно в течение периода строительства с обязательством со своей стороны прекратить ими пользоваться, когда работы будут завершены...

Правительство произведет экспроприацию и передачу концессионеру земельных участков, необходимых для сооружения дороги и ее ответвлений, после того, как трасса железной дороги будет одобрена и осуществлена на местности. Эта передача должна быть произведена правительством в двухмесячный срок.

Ст. 7. Линия будет проложена в один путь. Однако экспроприации будут произведены с расчетом возможности сооружения второго пути. Как только валовый километровый доход достигнет ежегодно 30000 фр., имп. правительство будет иметь право требовать устройства второго пути, который концессионер будет обязан построить за свой счет.

Ст. 8. ...Никакой гербовый сбор не будет взиматься с настоящей конвенции и с приложенных подрядных условий, с дополнительных соглашений и всех последующих актов или для оплаты государственных актов, которые будут выпущены;...

Концессионер образует оттоманское анонимное общество3 под названием «Имп. оттоманское общество Багдадской железной дороги», которое заменит общество Оттоманской анатолийской железной дороги4 во всем, что касается новой линии от Коньи до Персидского залива с ее ветками, и которое будет управляться на основе статутов, здесь приложенных5...

Общество имп. Оттоманской Багдадской железной дороги, которое будет образовано, возьмет на себя то же обязательство не уступать и не передавать линии, которые должны быть сооружены от Коньи до Багдада и Басры и их веток.

Ст. 9. Строительные и другие материалы, необходимые для сооружения и эксплуатации этой линии и ее ответвлений, так же как служащие и рабочие, будут перевозиться, но только на период сооружения и под надзором морского министерства, по Шатт-Эль-Арабу, Тигру и Евфрату на паровых или парусных кораблях или других суднах, которые будут приобретены или наняты Обществом.

Переправляемые таким образом материалы будут освобождены от всяких обложений и налогов.

Ст. 13. Концессионер имеет право сооружать и эксплуатировать на линии с разрешения местных властей черепичные и кирпичные заводы. Машины и инструменты, предназначенные для названных фабрик, будут освобождены от тех же обложений, что и материалы и оборудование железной дороги...

Ст. 19. Имп. оттоманское правительство сохраняет возможность взять концессию обратно, ...при условии уплаты концессионеру до окончания срока концессии годовой суммы, равной 50% средней валовой выручки за пять лет, предшествовавших взятию концессии обратно; причем эта сумма не может быть ниже 12 000 фр. за км. ...

Ст. 20. При прекращении концессии имп. правительство вступит во все права концессионера на железную дорогу и зависящие от нее службы, а также на оборудование и материалы и начнет пользоваться связанными с этим доходами ...

Ст. 22. Концессионер может добывать полезные ископаемые, которые он обнаружит в 20-километровой зоне по обе стороны оси пути в соответствии с законами и правилами, к этому относящимися, не получая на это какой-либо привилегии или монополии. Он сможет |;п\же, после ходатайства у соответствующего управления и в соответствии с регулирующими это правилами производить рубку прилегающего к линии леса.

Ст. 25. Концессионеру разрешается бесплатно пользоваться вдоль .линии естественными водными ресурсами, право пользования которыми не принадлежит никому, или сооружениями, целью которых ншшется производство электрической энергии для движения поездов, их освещения и для различных эксплуатационных служб...

Ст. 35. Имп. правительство гарантирует концессионеру годичную сумму в 11 000 фр. с построенного и находящегося в эксплуатации километра, а также годичную подрядную сумму в 4500 фр. с находящегося в эксплуатации километра для эксплуатационных расходов...

1 Арази-емирие-халие (правильная транскрипция – арз-и-мирийе) – часть государственных земель в Оттоманской империи, находившихся в непосредственном ведении государственной казны.

2 Карьеры, где добывают балласт – щебень, гравий, песок, доменный шлак, насыпаемые поверх земляного железнодорожного полотна.

3 Акционерное общество с акциями «на предъявителя».

4 Это общество было образовано в марте 1889 г., после получения Немецким банком первой железнодорожной концессии.

5 В публикации не приложены.

Наши рекомендации