Гриша учился в китайской школе?
Да, в 12 лет его отправили сначала в спортивную школу, он там учился с китайцами, ни одного русского не было. Один, без родителей. Через несколько лет его перевели в Шеньчжень, в другую школу. Он увидел этот город, влюбился в него. Потому что там действительно потрясающе, такая китайская Европа. Вот мы ездили в соседний город – Гуанчжоу, там совершенно не понравилось. После этой поездки я еще больше люблю Шеньчжень, люблю китайцев, хотя они фоткают меня и все такое.
То есть на европейцев как на чудо света смотрят?
У меня светлые волосы, и я сама по себе бледная. Недавно знакомая рассказывала: у ее подруги голубые глаза, светлые-светлые волосы, еще светлее, чем у меня, просто белые. Они спрашивали разрешения, чтобы к ней прикоснуться. Серьезно, они смотрят на нас, как я не знаю на что. Иногда тяжело выдерживать столько внимания. Выходишь – и смотрят, прям пялятся.
Это у них мода такая?
Для китаянок очень важно, чтобы была светлая кожа. Они ходят в специальных кофтах в 40 градусов, носят зонты, которые свет не пропускают, чтобы только не загореть. У них чем кожа белее, тем красивее. Редко когда увидишь загорелую китаянку. Хотя вот девушка, с которой мы сейчас общаемся, работает с самарцами, с «Арманго» – это жидкости и комплектующие для электронных сигарет. Она говорит, из-за того, что она общается с русскими и они ей говорят, что быть смуглой – это хорошо, она остается смуглой. Рассказывает: «Мне родители говорят: почему такая смуглая, некрасивая, мажься кремом». То есть общение с иностранцами на нее так повлияло. А те китаянки, которые с иностранцами не общаются – вот им вбили в голову с детства этот стереотип: смуглая – значит, некрасивая. А она общается в основном с иностранцами, с русскими, и все ей говорят, какая она хорошенькая, какая смугленькая!
Что тебя еще впечатлило в стране и ее жителях?
По-моему, есть два ужасных момента. В метро, если маленькие дети хотят в туалет, родители просто берут ребенка над урной – и он делает в урну все свои дела. И вторая такая привычка китайцев – это плеваться. Они идут и плюются, причем не только мужчины, но и женщины. Но хорошее в китайцах – в русских, мне кажется, такого нет – они всегда помогают нам, иностранцам. Хоть они нас стесняются, если видят, что что-то не получаются, сразу подбегают, помогают. Не только в университете, где китайцы уже привыкли к нам, но и просто на улице. Если, например, в супермаркете мы не можем заплатить нашей банковской картой, к нам подбегает китаец, который знает английский или пытается его выучить, даже если знает его на уровне «hello», все равно подбегает, пытается нам как-то помочь.
Ты где-нибудь работаешь?
Я не работаю, я подрабатываю доставкой одежды. Магазин открыла, свой шоу-рум. Вещи отсылаю на заказ. Зимой приезжали, открыли магазин в наличии в Самаре. Я ищу вещи по фото: мне присылают снимок, и я нахожу любую вещь, здесь есть такая возможность.
То есть по фотографии ты находишь, где можно купить эту рубашку или тот шарфик? А как это работает?
Тут есть специальный сайт, он работает только в Китае и только на китайском языке. В России доступа к нему нет, я узнала об этом зимой, очень сильно мучилась.
У вас большая разница во времени с Самарой – твоим родным городом?
4 часа.
Тебе из-за нее не тяжело общаться с родителями, друзьями из России?
Тяжеловато. Вообще каждое утро, если мне нужно что-то быстро сообщить маме, я жду, пока она проснется. Вот я работаю с Владивостоком, а Владивосток – на 4 часа вперед от Китая. То есть Владивосток ждет, пока я проснусь, а я жду, пока мама проснется. И где-то часа в два, когда уже все просыпаются в России, мы можем начинать работу. Потом Владивосток в восемь вечера уже ложится спать, я, естественно, уже заканчиваю свои дела с мамой… В принципе, мы уже привыкли. Если, например, клиенту нужно что-то найти, он ночью спит, я с утра просыпаюсь, ищу, не нарушая его режим, отправляю, а он с утра смотрит. То есть удобно даже, успеваю делать работу, когда ночь в России, а у меня уже утро.
Ты можешь отличить китайца от японца или корейца?
Если он заговорит, да.
А если он молчит?
Мы недавно ездили на Филиппины, там были и корейцы, и китайцы. И первое отличие кореянки от китаянки: кореянка всегда накрашенная. Кореянка всегда ухоженная, кореянка всегда с этими липучками на глазах, кореянка всегда с уложенными волосами. У нее светится кожа по-другому, они совсем по-другому за собой ухаживают. Увидеть накрашенную китаянку – это редкость.
А что насчет мужчин?
Возможно, по разрезу глаз смогу отличить. Но вот женщину, думаю, проще отличу. Ну и разговор, конечно, сразу понятен. У нас в группе есть девочки-кореянки – наш друг называет их чайками. Они сидят вместе – их там трое, и когда их спрашивают что-то, они начинают пищать, чирикать. Такие милые-милые-милые! Сегодня сидели рядом с нами, ели. Пока ждали еду, они пальцы рук друг другу массировали. Мы сидим, смотрим на них, думаем: «Что вы делаете вообще?» Еще вспомнила: недавно были у китаянки в гостях. Гриша ее спросил, ездила ли она в Корею. Говорит: «Нет, но я очень хочу». Китайцам очень нравится мода корейцев, как они модно одеваются. Она говорит: «Они же такие модные! У них такая красивая мода!»
У тебя в планах остаться в Китае после конца обучения или вернуться в Россию со знанием китайского языка?
Пока не знаю, но сейчас возвращаться в Россию не хочется. Хочется оставаться здесь.
Там лучше?
Мне – да. Меня устраивает, что я живу здесь, что я могу зарабатывать во время учебы, не отвлекаясь от нее. По крайней мере, пока что. Не знаю, как будет в университете, но пока я сама обеспечиваю себя. Еще мне нравится, что тут очень длительные каникулы – зимой и летом по два месяца. Я могу возвращаться в Россию на два месяца и жить дома. Так что пока я вижу свое будущее именно здесь, в Китае.