Действия католиков, «Объединенные ирландцы»

И правительства до билля 1793 г. об облегчении

Участи католиков

В марте 1792 г. собрался Католический комитет 12 или, скорее, конвент (ибо он был собранием делегатов), и его секретарем был избран Тон. Агитация посредством этих обществ стала очень энергичной. Волную­щий успех Французской революции, а также организация политических обществ в Англии и Шотландии содействовали им. «Объединенные ир­ландцы» выросли численно, католики стали увереннее, а корпус волонте­ров начал восстанавливать свои боевые ряды и улучшать дисциплину. Правительство было встревожено. «В декабре (1792 г.) католики громогласно объявили свои требования... они были поддержаны диссидентами 22 с пол­ным сознанием и со всей решимостью. Дюмурье находился с Брабанте — Голландия была распростерта перед ним». (Уолф Тон.)

7 декабря 1792 года. Правительственная прокламация против всех мятежных сборищ. В прокламации говорилось: «Первый батальон нацио­нальных гвардейцев должен был идти па парад одетым, как французы и т. д.» Па эту прокламацию ответили «Объединенные ирландцы».

16 декабря 1792 г., 1'оуан (из Дублина) председательствовал на собра­нии, голосовавшем за принятие этого обращения, написал его д-р Дреннан.

Главное содержание этой прокламации, из-за которой Роуан и Дреннан позже подверглись судебному преследованию: 1) Она призывала волонтеров к оружию:

«Благодаря вашему возникновению нагл остров обеспечил себе мир и защиту; ваше ослабление служит причиной его возврата к бессилию и ничтожному состоянию. 2) Избирательное право всему народу... реформа представительства. 3) Всеобщее равноправие и представительное законода­тельное собрание, в этих словах заключена вся наша сила... Поэтому мы желаем эмансипации католиков без всяких изъятий, но продолжаем считать это необходимое предоставление избирательных прав преддверием храма национальной свободы... Дело католиков зависит от нашего общего дела и составляет часть его; ибо как «Объединенные ирландцы» мы при­надлежим не к какой-либо секте, а к обществу — не к какой-либо партии, а ко всему народу ...будь она (эмансипация католиков) достигнута завтра же, мы бы завтра, как п сегодня, продолжали добиваться той реформы, которая тем не менее была бы необходима для утверждения каких, так и наших свобод. 4) Ради обеих этих целей представляется необходимым, чтобы для подготовки созыва протестантского конвента (который затем должен связаться с заседающим в Дублине Католическим комитетом или конвентом) собирались предварительные съезды... Если конвент одной стороны не состоится в ближайшее время и вскоре по свяжется с конвентом другой стороны, то место распавшегося общего дела займут интересы отдельных групп — народ снова станет безучастным и инертным; весьма вероятно, что какие-нибудь местные восстания, раздуваемые кознями нашего общего врага, могут представить остров в дурном свете и поставить под угрозу его спокойствие... 15 февраля приближается... Пусть как можно скорее состоятся приходские собрания; пусть каждый приход изберет делегатов; пусть мнение Ольстера будет опять провозглашено из Дан-ганнона... Солдаты-граждане и т. д.». (Это обращение обнародовано на собрании в одной фехтовальной школе в Дублине, куда пришло несколько




ИРЛАНДИЯ ОТ АМЕРИКАНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ДО УНИИ 1801 ГОДА 45

отрядов волонтеров, имевших при себе личное оружие, а также Неппер Танди и т. д.)

В декабре 1792 г. Роуан арестован по доносу, выпущен на поруки.

Преследование белфастской «Northern Star» за обнародование 15 де­кабря 1792 г. декларации и обращения «Ирландских якобинцев (название общества) Белфаста».

В декларации «Ирландских якобинцев» говорится между прочим:

ДЕКЛАРАЦИЯ

«1) Постановлено... Что это королевство (имеется в виду королевство Ирландия) но имеет национального правительства, поскольку основная м;)сса народа в парламенте не представлена. 3) Что народ Ирландии никак не может действительно издавать свои законы без распространения изби­рательного права на всех граждан. 4) Что избирательного права никак нельзя добиться без сердечного, стойкого н прочного единения всех ирланд­це!) любого вероисповедания. 5) Что кодекс карательных статутов, более столетия обрекавших наших сограждан, католиков этого королевства, на состояние более низкое, чем состояние неграмотных африканцев, яв­ляется позором для страны, в которой мы живем... 7) Что для достижения этой, самой желательной цели (признание естественных прав человека) мы умоляем наших сограждан всех вероисповеданий в Ирландии, Англии и Шотландии обратить свои мысли к общенациональному конвенту, чтобы собрать народное мнение относительно наиболее действенных средств К достижению радикальной и исчерпывающей парламентской реформы — цели, без достижения которой это королевство должно навсегда оста­ваться несчастным и т. д.»

«ОБРАЩЕНИЕ. ИРЛАНДСКИЕ ЯКОБИНЦЫ БЕЛФАСТА К НАСЕЛЕНИЮ»

Между прочим: «Там, где форма правления исходит не из ясно выра­женной воли всого народа, страна не имеет конституции. Нужно ли говорить, что именно так обстоит дело с Ирландией? В Ирландии сущест­вует лишь исполнительная власть: при таком управлении верховная власть имеет больше возможности угнетать подданного, чем защищать его права... Из 5-миллионного народа (подразумевается ирландский народ) большин­ство палаты общин фактически избирается 90 лицами, и это большин­ство, вместо того, чтобы представлять голос нации, находится под влия­нием английских интересов и той аристократии, чьи губительные усилия всегда подрывали жизненные основы и т. д. нашей бедной, несчастной страны... Единодушном и упорством эта расколотая страна будет осво­бождена от оков тирании... Именно обеспечением обновленного представи­тельства будет установлена свобода в нашей стране; это может быть осуществлено только национальным конвентом. Католики уже собрались; пусть протестанты последуют их миролюбивому примеру».

15 февраля 1793 года. Конвент волонтеров, представлявший, как говорили, 1 250 000 человек, собрался в Данганноне, принял резолюции в пользу эмансипации/ католиков и реформы и избрал постоянный комитет. Это, без сомнения, способствовало проведению билля об облегчении участи католиков, но побудило правительство принять решение, умиротворяя католиков, в то же время разбить протестантов.

Ирландская палата общин. 10 января 1793 года. Лорд Уэстморленд открыл парламент. Жаловался на недовольство Ирландии, но ничего не сказал о коррупции, расточительности и чуждой для нации политике министров. Он жаловался на вторжение Франции в Голландию, умалчивая

3*



К. МАРКС

о европейском заговоре против Республики. Советовал ослабить узы като­ликов, но без мотивов: объявление Англией войны Франции, Кюстин завоевал Рейн (21 октября 1792 г.), Дюмурье дал сражение при Жемапе (6 ноября 1792 г.) и присоединил Бельгию. В речи указывалось также, что правительство увеличило численность войск и рекомендует образовать милицию. Последнее было ударом по волонтерам. Предложенный адрес явился отзвуком речи, Граттан внес тривиальную поправку.

Католики обрели решительность и организацию благодаря Уолфу Тону, Кьоу, Берну, Тодду Джонсу и Маккормику. Католический комитет вел переговоры с правительством, успехи Франции компенсировали низость собственной католической аристократии. Поддержка со стороны «Объе­диненных ирландцев».

В противовес Католическому комитету и «Объединенным ирландцам» правительство поощряло протестантский фанатизм и разногласия среди католиков. Вне парламента оно побудило недоступный для католиков дублинский муниципалитет обратиться к другим ирландским муниципа­литетам в духе, враждебном эмансипации католиков, и интриговало с като­лической аристократией (светской и духовной). В парламенте оно опи­ралось на остатки старой партии, выступавшей за недопущение като­ликов.

11 января 1793 года. Карран за поправку Граттана, которая была принята.

«Парламент стал непопулярен в стране... Как могло доверие к пар­ламенту пережить его независимость?.. Более половины нз нас не имеет связи с народом... Разрыв между народом и нашей палатой возникает из того, что народ не представлен. А для восстановления единства... нужна радикальная реформа палаты общин. ...Без них (католиков) нельзя спасти страну. Не ограничивайте их эмансипацию... Ненавистное пра­вительство, непопулярный парламент, недовольный народ... Петиция католиков (1792 г.) отвергнута благодаря влиянию ирландского прави­тельства».

В начале января 1793 г. * Карран безуспешно противится предложе­нию генерального атторнея об аресте Макдоннела, типографа, печатавше­го «Hibernian Journal», за опубликование высказывания о палате как о несвободной и не обладающей независимостью.

14 января 1793 г. (так убедительны были победы французов) Граттан добился того, что палата объявила себя комиссией для рассмотрения воп­роса о парламентском представительстве, и предложил резолюцию, где говорилось, между прочим, что из 300 членов только 84 избираются граф­ствами, округами малых и больших городов, вместе с университетом, а остальные 216 избираются местечками и поместьями. В заключение: «Лостановлено, что состояние представительства народа в парламенте требует исправления».

Карран поддержал. Он сказал:

«Католический вопрос должен предшествовать реформе. Сперва нужно определить место католиков в государстве... Ирландия считает, что без немедленной реформы ее свобода погибнет».

Предложение не прошло — 71 голос против 153.

Однако оппозиция уже предоставила министрам возможность безна­казанно выпускать неистовые прокламации против волонтеров-республи­канцев: она согласилась на билли о милиции и о порохе, и поэтому резолю-

* Согласно комментариям Дэвиса к «Речам Каррана» — 29 января 1793 го­да. Ред.

ИРЛАНДИЯ ОТ АМЕРИКАНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ДО УНИИ 1801 ГОДА 47

ции встретили сопротивление. 11 марта 1793 года — еще одна прави­тельственная прокламация, запрещавшая военные общества, военное обу­чение и всю организацию волонтеров, не называя их по имени.

Апрель 1793 года. Прошел билль об облегчении участи католиков, допустивший католиков к выборам, в адвокатуру, в университет и давший им все права собственности; но запретивший им участие в парламенте, занятие государственных должностей и вообще все, что разрешалось биллем 1829 года 23.

Билль 1793 г. был внесен через 10 дней после объявления войны Франции 24.

Тот же парламент, который принял билль об облегчении участи католиков, провел также акт об иностранцах, акты о военной переписке с заграницей, о порохе, о собраниях, — в сущности, целый кодекс при­нудительных мер. Также учрежден тайный комитет. Он получил 20 000 регулярных войск и 16 000 милиции.

Билль о собраниях:

«.Закон, — говорит Карратт, — не для ограничения, а для распростра­нения восстаний». Закон этот объявляет, что ни одна группа людей не имеет права уполномочить меньшее количество людей действовать, думать или подавать петиции за нее.

Это, в сущности, билль, но позволяющий народным собраниям пода­вать петиции против злоупотреблений. Согласно акту о собраниях, соби­раться с целью избрания кого-либо для действия от имени собрав­шихся посредством составления петиций или других форм представитель­ства, ради изменения того, что установлено законом, являлось крупней­шим правонарушением со стороны любой части населения. Акт был задуман, чтобы покончить с обществами, образованными или образовывавшимися в 1793 г. для достижения парламентской реформы. (Коббет.) 25

Вооруженное таким образом правительство начало свою кампанию судебных преследований и гонений, добиваясь время от времени издания новых законов, а после перемирия 1795 г. довело конфликт до восстания и до унии.

1794 год. Агитация продолжалась. (Правительственные судебные преследования волонтеров, «Объединенных ирландцев» и т. д.) Общество «Объединенные ирландцы» превратилось в секретную конспиративно устроенную организацию. Католики все еще пытались действовать; фран­цузы побеждали; их правительство, воодушевленное резолюциями «Ирланд­ских якобинцев Белфаста» и советами некоторых ирландских патриотов, задумало помочь недовольным ирландцам добиться отделения. Преподоб­ный Джексон был послан туда агентом, вступил в сношения с Тоном. Предан, обвинен в измене (после ареста), повешен.

29 января 1794 г. Карран в речи в защиту Роуана: «Но теперь, если собирается вместе какая-нибудь группа людей, их судят; если типограф опубликует ее решения, его карают; и уж, конечно, в обоих случаях законно, потому что так поступали совсем недавно. Если люди говорят: не будем устраивать беспорядок, а соберемся в каче­стве делегатов, они пе могут сделать этого... закон последней сессии впер­вые объявил подобные собрания преступлением».

Система доносов в полном расцвете.



К. МАРКС


Наши рекомендации