Из Генерального акта Брюссельской конференции
(Брюссель, 20 июня / 2 июля 1890 г.)
Брюссельская конференция (18 ноября 1889 г. – 2 июля 1890 г.) явилась как бы продолжением Берлинской конференции – и по составу участников и, главное, по своему характеру. В ней принимали участие делегаты тех же стран, которые были представлены на конференции, проходившей в 1884-1885 гг. в Берлине, и, кроме того, представители. «Свободного государства Конго», Занзибара и др. Центральный вопрос Брюссельской конференции – запрет работорговли.
Генеральный акт и декларация подписаны представителями России, Германии, Австро-Венгрии, Бельгии, Дании, Испании, Конго, Северо-Американских Соединенных Штатов, Франции, Великобритании, Италии, Нидерландов, Персии, Португалии, Швеции и Норвегии, Турции и Занзибара. Позднее присоединились Либерия и Оранжевая республика.
Во имя Всемогущего Бога, Е. В. Император Всероссийский…
одинаково воодушевленные твердою волей положить конец преступлениям и опустошениям, порождаемым торголей африканскими невольниками, оказать существенное покровительство первобытным жителям Африки, и обеспечить этому обширному материку благодеяния мира и цивилизации; и желая дать новое подтверждение решениям, в том же смысле и в разные времена уже принятым Державами, дополнить достигнутые ими результаты и определить совокупность мер, которые могли бы обеспечить достижение целей, составляющих предмет общего попечения, решили вследствие сделанного им приглашения Правительством Его Величества Короля Бельгийцев, по соглашении с Правительством Ее Величества Королевы Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, Императрицы Индии, собраться для этой цели на Конференцию в Брюсселе, и назначили Своими Уполномоченными…, каковые Уполномоченные, снабженные полномочиями, признанными правильными и законными, постановили нижеследующее:
Глава 1. Области торга невольниками. – Меры, какие надлежит принять против этого торга в тех местностях, где оный имеет свое начало
Ст. 1. Державы признают, что самыми действительными средствами для борьбы с торгом невольниками внутри Африки являются следующие:
1) постепенное устройство управления, судебной власти и также церковных и военных учреждений в территориях Африки, подчиненных верховной власти или протекторату цивилизованных наций;
2) постепенное учреждение внутри страны державами, коим подчинены подлежащие территории, военных станций, настолько сильных, чтобы их влияние могло действительно оказывать свое действие в смысле покровительства и охраны в территориях, ныне опустошаемых охотой на человека;
3) сооружение дорог и именно железнодорожных путей, которые связывали бы передовые станции с берегом и облегчали бы доступ к внутренним водам и к верховьям больших и малых рек, пересекаемых порогами и водопадами, ввиду того, чтобы таким образом заменить более дешевыми и скорыми средствами перевозки ныне принятый в этих странах способ переноски на людях;
4) заведение на внутренних судоходных водах и на озерах пароходов, с устройством укрепленных пристаней на берегах;
5) устройство телеграфных линий для обеспечения сообщения сторожевых постов и станций с морским берегом и центрами управления;
6) устройство экспедиций и подвижных военных отрядов, которые, охраняя сообщение станций между собою и с морским берегом, содействовали бы к подавлению торга невольниками и обеспечивали бы безопасность проездных дорог;
7) ограничение ввоза огнестрельного оружия, по крайней мере усовершенствованного, равно как и боевых припасов на всем протяжении территорий, причастных торгу невольниками.
Ст. 8. Принимая в соображение, что опыт всех народов, имеющих сношения с Африкой, показал, какую пагубную и преобладающую роль играет огнестрельное оружие в операциях торга невольниками и во внутренних войнах между туземными племенами, и имея в виду, что этот же самый опыт явно доказал, что сохранение африканских народ-цев, существование коих державы желают обеспечить, совершенно невозможно, если не будут установлены меры ограничения торговли ог-потрельным оружием и военными припасами, – державы постановляют, насколько то позволяет настоящее положение их границ, чтобы нноз огнестрельного оружия и в особенности нарезного и усовершенствовавного, так же как и пороху, пуль, ядер и патронов, за исключением случаев и условий, предусмотренных в следующей статье, был воспрещен в территориях, лежащих между 20° северной и 22° южной параллелями и ограничиваемых с запада Атлантическим океаном, с востока Индийским и их принадлежностями, включая сюда прилегающие к морскому берегу острова, удаленные до 100 морских миль от этого берега.
Ст. 9. [Перечень условий ввоза, порядка хранения и выдачи огнестрельного оружия и боеприпасов с разрешения и под контролем колониальных властей.]
Ст. 10. Правительства будут принимать все меры, какие признают необходимыми для исполнения по возможности вполне постановлений, относящихся ко ввозу, продаже и перевозке огнестрельного оружия и его припасов, а также к недопущению их ввоза и вывоза чрез свои внутренние границы и провоза в районы, где господствует торг невольниками.
В разрешении провоза транзитом в пределах пояса, подробно означенного в ст. 8, не может быть отказываемо, коль скоро оружие и его припасы должны провозиться чрез территории подписавшейся или приступившей к настоящему акту державы, владеющей морским побережьем, во внутренние территории, состоящие под верховною властью или протекторатом другой подписавшейся или приступившей к настоящему акту державы, если только сия последняя не имеет непосредственного доступа к морю. Если же таковой доступ окажется совершенно отрезанным, то в разрешении транзита также не может быть отказываемо. Всякое требование провоза транзитом должно быть сопровождаемо объявлением, исходящим от правительства державы, имеющей владения внутри материка, и удостоверяющим, что сказанное оружие и припасы назначены не к продаже, а к употреблению властей державы или военной силы, необходимой для защиты миссионерских или торговых станций или же лиц, поименованных в объявлении. Однако прибрежная территориальная держава предоставляет себе право задерживать, исключительно или временно, транзит чрез ее территорию прицельного оружия и его припасов, если вследствие внутренних возмущений или других серьезных смут нужно опасаться, что отправка оружия и его припасов может повредить ее собственной безопасности.
Ст. 12. Державы обязуются принимать или предлагать своим подлежащим законодательным учреждениям меры, необходимые для наказания всюду нарушителей запрещений, установленных ст. 8 и 9, равно как и их соучастников, сверх отобрания и конфискации запрещенного оружия и военных припасов, посредством наложения штрафа, заключения в тюрьму или обоих этих наказаний вместе, соразмерно значительности нарушения и важности каждого случая.
Ст. 13. Подписавшиеся державы, имеющие владения в Африке, прикасающиеся к означенному в ст. 8 поясу, обязуются принимать меры, которые необходимы, дабы препятствовать ввозу огнестрельного оружия и военных припасов чрез их внутренние границы, в районы сказанного пояса, и по крайней мере ввозу усовершенствованного оружия и патронов.
Ст. 14. [Срок действия ст. 8-13 – двенадцать лет; затем каждые два года он продлевается автоматически, если ни одна из сторон за год до истечения этого срока или последующих двухлетних периодов не потребует отмены или пересмотра указанных статей.]
Глава 3. Подавление торга невольниками на море § 1. Общие постановления
Ст. 20. Подписавшиеся державы признают целесообразным издать с общего согласия постановления, имеющие предметом обеспечить более действительным образом подавление торга невольниками в морском поясе, где таковой торг еще существует.
Ст. 21. Этот пояс простирается с одной стороны между берегами Индийского океана (со включением берегов Персидского залива и Красного моря) от Белуджистана до мыса Тангалане (Келимане), а с другой между условленною линиею, идущею сначала по меридиану Тангалане до пункта встречи с 26 градусом ю. ш.; затем соединяется с этою параллелью, а потом к востоку огибает остров Мадагаскар, находясь в расстоянии 20 миль от его восточного и северного берега, пока не достигнет меридиана мыса Амбр. От этого пункта граница пояса определяется линиею, идущею обратно в косвенном направлении к берегу Белуджистана, пройдя в расстоянии 20 миль по открытому морю от мыса Рас-эль-Гад.
Ст. 22. Державы, подписавшие настоящий Генеральный акт и между коими существуют особые соглашения для подавления торга невольниками, согласились между собою ограничить условие этих соглашений относительно взаимного права осмотра, обыска и задержания судов в море, в пределах вышеозначенного пояса.
Ст. 23. Те же державы равным образом согласны ограничить вышеозначенное право судами, имеющими менее 500 т вместимости.
Это постановление будет пересмотрено, как только необходимость того дознана будет опытом.
§ 2. Правила относительно пользования флагом и надзора посредством крейсерных судов
Ст. 30. Подписавшиеся державы обязываются иметь строгий надзор за туземными судами, коим предоставлено право поднятия их флага в пределах означенного в ст. 21 пояса, и за производимыми этими судами торговыми операциями.
Ст. 42. Когда офицеры, командующие военными судами одной из подписавшихся держав, будут иметь повод подозревать, что судно менее 500 т вместимости, встреченное в вышеозначенном поясе, занимается торгом невольниками или виновно в злоупотреблении флагом, то они могут прибегать к проверке судовых бумаг...
Ст. 45. Исследование судового груза или обыск судна может производиться лишь относительно судов, плавающих под флагом одной из держав, заключивших или имеющих еще заключить особые условия, предусмотренные в ст. 22, и согласно предписаниям этих условий.
Ст. 49. Если... освидетельствования приведут командира крейсера к убеждению, что факт торга невольниками был совершен на судне во нрсмя его пути или что существуют неопровержимые доказательства против шкипера или судохозяина для обвинения его в злоупотреблении флагом, в обмане или соучастии в торге невольниками, то он должен отвести задержанное судно в ближайший порт пояса, где находится подлежащая власть державы, флаг которой был поднят [на судне]...
Заподозренное судно может также быть передано крейсерскому судну его нации, если сие последнее изъявит на то согласие.
Ст. 50. Означенная в предыдущей статье власть, которой было передано задержанное судно, приступает к производству подробного следствия по законам и правилам своей страны, в присутствии офицера иностранного крейсерского судна.
Ст. 51. Если этим следствием выяснится, что злоупотребление флагом имело место, то задержанное судно остается в распоряжении капера.
Ст. 56. Следственные дела передаются, в сколь возможно короткий срок, суду той нации, флаг которой подсудимые подняли...
Ст. 59. В случае осуждения, секвестрованное судно объявляется добрым призом в пользу лица, задержавшего судно.
Шкипер, экипаж и все прочие лица, признанные виновными, подвергаются наказанию, по мере тяжести совершенных ими преступных деяний...
Глава 7. Заключительные постановления
Ст. 98. Державы, не подписавшие настоящий Генеральный акт, могут быть допущены присоединиться к оному.
Подписавшиеся державы предоставляют себе право обставить это присоединение такими условиями, какие признают необходимыми...
Державы условятся о мерах, какие надлежит принять для привлечения к присоединению держав, коих содействие было бы необходимо и полезно для обеспечения совершенного исполнения Генерального акта...