Акт египетского вице-короля о концессии на сооружение и эксплуатацию морского Суэцкого канала и прилегающих к нему территорий между Средиземным и Красным морями, Каир, 30 ноября 1854 г.
Концессию на строительства Суэцкого канала получил бывший французский консул в Александрии инженер Ф. Лессепс. 30 ноября 1854 г. Мухаммед-Сайд, вице-король Египта, подписал фирман о праве Лессепса на получение этой концессии. Фирман вице-короля мог вступить в силу только после утверждения его султаном, так как Египет формально находился в вассальной зависимости от Турции. Султан, опасавшийся враждебных действий со стороны Англии, проект не утвердил. Несмотря на это, Ф. Лессепс начал подготовительные работы по прорытию Суэцкого канала. 5 января 1856 г. Мухаммед-Сайд подписал второй фирман, который был утвержден султаном, уточнявший обязательства Компании и предоставлявший ей новые льготы.
При покупке акций Всеобщей Компании Морского Суэцкого канала Мухаммед-Сайд был вынужден сделать большой заем у французского банка. Это был первый долг Египта, сделанный им в счет причитающейся ему суммы от Компании Суэцкого канала.
Ввиду того, что наш друг г-н Фердинанд Лессепс обратил наше внимание на выгоды, которые представило бы для Египта соединение Средиземного моря с Красным судоходным для больших судов путем, и указал нам на возможность образования для этих целей Компании, составленной из капиталистов всех наций, мы приняли условия, которые он представил на наше рассмотрение, и данным документом наделили его исключительным правом на учреждение и руководство Всеобщей Компании для прорытия Суэцкого перешейка и эксплуатации канала между двумя морями с правом предпринимать или поручать осуществление всех необходимых работ и сооружений на условии, что Компания полностью компенсирует в первую очередь всех частных лиц в случае лишения их собственности для общественного блага.
Все это в пределах и на условиях, определенных в следующих статьях.
Ст. 1. Г-н Ф. Лессепс образует Компанию, руководство которой мы поручаем ему, под названием Всеобщая Компания Суэцкого Канала для прорытия Суэцкого перешейка, эксплуатации прохода, пригодного для широкой навигации, сооружения или приспособления двух соответствующих входов, одного – со стороны Средиземного моря и другого – Красного моря, и сооружения одного или двух портов.
Ст. 2. Директор Компании всегда назначается Египетским правительством и избирается, насколько возможно, из акционеров, наиболее заинтересованных в предприятии.
Ст. 3. Срок концессии – 99 лет, считая со дня открытия канала двух морей.
Ст. 4. Работы будут осуществляться исключительно на средства Компании, которой будут бесплатно уступлены все необходимые земли, не принадлежащие частным лицам. Сооружение укреплений, которые правительство сочтет необходимым воздвигнуть, не будет производиться за счет Компании.
Ст. 5. Египетское правительство будет получать от Компании ежегодно 15% чистого дохода, показанного в балансе общества, без ущерба для процентов и дивидендов, приходящихся на акции, которые Правительство оставляет за собой право приобрести за свой счет во время их выпуска и без какой-либо гарантии с его стороны как за выполнение работ, так и за операции Компании. Остальная часть чистого дохода будет распределяться следующим образом: 75% в пользу Компании; 10% в пользу членов-учредителей.
Ст. 6. Размеры пошлин за проход по Суэцкому каналу, согласованные между Компанией и вице-королем Египта и собираемые агентами Компании, будут всегда равными для всех наций. Никаких особых преимуществ не может быть предоставлено какой-нибудь одной нации.
Ст. 7. В случае, если Компания сочла бы необходимым связать судоходным каналом Нил прямо через перешеек, и в случае, если морской канал будет следовать окольным путем, питаемым водами Нила, .Египетское правительство передало бы Компании ныне обрабатываемые земли, находящиеся в общественном владении, которые должны быть орошены и обработаны за счет Компании или благодаря ее усилиям.
Компания будет пользоваться указанными землями без обложения налогами в течение десяти лет, считая со дня открытия канала; в течение последующих 89 лет, до истечения срока концессии, Компания должна платить десятую часть налога Египетскому правительству, после какового периода она не может продолжать пользоваться вышеназванными землями без уплаты упомянутому правительству налога, равному тому, который взимается за земли подобного рода.
Ст. 9. …Компании-концессионеру предоставляется возможность добывать из рудников и каменоломен, находящихся в общественном владении, любые материалы, необходимые для работ по каналу и сооружениям, связанным с ним, без уплаты пошлин, так же как право свободного ввоза любых машин и материалов, которые они будут импортировать из-за границы для выполнения концессионных обязательств.
Ст. 10. …По окончании срока концессии Египетское правительство займет место Компании, будет пользоваться без ограничений всеми ее правами и вступит в полное владение каналом двух морей и всех сооружений, связанных с ним. Компенсация, которая должна быть назначена Компанией за оставленные ею оборудование и движимости, будет установлена путем дружеского соглашения или арбитража.