О правлении в Индии его брата маркиза Уэлсли
Маркиз Уэлсли – генерал-губернатор Индии в 1798-1805 гг. При нем в результате 4-й англо-майсурской войны было окончательно покорено княжество Майсур (1798 г.), княжество Ауд было вынуждено уступить Компании значительную часть своей территории, окончательно потерял остатки независимости Карнатик. Во второй англо-маратхской войне маратхские княжества были разбиты и потеряли свое могущество и часть своей территории.
Приводимый очерк написан в 1806 г.
Положение в Индии в 1798 г.
Первое, что узнал маркиз Уэлсли, когда прибыл в Индию, было известие о том, что старинный, исконный враг Компании1 вступил в союз с Францией на о-ве св. Маврикия с целью нанести удар британской нации в Индии; что в результате этого группа французов уже высадилась в порте Мангалур на Малабарском берегу и направилась в Серинга-патам. Вскоре после получения этого сообщения в Индии стало известно, что Бонапарт с большой французской армией высадился в Египте и завоевал его и что откровенно признаваемой целью этой экспедиции было вторжение этим путем в Индию...
Опыт предыдущих войн с Типу показал, что те власти, на которые Компания могла положиться для получения поддержки, были: низам2, пешва3, наваб4 Карнатика и мелкие раджи и заминдары Малабарского побережья. Со времени установления мира с Типу в 1792 г., который позволил достичь союза между первыми двумя и Компанией, положение этих властей значительно изменилось. К несчастью, в результате враждебных отношений с маратхами, которые закончились битвой и миром, или, вернее, капитуляцией [низама], в Карда в 1795 г., низам из великого и главенствующего властителя в Индии превратился в данника маратхов. Его министры назначались маратхами; его армия была распущена; единственной опорой его власти был корпус примерно в 14000 человек, обученных, вымуштрованных и подчиненных французским офицерам. Эти офицеры владели значительной частью территорий низама и использовали получаемые с них доходы для содержания своих войск; ...они представляли французское государство на полуострове Индии. С помощью силы и насилия они держали в страхе двор низама и отняли у него всякую надежду участвовать в ожидавшейся в 1798 г. войне с Типу и его французскими союзниками.
Правительство маратхов в Пуне, которое оказало значительную материальную помощь английскому правительству в войне [с Майсуром], закончившейся в 1792 г. Серингапатам-ским договором, так же как и низам, было не в состоянии в какой-либо мере участвовать в ожидаемых в 1798 г. событиях. После заключения мира в Карде в 1795 г. пешва Махду Рао Нараин выбросился из окна своего дворца в Пуне и тут же умер. Началась борьба за власть в правительстве, в которой приняли участие все крупнейшие маратхские главари; она велась с переменным успехом в 1796 и 1797 гг. и закончилась передачей всей власти в Пуне в руки Даулат Рао Синдии...
В 1798 г. его власть была еще слишком непрочна, чтобы участвовать в ожидаемой борьбе с Типу, даже если предположить, что политика Синдии привела бы его к этому... Но, став единственным главой маратхов, он скорее поддержал бы Типу, нежели англичан, в назревавшем конфликте... Он должен был знать, что из двух властей самыми страшными для него были англичане.
Со времени заключения мира в 1792 г. наваб Карнатика Мухаммад Али умер, и ему наследовал его сын Омдат ул-Омра. Этот князь, крайне непопулярный в своих владениях, скорее всячески препятствовал, нежели поощрял операции британской армии. Он не оказывал им никакого содействия; позднее в Серингапатаме выяснилось, что он вел переписку с врагом Компании.
Что касается малабарских раджей, то за исключением раджи Курга со времени заключения мирного договора в 1792 г. и до 1798 г. они были во враждебных отношениях с Компанией, и значительная часть Бомбейской армии постоянно участвовала во враждебных ей операциях. От них не только нельзя было ожидать никакой помощи, напротив, они сделали бы все, чтобы извести и измотать армию и помочь врагу.
Система управления в Индии, основы власти, способы поддержания ее и проведения правительственных мероприятий совсем отличны от систем и способов, применяемых для тех же целей в Европе.
Опорой и орудием любой власти там является меч; после образования этих союзов меч, иными словами, армия Ост-Индской компании стала единственной опорой и единственным эффективным орудием власти защищаемых индийских княжеств...
Таково было положение в Индии, когда в 1798 г. маркиз Уэлсли взял в свои руки бразды правления; описание мер, принятых с целью устранения существовавших невзгод, составит краткую историю правления его сиятельства. Я изложу ее в таком порядке, чтобы она была наиболее доходчива для тех, кто будет читать этот документ.
Субсидиарный союз с низамом
Следующее соглашение, которое будет теперь рассмотрено, это договор 1800 г. с низамом. Следует напомнить, что главной целью договора 1798 г.5... было предоставление возможности его высочеству сыграть свою роль в тройственном союзе 1790 г., направленном против власти Типу Султана, и эту цель он полностью оправдал. Но ...договор 1798 г. вызвал ряд неполадок, которые необходимо было как можно скорее устранить. В период между 1792 и 1798 гг. правительство низама подпало под влияние маратхов. Последние предъявляли его высочеству большие претензии, основываясь как на договоре или капитуляции в Карде (причем, эти претензии были позднее видоизменены или опущены в других договорах), так и на общем принципе маратхского правительства, сводящемся к насильственному вымогательству...
Договор от 1 сентября 1798 г. не обеспечивал низаму поддержки британских войск, размещенных в его стране, ни при обороне от маратхов, ни для того, чтобы держать в благоговейном страхе тех своих данников, которые платили дань также маратхам; после завоевания Майсура6 британское правительство, которое благодаря этому приобрело преобладающее влияние в Индии, было вынуждено определить характер своих отношений к низаму и правительству маратхов, а также характер взаимоотношений последних двух властей.
Было очевидно, что маратхи будут настаивать и в конце концов навяжут правительству низама свои несправедливые требования и доведут положение дел в Хайдарабаде до того состояния, в каком их оставил договор в Карде 1795 г., когда владениями низама управлял маратхский министр. Но это была не единственная опасность. Правительство низама не могло более продолжать свою деятельность, не приведя в подчинение своих данников. Эта мера была необходима как для улучшения финансового положения низама, так и потому, что восстание этих данников являло собой опасный пример неповиновения для губернаторов и сборщиков податей отдаленных владений низама. Состояние восстания и неповиновения в любой стране всегда ужасающе для ее соседей, но особенно это верно в отношении Индии; факт существования этих бедствий в 1799 и 1800 гг. был крайне неудобным для британского правительства и препятствовал водворению нового правительства в Майсуре и завоеванных провинциях
Поэтому после заключения мира в Серингапатаме британское правительство вынуждено было прибегнуть к мерам, направленным на укрепление правительства низама.
Первое, что пришло на ум, – это вдохновить низама и помочь ему создать армию, которая была бы вымуштрована и находилась под началом европейских офицеров. Однако обеспечить достаточное число английских офицеров, чтобы нести службу его высочества, было бы невозможно... следо-вательно, эти европейские офицеры должны были быть не англичанами... а в основном французами. Таким образом возродили бы то зло, последствий которого опасались и терпели еще до 1798 г. и которые были устранены договором 1798 г.
Второй способ решения вопроса заключался в том, чтобы вдохновить низама создать местную армию. Однако предательство местных главарей, их привычка поддерживать связь и переписываться с маратхами и превосходство, которого этого нация добилась над ними в течение длительной борьбы, не позволяли ожидать ничего хорошего от этой меры, которая привела бы лишь к тому, что низам оказался бы в зависимости от правительства Пуны.
Третий способ предусматривал расширение рамок договора от 1 сентября 1798 г., превращение его в оборонительный договор, направленный против всех держав (а не только против Типу), и фактически взятие низама под защиту британского правительства.
Помимо тех великих политических задач, которые делали желательным изменение договора 1798 г., ... имелись другие обстоятельства..., вызывавшие целесообразность иных изменений, внесенных договором 1800 г.
В соответствии с договором 1798 г. за выплачиваемую ему ежемесячно определенную сумму британское правительство обязывалось предоставить в распоряжение низама вооруженные силы.
Как обычно случалось, образовалась задолженность; отчеты президентства полны сообщений о жалобах на эту за-долженность и мерах, принятых для ликвидации ее. Образование этой задолженности вызвало недовольство и протесты со стороны британского правительства, что, разумеется, должно было ослабить взаимопонимание между низамом и им; это наносило ущерб интересам обеих властей. Установление территориального обеспечения вместо выплаты субсидии устранило все причины для размолвок.
Компании была предоставлена территория, принадлежавшая правительству Типу Султана и переданная низаму в соответствии с договорами, заключенными в Серингапатаме в 1792 и 1799 гг. Власть низама в этих областях никогда не была прочной; и состояние беспорядка, в котором они находились в 1799-1800 гг., было крайне вредным для британских интересов в Майсуре и недавно приобретенных Компанией областях. В казну низама никогда не поступало ничего из этих областей; его высочество содержало дополнительный контингент войск Компании за счет средств, получаемых им из других своих владений. Надеялись, что введение лучшей системы управления приведет к водворению порядка среди этого ранее неспокойного народа, и эта надежда полностью оправдалась; владения эти приносят теперь доход... вполне достаточный для содержания субсидиарных сил, предоставленных низаму, и для управления провинциями, уступлен-ными его высочеством...
Области, приобретенные [Компанией] по этому договору, расположены на севере Майсура; таким образом, была уничтожена опасность, которую несло новому правительству соседство и пример неспокойного и недовольного народа, отказывающегося платить налоги и подчиниться правительству, которому оно передано.
Из данного общего описания этого соглашения можно сделать вывод, что низам был в нем гораздо более заинтересован, нежели британское правительство. В частности, его высочество считало, что до заключения этого соглашения его правительство не могло считать себя в безопасности; и, надо заметить, обеспечение безопасности правительства его высочества было основной целью и причиной, вызвавшей к жизни этот договор. Другие его стороны были связаны с этой основной целью и в равной степени отвечали интересам и были выгодны обеим сторонам, заключившим договор; в целом надо сказать, что в нем нет ни одной статьи, ни одного пункта, в которых не были бы в равной степени заинтересованы обе стороны.
1 Имеется в виду Типу Султан – правитель Майсура (1782-1799 гг.).
2 Низам – титул правителя Хайдарабада.
3 Пешва – титул фактического главы маратхов.
4 Наваб-вазир – титул правителя Ауда.
5 Имеется в виду договор, заключенный сэром Джоном Шором незадолго до прибытия генерал-губернатора Уэлсли в Индию
6 В 1799 г.