Русское посольство в Переяславе
После решения Земского Собора о принятии запорожцев в подданство Русского царства 9 (19) октября 1653 г. для ведения переговорного процесса между Русским государством и восставшими казаками в Переяславщину из Москвы отправилось большое посольство во главе с боярином В.Бутурлиным. В составе Русского посольства также были окольничий И.Алферьев, дьяк Л.Лопухин и представители духовенства.
Местом проведения генерального военного совета был избран г. Переяслав, куда посольство прибыло 31 декабря 1653 г. (10 января 1654 г.). Богдан Хмельницкий вместе с генеральной старшиной прибыл в Переяслав 6 (16) января 1654 г.
(Отписка В. Бутурлина царю Алексею Михайловичу
О торжественной встрече русского посольства населением г. Переяслава,
Января 1654 г.)
Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии холопи твои Васька Бутурлин, Ивашко Олферьев, Ларька Лопухин челом бьют.
Как, государь, мы, холопи твои, ис черкаского городка Иваницы пришли в Прилуки и в местечко Галицы и в Быково, и где нам, холопем твоим, каковы были встречи, и каков лист к нам, холопем твоим, прислал гетман Богдан Хмельницкой, и что каких вестей проведали,— и о том о всем к тебе, государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии, мы, холопи твои, писали и гетманской лист из местечка Быкова послали с путивльцом с Олексеем Печиновым декабря в 29-м числе на первом часу дни.
А пошли мы, холопи твои, из местечка Быкова к Переяславлю того ж часу; а в Переяславль пришли декабря в 31 день. И не доезжая, государь, до Переяславля за 5 верст, встретил нас, холопей твоих, переяславской войсковой полковник Павел Тетеря, а с ним' сотников, и атаманов, и казаков с 600 человек и болыпи з знаменем, и с трубами, и с литаврами. И не доехав нас, холопей твоих, ссели с лошадей, и, пришодчи к нам, холопем твоим, полковник говорил речь. А что говорил, и мы, холопи твои, те ево речи послали к тебе, государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии, под сею отпискою.
А как, государь, мы, холопи твои, приехали к Переяславлю, и не доходя до городовых ворот сажен за 100, и по обе стороны стояли казаки с ружьем и из ружья стреляли. А не доходя, государь, городовых ворот сажен с 50, встретили нас, холопей твоих, переяславской протопоп Григорей, и священницы, и дьякон в ризах, и все церковные причетники ото всех церквей со кресты, и с образы, и с хоруговми, и со святою водою и всенародное множество з женами и з детьми с великою радостию.
И как, государь, мы, холопи твои, и все твои государевы люди у крестов и у образов знаменовались и у святые воды были, и протопоп говорил речь нам, холопем твоим. А что говорил, и то, написав под сею отпискою, послали к тебе, государю, мы, холопи твои. И пошли в город за образы. И в городе звонили у всех церквей в колокола. И как в соборную церковь успения пресвятые богородицы пришли, а спасов образ, что отпущен от тебя, государя, с нами, холопи твоими, несли в соборную ж церковь со кресты и со образы вместе, а мы, холопи твои, за образы шли пеши. И пришед, государь, протопоп, и священницы, и дьякон в соборную церковь, пели задостойник, и говорили ектенью, и молили в троицы славимого бога и пречистую его матерь и всех святых о вашем государеве цареве и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии, и государыни нашие благоверные царицы и великие княгини Марии Ильичны, и за государыни наши благоверные царевны многолетном здоровье.
А как, государь, мы шли в город за кресты к соборной церкви и от соборной церкви ехали на подворье, и на площеди стреляли ис пушек. И от церкви нас, холопей твоих, полковник, и сотники, и атаманы, и казаки, и жилецкие люди провожали до подворья. А кормы, государь, людцкие и конские нам, холопем твоим, и твоим государевым людей дают. А как, государь, мы ехали от Быкова к Переяславлю, и во всех селех и в местечках встречали нас, холопей твоих, священницы со кресты, и с образы, и со святою водою, а сотники, и атаманы, и казаки з знамены, против того ж, как нас, холопей твоих, встречали в-ыных местех наперед сего.
А гетман Богдан Хмельницкой ныне в Чигирине. А сказывал нам, холопем твоим, переяславской полковник Павел Тетеря, что гетман Богдан Хмельницкой ис Чигирина хотел быти в Переяславль наперед нашего приезду, только де не поехал ис Чигирина затем, что Днепр не перепустил. А как де, государь, через Днепр мочно будет переехать, и гетман де в Переяславль будет к нам, холопем твоим, тотчас. А к гетману к Богдану Хмельницкому ис Переяславля о своем приезде мы, холопи твои, писали з жильцом с-Ываном Евским генваря в 1 день. Да полковник же Павел Тетеря сказывал нам, холопем твоим, что гетман Богдан Хмельницкой одноконечно будет в Переяславль генваря в 3 день.
Да декабря, государь, в 31 день писал к нам, холопем твоим, Парфеней Тоболин: стоит де он в местечке Домонтове, а по [Д]непру де идут крыстеншись (Так в тексте.), и перевезтись ему и пешему в лотке нельзе. А гетман де Богдан Хмельницкой в Переяславль не едет затем же, что Днепр не стал. А стольник де Родион Стрешнев от гетмана отпущен, а живет в Чигирине за перевозом. А которого, государь, числа гетман Богдан Хмельницкой в Переяславль приедет, и как у нас твое государево дело учнетца делати, и что впредь каких вестей будет,— и о том о всем к тебе, государю царю и великому князю Алексею Михайловичи) всеа Русии, мы, холопи твои, отпишем тотчас.
А с сею, государь, отпискою к тебе, государю, послали мы, холопи твои, стремянного конюха Микиту Шевелева генваря в 1-м числе в ночи.
(Из статейного списка русского посольства во главе с В. Бутурлиным