Мнение английских либералов и радикалов об унии
Лорд Холланд: Англичане понесли ущерб (от унии), в особенности от тех средств, которые она дает для роста парламентской коррупции. Это предвидел лорд Холланд, который при обсуждении вопроса об унии, в порядке подготовки к ее проведению, сказал, что «она несовместима с мнениями всех тех, кто стремится к парламентской реформе».
[Представительство ирландских пэров, расширив ряды палаты лордов, укрепило ее прерогативу. Все сословие пэров Ирландии держится на местечке, патрон которого — король.]
Джордж Тъерни, говоря об унии перед тем, как она вошла в силу, сказал, что она погубит Великобританию. Она погубила и Англию и Ирландию. Порабощение Ирландии сделало английский народ просто предметом, облагаемым налогом. Вместо всеобщего спокойствия, обещанного Каннингом, когда оп отстаивал унию, эта уния повлекла за собою
• Рукопись повреждена. Ред.
К. МАРКС
новые суровые законы, чрезвычайные полномочия и бесконечные волнения. Ирландию водят за нос некоторыми мелкими вольностями.
«Уния 1800 года — гибель для присоединенной нации, источник мучений для присоединяющей» (Баррингтон).
Коббет. «Political Register», 14 февраля 1807, по поводу волнений «трешеров» в западной Ирландии вкладывает в уста ирландского акцизного чиновника следующие иронические слова:
«Он не сомневался в том, что при полной отмене Habeas Corpus Act, прп должном исполнении законов о военном положении и при помощи 60 000 регулярных войск Ирландия станет для Англии ценным владением и будет давать столь значительный доход, что, занимая с помощью сэра Джона Ныопорта 2 или 3 миллиона в год, пожалуй, почти в состоянии будет платить войскам за сохранение порядка, таможенным чиновникам за сбор пошлин, а такзко выплачивать друзьям правительства жалованье и пенсии» 30.
По поводу ирландского билля против бунта, принятого в 1807 г. и еще продолжавшего действовать в 1809 году.
Коббет. «Political Register», 9 декабря 1809 года: «Сердиты на ирландцев; потому что — почему же? Да потому, что их существование грозит пашей безопасности ! Сердиты на них, потому что они живы и хотят пользоваться жизнью! Эти ирландцы настолько шалопаи, что вознамерились выжить, в то время как это может быть опасно для нас!» ...«Пусть мы, как я заметил выше, сердимся на ирландцев, потому что около 5 миллионов их продолжает жить, пусть мы ненавидим и проклинаем их, пусть мы желаем их острову опуститься на дно морское, однако же они живут и жить будут» ...«Поэтому сердиться на них так же бесполезно, как сердиться иа гром и молнию».
Коббет. «Political Register», 20 февраля 1811 года:
«Какой позор для английской нации, которая, кажется, действительно желает быть введенной в заблуждение в отношении Ирландии, но чье глупое и низкое желание будет тщетно, вопреки ей самой; ибо должна же опа слышать, видеть и чувствовать правду. Пусть англичане прячут головы под капюшонами и плащами, сколько им угодно; пусть сколько им угодно платят мошенпикам, успокаивающим их малодушные страхи, — от всего этого пе будет проку. Ирландия! Ирландия! Ирландия! Опа предстанет перед ними, несмотря на все их жалкие ухищрения, в своем истинном и грозном обличье».
Энсор. «На Ирландию и ее устои давнт возросшее бремя Англии с ее империей». (Платит Англии в настоящее время 5 миллионов для абсентеистов'1 и т. д.)
Карран. Она (Ирландия) «думала, что циркуляция политической крови может происходить только благодаря деятельности сердца, находящегося внутри тела, и не может поддерживаться извне». «Орудия нашего правительства упрощены до предела и сведены к сборщику налогов и палачу». С введением унии «всякая видимость национальной независимости похоронена в той же могиле, где покоится наше законодательство; наше имущество и личность отданы под власть законов, изданных в другой стране и изготовленных, подобно сапогам и ботинкам на вывоз, так, чтобы потребители приспосабливались к ним, как могут... В действительности, подлинный замысел опрометчивого, деспотичного и близорукого автора этого плана заключался в том, чтобы лишить вас сразу всякой власти над своим же налогообложением и другой власти, которая не очень уступает первой по значению и фактически неизменно связана с налоговым обложе-
ИРЛАНДИЯ ОТ АМЕРИКАНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ДО УНИИ 1801 ГОДА 65
нием, — насильно отнять у вас всякое влияние на жизненно важный вопрос мира и войны и поставить все под контроль английского министра. Именно эта власть, приобретенная, таким образом, посредством ненавистной унии, повисла на шее Англии, подобно мельничному жернову. С того часа и до нынешнего она испепеляет себя в разрушительной и опустошительной войне!» 81
Энсор: «Англия парализована изнутри и вовне». Ирландская война возвела Каслри в английские министры. Он обвинил английскую нацию «в невежественном и нетерпеливом отношении к налогам». «Вся палата обпит — лабиринт притворства, мошенничества, лжи, несправедливости и алчной коррупции. Со времени унии в английском парламенте отсутствуют всякий стыд, всякое внимание к фактам, забота о последствиях».
«Morning Chronicle», 1828 год: «Ненависть к унии, — единственный, по нашему мнению, пункт, на котором сходятся все ирландцы. Уния оказалась злополучной мерой как для Англии, так и для Ирландии!»
Петти сказал: «Англия за последние 500 лет постоянно проигрывала оттого, что вмешивалась в дела Ирландии».
ПРОИГРЫШ АНГЛИИ
Ирландские члены парламента — рост продажности и коррупции в палате общин. Возросла узурпация со стороны правительства.
«Как ринулись вперед ирландские члены парламента, когда Каслри, организатору проведения унии, понадобилось оправдать манчестерскую бойню! Как сошлись они всей толпой, чтобы проголосовать за 6 актов!»32 (Энсор)
«Война с Францией укрепила королевскую прерогативу в Англии, увеличив ассигнования на расходы и фонды на подкуп. Этими средствами была осуществлена уния, а уния умножила всякие происки грабителей и расточителей». (Энсор)
Ирландия — один из предлогов для содержания большой постоянной армии.
Вследствие унии войска одной страны становятся, цри переводе в другую, фактически иноземными наемниками. Военная служба в мирное время.
Английская палата общин. «Рост числа ее членов, а также возрастание и разнообразие дел, разбираемых в палате общин, привели к ослаблению внимания к ним большинства ее членов. До унии Шотландии с Англией палата общин состояла из 513 членов. В то время делам нации отдавалось предпочтение перед частными делами. Тогда законодательный орган собирался по утрам. Члены, отсутствовавшие, когда спикер занимал свое место, штрафовались, а отсутствие в течение целого дня каралось более строгим взысканием. Теперь палата состоит из 658 членов, однако когда спикер занимает место, в любой день не присутствует и десятая часть их. Часто дела рассматриваются фактически в отсутствие палаты». (Энсор)
«Всякий захват одной нации другою наносит ущерб свободе обеих. Присоединенная страна — это потерянное наследство, поскольку народ, сделавший это приобретение, смиренно подчиняется своим правителям, дабы те не допускали беспорядков в присоединенной стране; он покоряется у себя на родине ради бесплодного, часто дорогостоящего господства за
К. МАРКС
границей. В этом вся суть римской истории.., когда весь мир склонился перед римской аристократией, римские граждане впали в нищету и порабощение. Всякое пренебрежение свободой в одной стране ведет к ее потере в другой». (Энсор)
«Разговоры о революционных принципах! Герцог Кларенс, впоследствии Вильгельм IV, назвал в 1793 г. попытку отменить работорговлю частью «уравнительных принципов Французской революции».
«Но говорите же, что Англия никогда не согласится освободить Ирландию от унии — не повторяйте, что ее никогда не заставить это сделать ни силой, ни запугиванием. Англичане — беспомощные жертвы страха... Когда англичане провозглашают: нас не запугаешь, — это песия труса, застигнутого ночной тьмой. Англичан не запугаешь!.. Англичан но запугаешь Ирландией! Вся история отношений между обеими странами свидетельствует об ужасо, параличе, раздражении. Многочисленные законы Англии против ремесла, мануфактур и торговли Ирландии — против ее народа как религиозной общины, как политического общества — доказывают, что страх Англии но знает ни моры, ни продела... Мало того, зависть, подозрение, тревога явно побудили ее навязать Ирландии унию, при помощи которой она обеспечила себе то зло, которое тщилась предотвратить». (Энсор)
КОНФИСКАЦИИ В ИРЛАНДИИ
Сэр У. Петти утверждает в общем и целом: «большинство ирландских земель в течение 150 лет конфисковано».
В самом деле, вся Ирландия конфисковывалась трижды, вновь и вновь. В некоторых случаях конфискации были таковы, что в результате избытка продаваемой земли цена ее на рынке падала до 1/i прежней среднегодовой цены. Лоренс замечает, «что с 1654—1660 гг. не только авантюристы ' и солдаты, но все лица, располагавшие деньгами, торговали землей и тем самым за один год приобретали лучшие поместья, чем раньше могли приобрести в течение 7 лот и за тройную сумму».
Эти нарушения и перемещение земельной собственности при помощи вооруженной силы усугублялись злонамеренными расследованиями и действиями королевских юристов. Когда умирал глава клана, то, если наследование происходило по ирландскому обычаю, земля конфисковывалась: ибо этот обычай был несовместим с английскими законами. {Но если} * эта земля передавалась в соответствии с английским правом, то это объявляли незаконным, ибо, как утверждали юристы, она должна была передаваться по законам брегонов. Таким образом, земля тем или другим способом конфисковывалась, и единственным наследником становилась корона. Такими средствами, все равно в обстановке мира или мнимых мятежей, земельная собственность становилась объектом крючкотворства и народ систематически подвергался ограблению. По временам он восставал, так было при Эдуарде II и Карле I 33. Харрис в качестве причин этого последнего восстания указывает: «Нелепая строгость и неразумная жестокость — алчное рвение и немилосердная ярость некоторых людей — и, наконец, боязнь полного истребления».
УНИЯ ШОТЛАНДИИ С АНГЛИЕЙ
Шотландия и Англия — части одного и того же острова. В то время существовало различие в населении, по сравнению с Англией, Шотландия
* Рукопись повреждена. Ред,
ИРЛАНДИЯ ОТ АМЕРИКАНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ДО УНИИ 1801 ГОДА 67
в то время в состоянии внутреннего и внешнего мира. Только 3 000 солдат в Шотландии (Дефо). Опять же, когда предстояло избрать парламент Шотландии, избирателей известили, что они должны послать уполномоченных для решения вопроса относительно унии между обеими странами. Когда уния была впервые предложена в шотландском парламенте, он большинством в 64 голоса высказался за нее. Шотландия обеспечила себе унией республиканскую форму управления церковью. Таким образом, пресвитерианство стало по закону государственной религией. По ирландской унии государственной религией была объявлена религия только одной десятой населения. Акт об унии объявляет ее навечно принятым законом. Тем не менее отмена шотландской уши была отклонена в английской палате общин * в 1713 г. большинством {лишь} в 4 голоса.