Конспект книги льюиса г. моргана «древнее общество» 233

зависели от желания как мужа, так и жены. Эта форма семьи не создала особой системы, родства.

4) Патриархальная семья; основана на браке одного мужчины с не­сколькими женщинами. У еврейских пастушеских племен вожди и знат­ные люди жили в полигамии. Ее влияние на человечество было незначи­тельным, так как не получила всеобщего распространения.

5) Моногамная семья; брак одного мужчины с одной женщиной при исключительном сожительстве; преимущественно семья цивилизованного общества, по существу современная. На этой форме семьи основана само­стоятельная система родства.

ЧАСТЬ III. ГЛАВА I. ДРЕВНЯЯ СЕМЬЯ

[Древнее всего: жизнь в орде при промискуитете; никакой семьи;

здесь могло играть кое-какую роль только материнское право.]

| Системы родства основаны на различных типах семьи; они же являются | доказательством существования семьи, которую они переживают.

Наиболее древняя из всех открытых до сих пор систем родства найдена у полинезийцев; как типичная взята система гавайцев; Морган называет ее малайской системой. По этой системе все кровные родственники под­ходят под следующие отношения родства: отец и мать, сын и дочь, дед и бабка, внук и внучка, брат и сестра; никаких других отношений кров­ного родства не признается; помимо этого имеются отношения свойства. Эта система возникла вместе с «кровнородственной» формой семьи и слу­жит доказательством ее существования в древности; она была очень ши­роко распространена среди полинезийцев, хотя семья перешла у них из кровнородственной в пуналуальную форму. Последняя не отличается от первой настолько, чтобы вызвать изменение системы родства, основанной на первой. Брак между братьями и сестрами еще не совсем исчез на Сандвичевых островах, когда 50 лет тому назад там обосновались американ­ские миссионеры. Эта система должна была господствовать также в Азии, так как она является основой существующей там доныне туранской си­стемы.

Туранская система господствовала повсюду у аборигенов Северной Америки; вполне доказано ее существование также в Южной Америке; она встречается в некоторых частях Африки, хотя система родства афри­канских племен приближается скорее к малайской. Туранская система еще теперь господствует в Южной Индии, у индийцев, говорящих на дравидском языке, а в измененной форме в Северной Индии, у индийцев, говорящих на диалектах языка гаура; она господствует также в Австралии, в не вполне развитой форме. Она возникла у главных племен туранской и ганованскойш семей благодаря групповому браку пуналуа и родовой организации, имевшей тенденцию уничтожить кровнородственные браки путем запрещения брака внутри рода, что сделало невозможным брачные отношения между родными братьями и сестрами.

Туранская система признает все степени родства, известные арийской системе, но, кроме того, и такие, которые последней неизвестны. При обыч­ном и официальном приветствии люди называют друг друга термином родства, но никогда не называют по имени; если же между ними не суще­ствует родственных отношений, то — чмой друг*.

У американских аборигенов ко времени их открытия семья уже пе­решла из пуналуалъной формы в синдиасмическую, так что родственные



к. Маркс

отношения, обозначаемые их системой родства, во многих случаях были не такими, какие существовали фактически в синдиасмической семье. Но ведь точно так же малайская система родства продолжала сохраняться и после перехода семьи из кровнородственной в пуналуалъщ/ю форму; та­ким же образом и туранская система родства продолжала существовать после перехода пуналуалъной семьи в синдиасмическую. Формы семьи изменяются быстрее, чем системы родства, которые лишь следом фикси­руют семейные отношения. Родовая организация потребовалась для того, чтобы заманить малайскую систему туранской; частная собственность с ее правами владения и наследования вместе с созданной ею моногамной семьей потребовалась для того, чтобы упразднить туранскую систему и заменить ее арийской.

Семитическая, арийская или уральская системы родства, обозначаю­щие отношения родства, соответствующие моногамной семье, не были основаны на туранской системе, как последняя — на малайской, но за­менили ее у цивилизованных народов.

Из пяти форм семьи четыре существовали в исторический период; только кровнородственная семья исчезла; однако она может быть выведена из малайской системы родства.

Брак между отдельными нарами существовал, начиная с древней­шего периода варварства, в форме связи, продолжавшейся до тех пор, пока итого желали стороны; он становился все устойчивее по мере развития общества, по мере того как оно вследствие изобретений и открытий под­нималось на последующие более высокие ступени развития. Муж начал требовать верности от жены под угрозой жестоких наказаний, но для себя самого он претендовал на полную свободу. Так было у гомеровских греков. Развитие семьи с гомеровской эпохи до эпохи Перикла и постепенное превращение ее в сложившийся институт. Так, современная семья стоит выше, чем греческая и римская; моногамная семья и брак развивались в историческое время в течение 3 000 лет. Развитие старой сложной «брач­ной» системы состояло в ее последовательном суживании, пока она ие была сведена к нулю при моногамной семье. Каждая из пяти форм семьи от­носится к совершенно отличному от других состоянию общества. Туранская система родства, обозначающая родственные отношения, свойствен­ные пуналуалъной семье, оставалась по существу неизменной до устано­вления моногамной семьи, когда она оказалась почти совершенно не соот­ветствующей счету происхождения и даже стала считаться непристойной при моногамии. Например: при малайской системе мужчина называет сына своего брата своим сыном, так как жена его брата является и его же­ной; точно так же и сын его сестры его сын, так как его сестра является и его женой. При туранской системе сын его брата все еще является и его сыном на том же основании, сын же его сестры — теперь его племянник, так как при родовой организации его сестра перестала быть его женой. У ирокезов, где семья синдиасмическая, мужчина называет сына своего брата своим сыном, хотя жена его брата перестала быть его женой; то же самое относится и к большому числу других обозначений родства, которые также перестали соответствовать существующей форме брака. Система родства пережила обычаи, из которых она возникла, и продолжает сохра­няться, хотя в общем не соответствует существующему теперь счету происхождения. Моногамия возникла из стремления к точному установле­нию отцовства и законности наследников. Никакая реформа не могла при­способить к ней туранскую систему; она находилась в вопиющем проти­воречии с моногамией; эта система была оставлена, а ее место занял опи­сательный способ, всегда применявшийся туранскими племенами, когда они хотели данное отношение родства обозначить точно. Они обращались

конспект книги лыоиСа г. Моргана «Древнее. оёщесТйо» 235

непосредственно к факту кровного родства, описывая каждое отношение родства посредством комбинации основных терминов; говорили так: сын брата, внук брата; брат отца, сын брата отца; каждое выражение опи­сывало данное лицо, а отношение родства нужно было отсюда вывести; такова была система арийских народов; ее древнейшая форма — у грече­ских, латинских, санскритских, кельтских, семитических племен (Вет­хий завет: родословия) 155. Следы туранской системы сохранились у арийских и семитических народов вплоть до исторического периода, но в основном она была упразднена, и ее место заняла описательная система.

Каждая система родства выражает действительные отношения род­ства, существовавшие в семье во время образования системы. Родственные отношения между матерью и ребенком, братом и сестрой, бабушкой и внуком были всегда достоверны (со времени установления какой бы то ни было формы семьи), но этого нельзя сказать об отношениях между отцом и ребенком, дедушкой и внуком; последние достоверны только при моно­гамии

(по крайней мере официально?).

Системы родства бывают классификационные или описа­тельные.

При первой системе кровные родственники «классифицируются» по кате­гориям независимо от степени близости или отдаленности их родства с Ego; один и тот же термин родства применяется ко всем лицам одной и той же категории. Например: мои родные братья и сыновья братьев моего отца — все одинаково мои братья; мои родные сестры и дочери сестер моей матери — все одинаково мои сестры; такова классификация в малайской и туранской системах. При описательной системе, напротив, кровные родственники обозначаются основными терминами родства или комбинацией этих терминов, благодаря чему отношение родства каждого лица обозначается особо. Так в арийской семитической или уральской си­стемах, возникших вместе с моногамией; позже был введен некоторый элемент классификации посредством изобретения общих терминов, но древнейшая форма этой системы — эрзянская и скандинавская системы типичны для нее — чисто описательная. Коренное различие между си­стемами является следствием группового брака в одном случае и брака индивидуального между отдельными парами — в другом. Родственные отношения бывают двоякого рода:

1) в силу кровного родства или по крови; это отношение родства в свою очередь — двояко: а) по прямой линии и Ь) по коллатеральным линиям {боковым}; а) родство по прямой линии представляет собой отноше­ние между лицами, из которых одно происходит от другого; Ь) родство по боковой линии есть отношение между лицами, происходящими от общего предка, а не одно от другого;

2) в силу свойства или брака; родство по браку существует на основе обычая. При браке отдельных пар каждое лицо — Ego, от которого отсчи-тывается и по отношению к которому определяется степень родства каждого отдельного лица. Оно находится на прямой линии, и эта линия — вер­тикальная. На ней, выше и ниже Ego, предки и потомки в непрерывной последовательности от отца к сыну; совокупность этих лиц образует пря­мую мужскую линию. От этой главной линии отходит ряд коллатеральных линий, мужских и женских, которые нумеруются но порядку; в простей­шей форме при одном брате и одной сестре и т. д.:

9 М. и Э., т. 45



К. МАРКС

1-я коллатеральная линия: мужская, мой брат и его потомки;

женская, моя сестра и ее потомки. 2-я коллатеральная линия: мужская, брат моего отца и его потомки;

женская, сестра моего отца и ее потомки;

мужская, брат моей матери и его потомки;

женская, сестра моей матери и ее потомки. 3-я коллатеральная линия, с отцовской стороны:

мужская, брат моего деда и его потомки;

женская, сестра моего деда и ее потомки;

с материнской стороны:

мужская, брат моей бабки и его потомки;

женская, сестра моей бабки и ее потомки. 4-я коллатеральная линия: брат и сестра прадеда и их соответствующие

потомки;

брат и сестра прабабки и их соответствую­щие потомки. 5-я коллатеральная линия: брат и сестра прапрадеда и их соответ­ствующие потомки;

брат и сестра прапрабабки и их соответ­ствующие потомки. Если у меня несколько братьев и сестер, они, вместе со своими потом­ками, образуют столько же самостоятельных линий, но в совокупности они составляют мою первую боковую линию в двух ветвях, мужской и жен­ской, и т. д., и т. д.

Все это было суммировано римскими цивилистами простым способом [«Пандекты», кн. XXXVIII, гл. X: В соответствии с их {каждого лица} положением, землями и именем — и «Институции» Юстиниана, кн. III, гл. VI: «О степенях родства»]; он был принят главными европейскими на­родами.

Римляне ввели особые термины: patruus (для дяди с отцовской сторон») и amita (для тетки с отцовской стороны); avunculus (для дяди с материн­ской стороны) и matertera (для тетки с материнской стороны); от avus, дед, произведено avunculus (малый дед); matertera произошло, вероятно, от mater и atom = другая мать. Эрзянская, скандинавская и славянская {си­стемы} не приняли этого римского метода описания.

Две основные формы — классификаторская и описательная — почти точно обозначают границу между варварскими и цивилизованными народами. Могущественные факторы влияли на сохранение систем родства, после того как отношения, при которых каждая из них вовникла, измени­лись или совершенно исчезли.

В столь сложной системе, какой является туранская, возникли, есте­ственно, расхождения в незначительных деталях. В системах родства тамилов в Южной Индии и сенека-ирокезов штата Нью-Йорк все еще совпадают 200 отношений родства. Измененная форма этой системы, стоящая особняком, у народов, говорящих на языках хинди, бенгали, маратхи, а также у других народов Северной Индии, является комбина­цией арийской и туранской светел». Цивилизованный народ — брахманы— слился с варварскими племенами, и его язык растворился в новых назван­ных выше языках, которые сохранили грамматический строй языка вар­варских племен, но заимствовали из санскритского языка- 90% своих слов. Две системы родства пришли здесь в столкновение! одна^ основан­ная на моногамном или сипдиасмическом браке, и другая — на групповом браке.

У индейских племен Северной Америки семья была> синдиасмической, но они обычно жили в общих домах и вели хозяйство на коммунистически»


Наши рекомендации