Мы с Фредом и Джоном будем рады вам помочь.

Неправильно: I, Fred and John will be glad to help you.

Правильно: John, Fred and I will be glad to help you.

Ремонт

Если вы скажете We are having repairs done in our apartment, слушающие вас могут подумать, что в вашей квартире обвалился потолок или лопнули водопроводные трубы. Если речь идет только о том, что у вас красят стены, надо сказать: We are having the apartment painted. Если у вас перестилают полы или встраивают стенные шкафы, you are redoing floors, cabinets, shelving и т. п., то скажите: We’re having work done on the apartment / house / We’re redecorating / redoing / remodeling the apartment.

В марте у нас начнется большой ремонт.

Неправильно: In the month of March we will have big repairs.

Правильный вариант: In March we’ll be redoing the apartment.

Протяженность, качество и количество

Юрию придется заплатить штраф в тысячу долларов. Это для него – большие деньги.

Неправильно: It is much / big money for him.

Правильный вариант: This is a lot / a great deal of money for him.

Зайдем домой к друзьям, у них поедим, попьем (а то я устала).

Неправильно: At their house we’ll have some foods and some drinks.

Правильный вариант: At their house / place we’ll have something to eat and drink. He употребляйте здесь some.

Он кем‑то работает в колледже.

Неправильно: Не has some job with the college.

Правильный вариант: He has a job with / at the college. Никогда не употребляйте слово some, если вы не совсем уверены в соответствующей информации. Возможен вариант: some kind of a job, что означает – вы точно не знаете, какую именно должность он занимает в колледже.

Все утро я работал.

Неправильно: All the morning I was working.

Правильный вариант: I worked all morning.

Вся проблема в том, что Петя плохо знает английский.

Неправильно: All the problem is that Petya knows the English badly.

Правильный вариант: The real problem is that Petya’s English is bad / poor.Конечно, в этом случае можно сказать совсем просто: The real problem is (with) Petya’s English. Раз это проблема, то ясно, что английский он знает плоховато.

Снег идет повсюду, по всей стране.

Неправильно: It is snowing in all the country.

Правильный вариант: It is snowing in the whole / entire country.

Such и just

Русские часто неверно употребляют слово such, что засоряет их речь неправильными английскими конструкциями.

Профессор показал, что таким способом эта проблема не решается.

Неправильно: The professor showed that in such a way it was not possible to solve the problem.

Правильный вариант: The professor showed / demonstrated that the problem could not be solved this way.

Профессор нас познакомил с такими людьми! По его мнению, они лучшие специалисты в этой области знаний.

Неправильно: Professor introduced us to such people he considers experts in our field.

Правильный вариант: The professor introduced us to people he considers as experts in this field.

He перегружайте словом just английскую речь, употребляя его как слово‑пустышку или переводя русские слова, усиливающие значение: «всего», «только что», «лишь», «даже».

Он всего несколько месяцев изучает французский язык.

Неправильно: Не just studies French for a few months.

Правильный вариант: He only began studying French a few months ago / He has been studying French for only a few months.

Он даже не умел считать по‑английски.

Неправильно: Не just did not know how to count in English.

Правильный вариант: He did not even know how to count in English.

Восклицания и ругательства

Русские восклицания «Боже!», «Боже мой!», «О, Господи!» имеют в английском несколько эквивалентов, которые употребляются гораздо реже, чем в русском. Good Lord! – частое восклицание,a Good heavens! – типично британское выражение и в Америке звучит старомодно. Oh God! означает какую‑то неприятность: Oh God, has Jim broken the VCR again? (Господи, неужели Джим опять сломал видео?!) Лишь немногие американцы (глубоко религиозные, преклонных лет) совсем не употребляют этого выражения, памятуя завет не употреблять имя Господа Бога всуе. «Ради Бога» можно перевести как For heaven’s sake, но это прозвучит довольно высокопарно. «Ради Бога, не надо / не делай этого» лучше всего перевести: Come on, don’t do that! «Боже упаси!» – по‑английски God forbid! А «слава Богу / Тебе, Господи» часто переводится русскими неверно: Thanks God или Thanks to God. Правильный вариант: Thank God!

Чтобы выразить изумление, в английской речи часто употребляются восклицания: Jesus! илиJesus Christ!

John’s just been appointed president of the Xerox corporation, – Jesus Christ! Who’d have ever thought that! He always seemed so uninterested in business.

Русскому «ну и Бог с ним!» в английском аналога нет. На английское предложение: We’ve explained to him that he’s got to work hard, but he won’t listen ответить буквальным переводом этого фразеологизма нельзя. Правильный ответ: Well, too bad for him. / Well, nothing doing.

Гораздо реже поминают на английском черта (the devil). «Иди к черту» передается выражениемGo to hell, но оно значительно сильнее русского. То же и с английским The hell with him, оно сильнее, чем русское «черт с ним», и употреблять его нужно с осторожностью. «Черт побери!» можно передать словами The hell with it или Damn! (Пуритане старой закваски говорят вместо Damn – Darn! А вместоhell – heck: The heck with it).

Поскольку вера в evil eye (дурной глаз) не существует в американской традиции, в США нет эквивалента слову «сглазить». Выражения типа I hope it’s not jinxed или Let’s not jinx it / I don’t want to put a hex on it отчасти объясняют, что именно имеется в виду, однако они используются нечасто.

«Тьфу, ошибся» – передается ближе всего восклицанием Yuck. Сохранять в английской речи русские восклицания ни в коем случае нельзя, их никто не поймет 106.

«Елки‑палки!» можно перевести восклицаниями Wow!, You’re kidding! или Good Lord! «Ерунда» –That’s nonsense! или Baloney! «Пустяки!» – Forget it!

«Ай», «ой‑ой» – по‑английски Ouch! А «уф!» – Pee‑ew (Phew): Phew, boy, I am exhausted!

Еще несколько примеров:

«T‑c‑c», «Тихо!» по‑английски Sh‑sh.

«Ах!» (удивление) – Wow! или Wha‑a‑a!

«Да ну!» – You don’t say. / Come on!

«M‑м‑м…» – может быть Uh‑uh…

«М‑м‑да‑а…» – может быть Well, uh – maybe или Who knows?

«Ай‑ай‑ай!» – Shame on you / him / her! /How awful / horrible / terrible!

«Берегись!» можно перевести как Watch out!

Для оскорблений в каждом языке существует своя лексика, и в русском языке диапазон возможностей в этом отношении гораздо шире, чем в английском. Буквальный перевод русских ругательств производит не только странное впечатление, но сама ругань может приобрести другой смысл. Особые оттенки значений ругательных слов «гадина», «подлец», «холера», «нахал», «паскуда», «подонок», «стерва», «хам» непонятны иностранцу и не имеют в английском языке точных эквивалентов. Для отрицательной оценки человека американцы предпочитают такие словосочетания, как: He’s pretty awful, the lowest of the low, a nasty piece of business, he makes me sick. Иногда употребляются прилагательные: he’s disgusting / revolting / vile. К существительному иногда прибавляют определение, показывающее степень отрицательного качества: a real bastard, или очень грубое: a piece of shit, но не Не is shit. В разговоре лучше не употреблять фраз: he is a scoundrel / cad, he is very crude, he is base – то есть фраз, которые отдают эпохой Диккенса и вместо негодования могут вызвать смех. Многие русские хулительные слова с трудом поддаются переводу. Например, слово «проходимец». Возможны самые близкие аналоги – Не would sell his grandmother / nothing is sacred to him. «Старый хрен» – nasty old bastard, «разгильдяй» – lazy slob, «холуй» – yes‑man или bootlicker.

Образование

В английском языке и терминологии отражаются и различия в американской и русской системах образования. В Соединенных Штатах нет «конкурса» для поступающих в университеты, и американцыapply to college, а не «поступают» в вуз. Окончив университет, они получают степень «бакалавра» – a bachelor’s degree (ВА). Все это и многое другое отражается во фразеологии университетского лексического обихода.

Он студент четвертого курса.

Неправильно: He’s a student of the fourth course.

Правильный вариант: Не is a fourth‑year student / He’s а senior. Студент третьего курса – a junior, второго – a sophomore. Первокурсник – a freshman.

Школьная лексика: Он в восьмом классе.

Неправильно: He’s in the eighth class.

Правильный вариант: He’s in (the) eighth grade.

Обратите внимание на перевод глаголов «сдавать» и «сдать» (экзамены). Например: «Он сдавал экзамены по биологии три раза, пока не сдал». Правильный перевод: Не took the biology exam three times before he passed it.

He употребляйте my, когда говорите по‑английски о своем университете: In the afternoon I went to classes at the university. Будет неправильным сказать: at my university – вы не владелец университета.

Наука

Наука – это a field of study or scholarship. Слово science в английском языке относится главным образом к области естественных наук.

Слово «научный» – источник многих ошибок. «Научные круги» – the academic, а не scientific circles. И наоборот: the academy переводится на русский язык как «научные круги», а не как «академия».

Научный журнал – scholarly / academic journal, а не scientific journal. Scientific в английском языке, наряду с естественными науками, относится также и к методологии: the scientific method of experimentation.

Его «научный подход» к этому вопросу. Если речь идет об исследовании не в области естественных наук, то по‑английски следует сказать: this is his scholarly / academic approach. Scholarship имеет два значения: «широта и глубина знания» и «стипендия».

Ученый – это scholar, а не scientist, если нет уточняющего определения – social scientist, political scientist.

«Вопросы» в названиях журналов лучше переводить словом Problems (а не questions): «Вопросы философии» – Problems of Philosophy, «Вопросы экономики» – Problems of Economics.

Ложные друзья переводчика

Наконец, в ряду наиболее употребляемых слов заметно выделяются несколько ложных друзей переводчика:

Авантюра. Не переводится словом adventure. Русское слово «авантюра» означает рискованное, сомнительное дело, предприятие. На английский его можно и нужно переводить как a risky venture / undertaking.

Адресный. Не имеет ничего общего с английским address. В английском языке этому слову соответствуют: specific, focused, targeted. Точно направленные, нацеленные, адресные санкции –targeted sanctions.

Аккуратный. Не соответствует английскому accurate. Английское accurate по значению ближе к русскому «точный» или «четкий». «Он аккуратен в делах» – Не is very reliable / a good worker / always comes through. «Она аккуратно выполнила эту работу» – She did this job very well/nicely / properly.

Активизировать. Буквальное соответствие to activate в переводе на английский не годится. Английский эквивалент – to step up, to speed up, to intensify.

Актуальный – не actual, a relevant / urgent / pressing / contemporary.

Амбиция. В английском языке существительное ambition и прилагательное ambitious имеют гораздо более позитивное значение, чем русские аналоги. An ambitious project – broad, far‑reaching,«очень перспективный проект». Не is very ambitious – Он стремится сделать блестящую карьеру. Хорошее это свойство или плохое, зависит для американцев от поставленной цели и средств ее достижения.

Аргумент. По‑английски argument часто значит «спор» и кроме того, цепь суждений.

Артист. Английское artist означает painter – художник. Если речь идет о танцоре или артисте, следует использовать английское performing artist.

Бандит. Лучше передается на английский как thug или просто criminal. Английское bandit – слово устаревшее, значение его – «разбойник». (Bandits of the Wild West – головорезы Дикого Запада.)

Батарея. По‑английски radiator. И, наоборот, аккумулятор – a car battery, батарейка – regular small battery.

Декада. Decade означает ten years, а не ten days.

Интеллигент. Точно передать на английский это понятие нельзя. Самое близкое – an intellectualили member of the intelligentsia.

Комбинация. He переводите словом combination! Русское «комбинация» означает «особая стратегия, комбинация ходов» – stratagem, scheme, maneuver.

Комик. По‑английски comedian, а слово comic – соответствует прилагательному «комичный».

Курс. Не всегда соответствует английскому course. «Курс нашего правительства» – our government’s policy; курс доллара – the dollar exchange rate; студент третьего курса университета – a third‑year college student, college junior.

Курьезный. Означает не curious, («любопытный»), а скорее amusing / odd / intriguing.

Митинг. Английское meeting может означать встречу двух или нескольких людей. Это, конечно, не русское «митинг», которое переводится как mass meeting со значением public demonstration.

Пафос. Это не pathos, что по ‑ английски означает tragic and sentimental aspect of a situation.Значение русского слова «пафос», скорее всего, передается на английский такими словами, какexcitement / thrill / inspiration / the point of something.

Перспективный. Слову «перспективный» в английском соответствуют promising / long‑range / long‑term, а не perspective или prospective, которые, в свою очередь, переводятся на русский как «будущий».

Претендовать на… – не соответствует английскому to pretend. Pretend – по‑русски «притворяться». Русский глагол «претендовать на…» передается в английском оборотами и словами to lay claim / have pretensions / believe one is entitled / aspire to.

В принципе. Это выражение, часто употребляемое в русской речи, как правило, машинально и неправильно превращается в английское in principle. Однако для перевода прекрасно подойдут и такие обороты, как by and large, on the whole, basically или theoretically. А «это не принципиально» может стать в английском This is not a matter of principle. Другие подходящие варианты: This is not of great / fundamental importance, not the main thing, not crucial 107 .

Профиль. Многозначное слово, соответствующее английскому profile только в двух случаях – когда имеется в виду абрис лица, то есть так, как оно видится вполоборота (но: не анфас!). Кроме того, в русском языке есть и иные значения, которые требуют специфического перевода на английский. Так, выражение «Это не по моему профилю» можно перевести I don’t have the training / skills / ability to do that / That’s not in my field of specialization.

Сердечный. Переводится по‑разному в выражениях 1) «сердечный привет» – best regards, илиbest wishes; 2) «Сердечный прием, оказанный нам» – a cordial / warm reception. Употребление английских слов heartfelt и openhearted предполагает большую осторожность из‑за того, что они по понятным причинам приглянулись русским. Эти слова являются производными от heart и, видимо, воспринимаются так же, как прилагательное «сердечный». Но слово heartfelt часто употребляется в соболезнованиях и потому стилистически уместно не во всех контекстах. My heartfelt sympathy to your sister on the loss of her husband. Openhearted вообще лучше избегать. «Он – такой сердечный человек» можно перевести фразой: He’s such a warm person.

Характеристика. Будьте начеку с этим словом. По‑английски characteristic означает типичную черту, особенность, а не рекомендательное письмо или краткий письменный отзыв о ком‑то, чему соответствует letter of recommendation.

Экономный. Английское economical значит «экономный, расчетливый, практичный» – frugal / thrifty / practical. Например, An economical way of running the household and of cutting down on expenses is…

Экономический – по‑английски economic, например, economic (не economical!), political and social problems.

Exercises

Note: Since some of the answers to these exercises involve vocabulary and idioms not included in this chapter, these responses are given at the end of this section. Exercises with answers are marked with an asterisk. (*)

1. Restate the following in standard English: (*)

1) And so he goes, “I’ll call you this evening”, and I go, “Fine, then we’ll decide on what movie we want to see”.

2) John said, “Allan has, like, four sisters and one brother”.

3) “How did you like the play”? “It was totally awesome”.

4) That guy in the post office made me wait for, like an hour, while I was sending a registered letter (заказное письмо) and a package to Moscow.

5) Bobchik, how’s Susia?

6) Girlie, how do I get to the park from here?

2. Give English equivalents for:

1) Купить кота в мешке.

2) Яблоко от яблони недалеко падает.

3) Семь раз отмерь, один раз отрежь.

3. Rewrite using normal English word order: (*)

1) A popular American painter is Andy Warhol.

2) Into the classroom came the students, laughing and talking.

3) In our school the principal is Mr. Johnson.

4. Restate in standard American English: (*)

1) Скажите, пожалуйста, где ближайшая станция метро?

2) Господина Томпсона сейчас нет. (Give various explanations in English indicating that «он сейчас занят».)

3) Столько у меня дел! Я собираюсь – завтра еду в Лондон на три недели.

4) Анна рядом – сейчас подойдет.

5) Мне с вами по дороге. Вы не могли бы меня подбросить до вокзала?

6) Сейчас сбегаю за молоком, а потом поужинаем.

7) У меня было туго с деньгами, и я одолжила 300 долларов у подруги.

8) Я знаю, что ей трудно сейчас – столько у нее расходов из‑за болезни матери – и вчера одолжила ей 300 долларов.

5. Translate into English: (*)

1) Вчера мы прекрасно отдохнули – пошли в театр, а потом поужинали во французском ресторане.

2) Я еще не знаю, куда поеду отдыхать летом.

3) Ольга так хорошо готовит и у нее дома всегда такие интересные люди! Вчера она нам устроила настоящий праздник, все хорошо отдохнули.

4) Надеюсь, ты сможешь отдохнуть после тяжелой недели во время выходных.

5) Я так устала после ремонта, что мне нужно по‑настоящему отдохнуть.

6) Где вы встречаете Новый год?

6. Restate the following sentences in correct English: (*)

1) Laura proposed to us that we go out of the town on the Saturday.

2) The whole day Jim was worrying about whether to take a work proposed to him by the firm Westinghouse.

3) Why must I to say to you the same thing every time? I am tired to always say it!

4) Once more he has the problem to get a promotion at his work – his chief is always promoting the other candidate.

5) I am very interesting in what you are telling about the economical situation in the United States. And I was so boring to listen to the speaker before!

6) Mary should take the translation job she was proposed – it is much money for her.

7) She worked all the morning, and in the evening went to her friends to have some food and some drinks.

8) In such a way you will never succeed to persuade him that he is wrong.

9) “Thanks God, he finally understood!” “M‑m‑m… da… I hope he really did!”

10) Paul is a student of the fourth course. His professor of history is well known for his scientific works.

11) In scientific circles the sociologist Professor Jones is highly respected.

12) He was just working in our department for a few months.

7. Replace the false cognate with a correct substitute: (*)

1) Addressed sanctions were imposed on that country.

2) When she was applying to graduate school, Jane asked her professor to write a characteristic for her.

3) Please give him my heartfelt greetings.

4) The long‑range perspective for this project is very promising.

5) There were 10,000 people at the anti‑war meeting.

6) Arkady Raikin was a famous Russian comic.

7) The delegates discussed the actual problem of international humanitarian assistance to cope with the consequences of the earthquake.

8) Reorganizing this huge company will require a complicated combinationto restructure the departments.

9) The course of the British pound has not changed drastically over the last few months.

10) It is not a matter of principle to us whether the delegation leaves on Monday or on Tuesday.

11) The course consisted of lectures on political, economical and social problems of development.

Answers to Exercises

1.

1) And so he said, “I’ll call you this evening”, and I replied / answered,“Fine, then we’ll decide what movie we want to see”.

2) John said, “I think that Allan has four sisters and one brother”.

3) “How did you like the play?” “It was wonderful / fantastic / excellent.”

4) The postal clerk / employee made me wait for almost / about an hour when I was sending a registered letter and a package to Moscow.

5) Bob (unless you know that he uses another diminutive such as Rob orBobbie! ), how’s Susan (diminutive could be Sue or Susi, depending on the form she uses).

6) Miss, how do I get to the park from here?

3.

1) Andy Warhol is a popular American painter.

2) Laughing and talking, the students came into the classroom.

3) The principal of our school is Mr. Johnson.

4.

1) Excuse me, where’s the nearest subway stop?

2) Mr. Thompson’s tied up now / I’m afraid Mr. Thomson is seeing a client / tied up right now.

3) I’m so busy right now! I’ve got to get everything done / I’m getting ready for my trip. I’m going to London tomorrow for three weeks.

4) Anna’s around / right here / nearby / she’ll be over / come by right away.

5) I’m going your way / I’m on your way. Could you leave me off / drop me at / near the station?

6) I’ll just go get some milk, and then we’ll have dinner.

7) I was hard up for / running out of money and I borrowed three hundred dollars from my girlfriend.

8) I know that she’s hard up / having money problems right now – she’s got so many expenses because of her mother’s illness, and so I lent her three hundred dollars yesterday.

5.

1) Yesterday we really had a good time – we went to the theater and then had dinner in a French restaurant.

2) I don’t know yet where I’ll go on vacation this summer.

3) Olga’s such a good cook, and she always invites such interesting people! Yesterday she entertained us magnificently, and everyone had a great time.

4) I hope that after a rough week you’ll have a chance to relax over the weekend.

5) I’m so tired after all our work on the apartment / we redid the apartment that I really need to rest up / relax / take some time off.

6) Where are you planning to celebrate New Year / Where are you going for New Year?

6.

1) Laura suggested that we go out of town on Saturday.

2) All day Jim was worrying whether he should take the job Westinghouse had offered him.

3) Why do I have to tell you the same thing all the time? I’m tired of repeating that!

4) One again he’s got a problem with getting promoted – his boss keeps promoting other candidates.

5) I’m very interested in what you’re saying about the economic situation in the United States. And I was so bored listening to the previous speaker!

6) Mary should take the translation job she’s been offered – that’s a lot of money for her.

7) She worked all morning, and in the evening went to her friends to have something to eat and drink.

8) That way you’ll never succeed in persuading him that he’s wrong.

9) “Thank God, he finally understood!” – “Well‑uh‑maybe, I hope he really did!”

10) Paul is in his fourth year / Paul is a senior. His history professor is well known for his scholarly works.

11) Professor Jones, who is a sociologist, is highly respected in academic circles.

12) He has been working in our department for only a few months.

7.

1) targeted

2) recommendation

3) most sincere

4) prospects

5) mass demonstration / rally

6) comedian

7) urgent / pressing / crucial

8) series of maneuvers / stratagem

9) rate

10) of great / fundamental importance

11) economic

Наши рекомендации