Письмо Людовика XVI Фридриху Вильгельму II (3 декабря 1791 г.)

Пользуясь посредничеством эмигрантов, французский король пытается толкнуть иностранных монархов на вмешательство во французские дела и всячески подбивает их на вооруженную интервенцию. В этом смысле особенно характерно письмо Людовика XVI к Фридриху Вильгельму II.

Брат мой!

Я узнал через господина Демустье о том интересе, который ваше величество выказали не только лично ко мне, но и к благу моего королевства. Склонность вашего величества проявлять этот интерес во всех случаях, когда это может быть полезно для блага моего народа, глубоко меня тронула. Я заявляю именно об этом в тот момент, когда, несмотря на принятие мною новой конституции, заговорщики открыто обнаруживают проекты разрушения остатков монархии. Я только что обратился к императору, к императрице России, к королям Испании и Швеции с предложением созыва конгресса главнейших государств Европы, опирающегося на вооруженную силу, как лучшее средство остановить здесь заговорщиков, установить более желательный порядок вещей и помешать терзающему нас злу распространиться по остальным государствам Европы. Я надеюсь, что ваше величество одобрит мою мысль и сохранит в абсолютной тайне мое обращение к вам. Ваше величество легко поймет, что обстоятельства, в которых я нахожусь, обязуют меня к величайшей осторожности, а потому о моем секрете известно только барону де-Бретейль, которому ваше величество может передать все, что вам угодно.

Пользуясь случаем, чтобы вновь благодарить ваше величество за благосклонность по отношению к г. Гейман. Я испытываю истинное удовлетворение высказать вашему величеству уверение в уважении и преданности, с которой я остаюсь вашим добрым братом.

Людовик.

Из письма Марии Антуанетты Екатерине II (3 декабря 1791 г.)

Извлечение из из письма Марии Антуанетты Екатерине II (3 декабря 1791 г.)

…Король принял конституцию не потому, что он счел ее хорошей и даже выполнимой, но исключительно ради того, чтобы не давать повода к еще большим волнениям и несчастиям в королевстве, которые мятежники постарались бы приписать его отказу. Он принял ее в надежде, что таким образом, при проявленном им открыто желании провести ее в жизнь, и выявятся все ее недостатки и докажется на практике ее непригодность…

…С июля месяца я просила, я умоляла императора заняться нашими делами, я тогда же представила брату план созыва вооруженного конгресса, на который собрались бы все державы…

... Проект вооруженного конгресса представляется мне единственным средством для достижения прочного и счастливого результата для страны. Различие в убеждениях, партийная нетерпимость – все является препятствием для достижения какого-либо соглашения без вмешательства держав. Но король принял конституцию, он должен был сделать вид, что этот акт он совершил добровольно, и поэтому ему нельзя ни в коем случае ссылаться на принуждение, только факты, повседневное его поведение показывают то, что есть на самом деле.

Нужно поэтому, чтобы создавалось впечатление, что конгресс прежде всего созван только в интересах установления общего равновесия в Европе, а Франция дает для того достаточно поводов...

…Очень важно, чтобы сами мы на нем совершенно не фигурировали и чтобы даже здесь мы продолжали в точности тот же принятый нами образ поведения, дабы не вызвать никакого подозрения и постараться внушить доверие, которое одно только может возвратить нам расположение народа, когда, наконец, он почувствует свое несчастие и бедствия, проистекающие от теперешнего положения вещей. И для этого необходимо, чтобы наши истинные друзья знали наши настоящие чувства, – этот путь, сознаюсь, очень трудный, но это путь верный, в особенности, если ваше величество пожелаете нам помочь.

Мнение Екатерины II о мерах для восстановления

Абсолютизма во Франции

Высказывания Екатерины II, в которых она предлагает меры по восстановлению абсолютизма во Франции.

Дело французского короля – дело всех государей. Европа заинтересована в том, чтобы Франция вновь заняла место, подобающее ей как великой державе. В настоящий момент достаточно армии в десять тысяч человек, чтобы пройти Францию из конца в конец. Для создания такой армии достаточно полумиллиона денег; такую незначительную сумму можно достать в Генуе. Со временем Франция уплатит этот долг...

Вся Франция погружена сейчас в полнейшую анархию, и хорошо рассчитанное предприятие должно неминуемо увенчаться успехом.

Наши рекомендации