Ахенский конгресс (20 сентября – 20 ноября 1818 г.)
(Протокол, подписанный 3 (15) ноября 1818 г.)
А́хенский конгресс – первая дипломатическая конференция с участием глав европейских государств в Ахене в 1818 г., созванная с целью решения вопросов вывода оккупационных войск из Франции и конструирования системы международных отношений между четырьмя великими державами – Англией, Австрией, Пруссией и Россией. Итогом стало принятие решения о принятии Франции в «Священный союз» в качестве полноправного члена.
Участники Ахенского конгресса: Англия: лорд Каслри, герцог Веллингтон; Австрия: император Франц I, князь Меттерних; Пруссия: король Фридрих Вильгельм III, князь Гарденберг, граф Бернсторфф; Россия: император Александр I, граф Каподистрия, граф Нессельроде; Франция: герцог де Ришельё.
Ближайшая цель Ахенского конгресса заключалась в том, чтобы сократить срок оккупации французской территории союзными войсками и определить отношение союзных держав к Франции. Однако, конгресс занимался целым рядом других вопросов, прокладывая путь для развития системы «Священного союза».
Повестка дня Ахенского конгресса: Вопрос выводе из Франции оккупационных войск союзников и о своевременной выплате французским правительством контрибуции. Подтверждение основных положений договора о Четверном союзе, принятие в него Франции. Предложение Пруссии о заключении всеобщего гарантийного договора. Просьба Испании об участии в конгрессе. Вопрос об умиротворении восставших испанских колоний в Южной Америке и урегулировании испано-португальского конфликта из-за Рио-де-ла-Платы. Об усилении мер по надзору за Наполеоном. Вопрос о датско-шведско-норвежских разногласиях. Вопрос об обеспечении безопасности торгового мореплавания. О мерах по пресечению торговли неграми. О гражданских и политических правах евреев. Об имущественных претензиях подданных Франции к правительствам союзных государств. О разногласиях между Нидерландами и владетелем герцогства Буйонского. О баварско-баденском территориальном споре. Дополнение к Венскому регламенту о рангах дипломатических представителей и положение о салютовании кораблей.
Первым обсуждался и был решён вопрос о выводе из Франции всех оккупационных войск союзников и о своевременной выплате правительством Франции контрибуции. Представители четырёх держав и Франции условились заключить отдельную конвенцию, оформленную в виде идентичных по содержанию двусторонних соглашений. В этой конвенции определялись срок вывода войск союзников из Франции (30 ноября 1818 г.) и остающаяся сумма контрибуции (265 млн. франков).
В ходе обсуждения французского вопроса 30 сентября 1818 г. К. Меттерних внёс поддержанное союзниками предложение об участии Франции в дальнейшей работе конгресса, который с этого дня превратился в конгресс пяти держав. Таким образом положение Франции в числе великих держав было восстановлено. Официально выполнение Францией своих обязательств по мирному договору 1815 г. и приглашение участвовать в заседаниях конгресса были констатированы в ноте уполномоченных России, Австрии, Великобритании и Пруссии от 4 ноября 1818 г. на имя премьер-министра Франции А.Э. Ришельё.
Итоги работы Ахенского конгресса%
1) конвенции, заключённые Францией отдельно с каждою из четырёх стран, относительно эвакуации с французской территории;
2) особою нотою 4 союзных страны предложили, а Ришельё выразил согласие Франции вступить в союз великих европейских держав для поддержания мира и святости международных трактатов;
3) особым протоколом определён порядок рассмотрения претензий, предъявленных многими французскими подданными к союзным державам:
4) двумя секретными протоколами, без участия представителя Франции, подтверждён Четверной союз 1815 года и намечены военные меры на случай нового революционного потрясения во Франции;
5) подписан протокол, подтверждавший святость заключённых трактатов и, на случай новых международных собраний, провозглашавший право других государств, о делах о которых будет идти речь, принять участие в переговорах;
6) составлена декларация, обращённая ко всем европейским дворам, провозглашавшая неразрывность союза мира, заключённого между пятью европейскими державами, и указывавшая, что монархи, вступившие в союз, признают своей главной, непременной обязанностью во всех отношениях, как между собой, так и с другими державами, неуклонно следовать началам международного права;
7) подписан протокол, дополнявший постановления Венского конгресса о ранге дипломатических агентов и определявший место министров – резидентов ниже посланников и выше поверенных в делах.
(Уполномоченные: России – К. Нессельроде и И. Каподистрия, Австрии – Меттерних, Пруссии – Гарденберг и Бернсторф, Англии – Веллингтон и Кестельри, Франции – Ришелье).
Министры Австрии, Франции, Великобритании, Пруссии и России... собрались на конференцию для определения отношений, кои имеют существовать между Францией и державами, заключившими с нею мирный трактат 8 (20) ноября 1815 г., и кои, возвратив Франции принадлежащее в системе европейской политики место, долженствуют теснейшим соединением сей державы с монархами союзными способствовать успеху их намерений миролюбивых и доброжелательных, и чрез то утвердить еще более тишину всеобщую... Дворы, подписавшие настоящий протокол, признают единогласно и объявляют:
1.Что они твердо решились, в своих сношениях как между собой, так и с другими державам всегда и неуклонно действовать по внушениям искреннего дружества и единодушия, кои доныне, управляя их поступками, были залогом целости общих польз, и заемлют еще новую силу от заключения уз неразрывных христианского братства.
2.Что сие согласие, тем более искреннее и надежное, что не зависит от особенных выгод или расчетов временных, может иметь одну только цель: сохранение общего мира, посредством строгого уважения к обязанностям, постановленным трактатами, и ко всем правам, от оных проистекающим.
3.Что Франция, вследствие восстановления королевской законной и конституционной власти присоединена к прочим державам европейским, принимает на себя обязанность способствовать соблюдению и утверждению порядка, коим мир возвращен Европе и коим единственно оный может быть обеспечен.
4.Что если, для вернейшего достижения цели вышеобъявленной, дворы, постановившие сей акт, сочтут нужным установить особые самих августейших монархов или уполномоченных министров их собрания, на коих будет рассуждаемо о их собственных пользах, но в отношении к предмету настоящих переговоров, то места и эпохи сих совещаний будут всякий раз посредством дипломатических сношений назначаемы заранее, и что когда предметом рассуждений на тех собраниях будут дела, касающиеся до пользы других держав европейских, то оные долженствуют быть назначаемы не иначе, как вследствие торжественно изъявленного сими державами желания, и с предоставлением их правительствам права самим, или через уполномоченных, участвовать в переговорах...