Вид на Биржу и здание Петропавловской крепости, 1810 г.
Чтобы было понятно — в 1808 году в Россию пришли в общей сложности 1144 торговых корабля других стран. Из них 391 — турецких (первое место по количеству судов). В 1809 году — 1606 кораблей, из них 116 турецких.
Вторым поставщиком хлопка-сырца стали США, которые развили торговлю с Архангельском. Архангельск имел в 1806–1812 году привилегированное положение, поскольку там не действовали ни английские, ни французские каперы, и торговать там можно было относительно свободно. В 1808 году в российские порты пришло 63 американских судна. Кстати, эти корабли выполнили и еще одну важную функцию — они закупили наши традиционные товары (пенька, лен, юфть, сало и т. д.) для перепродажи в английских и французских портах.
В 1809 году Россию посетило уже 95 американских кораблей. Вообще к 1811 году в Америку уходило примерно 10% нашего экспорта.
Таким образом, Континентальная блокада заставила нашу элиту и правительство хоть как-то начать шевелиться в экономической сфере, однако потери были очень велики.
Здесь стоит добавить, что в эти кризисные годы Россия производила реформу армии и реформу военно-промышленного комплекса. Было понятно, что новая война с Францией не за горами, дворянство было недовольно заключением мира с Наполеоном, над головой Александра сгущались тучи, и, помня о судьбе отца, он решил отвлечь аристократию, начав новую войну — со Швецией.
Опять-таки, проблему прекрасно иллюстрирует статистика. В 1805 году общая численность всех вооруженных сил России — 489 тысяч человек (включая казачьи войска). А в 1811 году российская армия насчитывала уже более 617 тысяч солдат и офицеров. То есть армия увеличилась примерно на 20 процентов. Увеличение было не только численным, но и качественным. По опыту войн с Францией 1805–1807 годов стало понятно, что мы уступаем французам в двух вещах — в артиллерии и в логистике. И именно на это были направлены все помыслы военного ведомства в 1809–1812 годах. Отсюда — увеличение производства вооружения.
Так, в 1806 году Тульскому оружейному заводу было выдано предписание на производство 56 616 ружей. Требование на 1810 год — уже 95 944 ружья. В 1812-м — 114 000 ружей. Дело дошло до смешного — едва заключив с Наполеоном мир в Тильзите, первое, что попросил царь у своего «союзника», — это продать ему 50 тысяч ружей для войны с турками. Ответив на словах согласием, Наполеон, однако, тут же распорядился — никаких ружей России не продавать.
Тогда русские дипломаты начали покупать оружие тайно, главным образом в Австрии. Там еще в 1806–1807 годах посольство России в Вене наладило массовую закупку и даже производство (в Чехии) по русским контрактам. В январе-мае 1808 года под видом металлолома (в целях маскировки от французской военной разведки) из Австрии в Россию было переправлено 24 тысяч ружей, 15 тысяч сабель и много другого военного снаряжения.
Что касается контрабанды: надо сказать, что поначалу часть наших портов вообще не отреагировала на указ о Континентальной блокаде. В тот же Кронштадтский порт в 1807 году вошло 376 английских кораблей, причем часть из них — после заключения Тильзитского мира. В 1808 году правила торговли ужесточились, и внезапно в наших гаванях во множестве появились суда «великих морских» держав: в 1808 году 20 любекских, 24 гданьских, 36 мекленбургских, 34 папенбургских, 39 гамбургских, 33 книпгаузенских, 29 бременских, 12 ольденбургских, 2 висмарских, 1 штральзундский, 4 померанских, 3 волгастерских и 1 грейфсвальдский купец. Всего 238 кораблей из экзотических стран. Это, разумеется, были англичане, торгующие под чужим флагом. Как мы уже говорили — Англия задыхалась без русского сырья. Примечательно, что курфюршерствам и герцогствам вроде Паппенбурга и Книпгаузена вдруг резко понадобились сало, лес, пенька, лен, железо, причем в значительных количествах. Было понятно, что все традиционные предметы английского импорта покупаются не для своих нужд, а для Англии.
В 1809 году в русские порты пришло 58 любекских, 124 мекленбургских, 118 гамбургских, 66 гданьских, 74 бременских, 2 висмарских, 21 ростокский, 30 ганноверских, 39 ольденбургских, 216 папенбургских, 1 эмденское, 1 эверское, 18 книпгаузенских судов — всего 769 судов сомнительной национальности.
До блокады общее число пришедших в Россию кораблей было следующим: в 1802 г. — 2769, в 1803 г. — 2863, в 1804 г. — 2371, в 1805 г. — 3818, в 1806 г. — 3574.