Франко-англо-итальянское соглашение об Эфиопии
(Лондон, 13 декабря 1906 г.)
Соглашение 1906 г. подписано министром иностранных дел Англии Э. Греем, французским послом в Лондоне Ж- Камбоном и итальянским послом Сан-Джулиано. Соглашение это, по существу делившее Эфиопию на сферы влияния трех держав, было заключено без ведома эфиопского правительства и являлось грубым нарушением суверенитета Эфиопии.
Ст. 1. Франция, Великобритания и Италия согласны поддерживать политический и территориальный status quo в Эфиопии в том виде, как он вытекает из ныне существующего положения вещей и следующих соглашений... [Следует перечень относящихся к Эфиопии договоров между этими державами и их договоров с Эфиопией.]
Ст. 2. Что касается претензий на сельскохозяйственные, торговые и промышленные концессии в Эфиопии, то три державы дадут своим представителям инструкции действовать таким образом, чтобы концессии, которые будут даны в интересах одного из трех государств, не вредили интересам двух других.
Ст. 3. Если в Эфиопии возникнут раздоры или внутренние изменения, представители Франции, Великобритании и Италии будут соблюдать нейтралитет, воздерживаясь от всякого вмешательства вдела страны и ограничиваясь только такими действиями, которые были бы сочтены, по взаимному соглашению, необходимыми для защиты миссий, жизни и собственности иностранцев и общих интересов трех держав.
Во всяком случае ни одно из трех правительств не будет вмешиваться каким бы то ни было образом без предварительного соглашения с двумя другими [правительствами].
Ст. 4. В случае, если события нарушат status quo, предусмотренное ст. 1, Франция, Великобритания и Италия приложат все свои усилия для поддержания целостности Эфиопии. Во всяком случае, основываясь на соглашениях, перечисленных в указанной статье, они согласятся об ограждении:
а) интересов Великобритании и Египта в бассейне Нила и особенно в том, что касается регулирования вод этой реки и ее притоков (с должным учетом местных интересов), без ущерба для интересов Италии, упомянутых в параграфе «б»;
б) интересов Италии в Эфиопии в отношении Эритреи и Сомалиленда (включая Бенадир) и особенно в том, что касается хинтерланда ее владений и территориальной связи между ними к западу от Аддис-Абебы;
в) интересов Франции и Эфиопии в отношении французского протектората Сомалийский берег от хинтерланда этого протектората до зоны, необходимой для постройки и эксплуатации железной дороги от Джибути до Аддис-Абебы.
Ст. 5. Французское правительство представляет британскому и итальянскому правительствам:
1. Концессионный акт на франко-эфиопскую железную дорогу от 9 марта 1894 г.1
2. Послание императора Менелика от 8 августа 1904 г. ..., приглашающее компанию-концессионера построить второй отрезок [железной дороги] – от Диредауа до Аддис-Абебы.
Ст. 6. [Согласие трех держав на то, чтобы Компания эфиопских железных дорог или любая другая французская компания продолжила строительство железной дороги Джибути-Диредауа до Аддис-Абебы с возможной веткой к Харару, при условии равноправия подданных этих держав в отношении торговли и транзита по железной дороге и в порту Джибути. С провозимых товаров не будет взиматься транзитных пошлин в пользу компании или властей французского Сомали.]
Ст. 7. [Согласие Франции содействовать включению в правление этой компании англичанина, итальянца и представителя императора Эфиопии. Взаимное обязательство Англии и Италии содействовать введению по одному французскому представителю в правления английских и итальянских компаний, которые будут образованы или уже созданы для строительства и эксплуатации железных дорог, соединяющих Эфиопию с соседними владениями этих стран. Предоставление подданным трех держав равных прав в отношении торговли и транзита товаров по этим дорогам, а также в портах английских и итальянских владений, откуда они будут начинаться. Освобождение провозимых товаров от транзитных пошлин.]….
Ст. 9. [Согласие сторон на то, чтобы строительство железных дорог к западу от Аддис-Абебы осуществлялось под покровительством Англии, а железной дороги между Бенадиром и Эритреей (также к западу от Аддис-Абебы) под покровительством Италии; «право» Англии построить железную дорогу из Британского Сомали к границе Судана через территорию Эфиопии.]
Ст. 10. Представители трех держав будут исчерпывающим образом информировать друг друга и сотрудничать для защиты их взаимных интересов...
1 По этому акту французская «Императорская компания эфиопских железных дорог» получала концессию на строительство дороги Джибути-Харар