Заключенный в Лондоне 24 июня (6 июля) 1827 г.
В 1827 г. к Петербургскому протоколу 1826 г. присоединилась и Франция. Новое соглашение, подписанное в Лондоне, отличалось от Петербургского включением в него секретной статьи о «принудительных мерах» в отношении Турции в случае ее отказа принять условия примирения с Грецией.
Основой Лондонского договора от 24 июня (6 июля) 1827 г. между Россией, Англией и Францией явился Петербургский протокол от 24 марта (4 апреля) 1826 г, между Россией и Англией, предусматривавший предоставление Греции автономии.
Англия и Франция пошли на заключение этой конвенции, чтобы ослабить влияние России, заинтересованной в создании на Балканах дружественных ей государств.
Лондонская конвенция предусматривала коллективные действия трех государств по отношению к Турции с целью побудить ее прекратить военные действия против греков, предоставить Греции автономию на условиях уплаты ежегодной дани султану. Секретная статья конвенции, включенная по настоянию России, предполагала, в случае отказа султана, сближение союзников с греками (учреждение консульств в важнейших греческих городах при одновременном отзыве послов государств-участников конвенции из Константинополя), а при недостаточности этих мер объединие военно-морских эскадр трех стран в Средиземном море, для предупреждения расширения военных действий между греками и Турцией и установления между ними перемирие.
Султан отверг предложения государств, непосредственным результатом чего стала Наваринская битва 1827 г., приведшая к уничтожению турецко-египетского флота объединенной эскадрой трех государств.
(Уполномоченные: России – X. Ливен, Англии – Дедлей, Франции – Полиньяк.)
Ст. I. Договаривающиеся Державы предложат Оттоманской Порте свое посредничество с целью примирения ее с греками.
Предложение посредничества будет сделано этой Державе немедленно вслед за ратификацией настоящего трактата посредством коллективной декларации, подписанной уполномоченными союзных Дворов в Константинополе, и одновременно к обеим спорящим сторонам будет обращена просьба о немедленном между ними перемирии как необходимом предварительном условии для открытия переговоров.
Ст. II. В основание соглашения, которое будет предложено Оттоманской Порте, войдут следующие условия: греки будут в зависимости от султана, как сюзеренного государя, и вследствие сей сюзеренности будут уплачивать Оттоманской империи ежегодную подать, размер которой будет утвержден единожды навсегда с общего согласия1. Они будут управляться властями, ими самими избранными и назначенными; но в назначении их Порта будет иметь известное участие. Для полного отделения друг от друга людей двух наций и предупреждения столкновений между ними как неизбежного последствия столь продолжительной между ними борьбы грекам предоставляется приобрести в собственность турецкие имения, находящиеся на материке или на островах греческих, под условием вознаграждения прежних собственников посредством ежегодной прибавочной суммы к подати, уплачиваемой Порте, или на основании какой-либо другой сделки такого же рода.
Ст. III. Подробности сего соглашения, равно как и гра-ницы территории на материке и обозначение архипелагских островов, на которые оно будет распространено, составят предмет переговоров, имеющих произойти впоследствии между высокими Державами и спорящими сторонами.
Статья дополнительная, секретная2.
На случай, если бы Оттоманская Порта не приняла в течение месячного срока предлагаемого ей посредничества, высокие договаривающиеся стороны соглашаются о нижеследующих мерах:
1) Порте будет объявлено со стороны их представителей в Константинополе, что неудобства и бедствия, указанные в обнародованном трактате как неустранимые при том порядке вещей, который существует на Востоке уже шесть лет и прекращение коего средствами, находящимися в распоряжении Блистательной Оттоманской Порты, представляется еще делом далеким, ставят высокие договаривающиеся стороны в необходимость принять немедленно меры, чтобы сблизиться с греками.
Державы решили, что сближение это последует при помощи установления коммерческих сношений с греками, по-сылкой к ним для этой цели и приемом от них консульских агентов, если только у них окажутся налицо власти, способные поддерживать такого рода сношения.
2) Если бы в течение того же месячного срока Порта не приняла перемирия, предлагаемого в статье 1 открытого трактата, или если бы греки отказались от его исполнения, в таком случае высокие договаривающиеся Державы объявя той из двух спорящих сторон, которая пожелала бы продолжения неприязненных действий, или обеим, если это окажется необходимым, что державы приложат усилия к тому, чтобы достигнуть всеми средствами, которыми по обстоятельствам будет благоразумно воспользоваться, немедленных результатов перемирия, исполнения которого они желают, предупреждая, насколько будет в их власти, всякое столкновение между борющимися сторонами, и тотчас же после высказанной декларации высокие Державы действительно применят совместно все свои средства для ее исполнения, не принимая, однако, участия во враждебных действиях между обеими воюющими сторонами.
Вследствие сего высокие договаривающиеся Державы тотчас же по подписании настоящей дополнительной и секретной статьи пошлют каждая от себя согласные с вышеизложенными постановлениями оной инструкции адмиралам, начальствующим над их эскадрами в морях Леванта3.
3) Наконец, если против всякого ожидания эти меры окажутся недостаточными, чтобы побудить Порту принять предложения высоких договаривающихся Держав, или если, с другой стороны, греки не согласятся на постановленные в их пользу в настоящем трактате условия, то высокие договаривающиеся Державы, несмотря на то, будут все-таки продолжать дело умиротворения на соглашенных между ними основаниях, и вследствие сего они отныне уполномочивают своих представителей в Лондоне к обсуждению и определению последующих мер, применение коих может сделаться необходимым.
1 Позднее три державы пришли к соглашению (Лондонский протокол от 4 февраля 1830 г.) об отмене сюзеренитета султана над Грецией и о формальном признании ее независимости.
2 В последующем развитии событий эта статья сыграла большую роль. Ее непосредственным результатом была Наваринская битва (20 октября 1827 г.), в которой турецко-египетский флот был уничтожен соединенной англо-русско-французской эскадрой.
3 Левант – Восточное Средиземноморье.