Показывает, что независимое меньшинство еще значительно.
Пенсии, лишение акцизных чиновников права голоса, правительственный подкуп
Попытки вернуть посредством подкупа то, что было уступлено силе, начались в 1782 г. и значительно усилились после провала предложений Орда.
ПЕНСИИ
Пенсии. 13 марта 1786 года. Ирландская палата общин. Билль Форбса об ограничении суммы пенсий. Провалился, то есть постановлено отложить ad Calendes Graecas. Как сказал Карран, цель билля — «.помешать короне творить зло посредством физической необходимости». «Пенсионный список, подобно благотворительности, покрывает множество грехов... прямо касается членов нашей палаты... корона закладывает основу независимости парламента... они» (члены этой палаты) «будут
* Эпитеты добавлены Марксом. Ред.
ИРЛАНДИЯ ОТ АМЕРИКАНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ДО УНИИ 1801 ГОДА 33
иметь ту гарантию своей независимости, что пока хоть у одного человека в королевстве найдется шиллинг, они не будут нуждаться в деньгах» (Карран).
12 марта 1787 г. (Форбс снова внес свой билль об ограничении пенсий. Карран поддержал его. Орд, сокретарь. Опять провалился.)
«Королевская власть» (здесь) «передается сперва вице-королю, а затем достается секретарю, которого не может интересовать народное благо, не может интересовать будущая слава и т. д. ... Какую ответственность можно искать, на какую ответственность можно надеяться у секретаря-англичанина? ... Вереница людей» (эти секретари), «иногда с головой, иногда с сердцем, чаще без того и без другого» (Карран). «Где станете вы искать ответственность у Орда как министра? Вспомните его торговые предложения» (Карран).
«Один достопочтенный член палаты оспаривает принцип билля как ограничивающий королевскую щедрость... Неразборчивое и широкое использование народных денег для поощрения всех человеческих пороков — это вопиющее злоупотребление... В самые лучшие времена пенсионный список был позором нашей страны: по нынешние злоупотребления превзошли всякую меру» (Карран).
«Злосчастный этот список опозорен новым, неизвестным прежде видом проституирования: дарованием почестей и титулов, чтобы создать основу для дарования пенсии, дозволением любому человеку украсть сан — с той целью, с какой последний нищий крадет ребенка. Это значило превратить государственные почести из знаков достоинства в знаки попрошайничества» (Карран). Билль «удержит секретаря от этого постыдного расточительства народных денег... Это — закон, необходимый в качестве противовеса акту о мятеже... — карательному закону, воспринятому у Великобритании и дающему исполнительной власти новую силу. Это — билль для сохранения независимости парламента» (Карран).
11 февраля 1790 года. Ирландская палата общин (правительственные подкупы и оппозиция патриотов продолжались, причем народ все более убеждался в том, что только реформа палаты общин может спасти конституцию 1782 г. от бесчестной политики министров). Форбс предложил адрес, в котором описывалось и осуждалось несколько недавних случаев назначения пенсий. Карран его поддержал. Предложение отвергнуто 136 голосами против 92.
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ПОДКУП
Палата общин. 21 апреля 1789 года. Билль о лишении акцизных чиновников избирательного права. Билль отвергнут 148 голосами против 93.
Пророчество Каррана, высказанное им в речи по этому поводу, исполнилось. Английская исполнительная власть навязывала Ирландии неспособных людей и бесчестные моры, затем воспользовалась собственным преступлением и нашими несчастьями, чтобы превратить пас в провинцию, а теперь ссылается на эти же результаты как на доводы против нашей независимости. Карран, между прочим, сказал:
«Сопротивление этой мере исходит от признанных слуг короны и всякого правительства.., люди, которых посылают терзать нас, это, как правило, отбросы Великобритании... Целые возы акцизных чиновников — податные войска, набраниыо по всем уголкам страны и завладевающие местечками, избирающими в парламент, накануне выборов» (Карран).
Палата общин. 25 апреля 1789 года. Дублинская полиция.
К. МАРКС
Сэр Г. Кавендиш внес две резолюции, констатирующие, что полицейской организации Дублина присуща расточительная и бесполезная система покровительства. Министры воспротивились этим резолюциям. Отвергнуты 132 голосами против 78.
Карран, поддерживая их, сказал между прочим:
«Воспользовались некоторыми беспорядками в 1784 г., чтобы поработить столицу полицией. Стража из стариков, получавших по 4 пенса за ночь, не могла, естественно, справиться с делом».
Палата общин, 4 февраля 1790 года. Жалованье чиновников, ведающих гербовым сбором [Карран предлагает упорядочить, снизить его и т. д. Отвергнуто 141 голосом против 81] (это было одним из средств правительственного подкупа). Уэстморленд — вице-король, Хобарт — его секретарь.
Карран сказал между прочим: граф Темпл (впоследствии маркиз Бакингем), придя в ярость по поводу своей неудачи с биллем о регентстве, «увеличил налоговое управление, артиллерийское ведомство — добавление в 13 000 ф. ст. к позорному списку пенсий; (при лорде Харкорте достигнуто соглашение о том, что счетное управление и заведование гербовым сбором [гербовые пошлины введены во времена Харкорта] должны находиться в одном управлении). Бакингем разделил их, дабы учредить должности для членов парламента. «Два члена парламента от графств заняты наблюдением за гербовыми сборами!» «По мере того, как вы, объединяясь, поднимались, ваш тиран был охвачен страхом — но разделяя вас, он заставлял вас опускаться, и вы принижены». «Я выступаю в собрании 300 лиц, 100 из которых имеют должности или пенсии... Я показываю, какая опасность возникает для нашей чести и свободы, если мы допускаем, чтобы среди нас свирепствовала коррупция... Теперь народу прямо говорят, что грабить его имущество и делить добычу между честными джентльменами, которые продают его правительству, — законно».
В своей смелой речи Карран намекает на Французскую революцию.
Палата общин, 12 февраля 1791 года. Правительственный подкуп. [Новая попытка Кар рапа доказать порочность правительства] Главная тема Каррана: «Возведение людей в звание пэра за деньги, которые тратились, чтобы скупить народные вольности». «Жалкие люди, введенные» (таким образом) «в эту палату, подобно вьючным животным, чтобы в поте лица трудиться на своих нанимателей». С другой стороны — «те, кто введен» в палату лордов, «чтобы составлять законы и распоряжаться имуществом королевства, руководствуясь той коррупцией, посредством которой они возвысились».
«Я имею доказательство,., что нынешние министры заключили договор о даровании определенным лицам звания пэра при условии покупки этими лицами определенного количества мест в этой палате».
Карран заявляет: «В течение всей прошлой сессии (1790 г.) мы, от имени народа Ирландии, требовали у них конституцию Великобритании и неизменно получали отказ. Мы хотели провести закон об ограничении постыдного расточительства в отношении пенсионного списка... он был отклонен большинством. Мы хотели провести закон, не дозволяющий заседать в этой палате лицам, которые не могут не быть рабами правительства, — он был отклонен большинством. В билле о возложении ответственности за действия ваших правителей на некое лицо, находящееся среди вас и потому подлежащее общественному правосудию, — отказало Ирландии большинство джентльменов, называющих себя ее представителями.
ИРЛАНДИЯ ОТ АМЕРИКАНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ДО УНИИ 1в01 ГОДА 35
...Этот неизменный отказ... доказывает ему» (народу), «что обвинение в использовании коррупции основано на фактах».
Тщетные атаки — в 1790—1791 гг. — парламентского меньшинства на правительственный подкуп доказывают, с одной стороны, его рост, с другой же — влияние Французской революции 1789 года. Они показывают также, почему, наконец, в 1791 г. основано общество «Объединенные ирландцы», так как теперь всякое парламентское действие оказалось бесплодным, а большинство парламента — просто орудием в руках правительства.
* * *
Отражение попыток правительства посягнуть
на независимость Ирландии в связи с торговыми
предложениями Орда и биллем о регентстве
а) ТОРГОВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОРДА. (ЛОРД-НАМЕСТНИК — ГЕРЦОГ РАТЛЕНД)
В мае 1784 г. Гриффит предложил в ирландской палате общин расследовать торговые отношения между Англией и Ирландией. Он желал показать, что ирландскую торговлю следует защитить от английской конкуренции и т. д.
Правительство перехватило это его предложение.
7 февраля 1785 г. главный секретарь, г-н Орд, объявил о внесении, а 11 февраля внес 11 предложений о торговле, которые обычно называют ирландскими предложениями
(в действительности английского происхождения).
В этих предложениях устанавливались 4 принципа:
1) Пошлины на все товары, иностранные и отечественные, ввозимые
из одной страны в другую, должны быть равны
[это ставило на одну доску Англию и Ирландию — к разорению последней].
2) Пошлины на иностранные товары должны всегда быть выше, чем на те же предметы, производимые на каждом из островов (это значило жертвовать реальными выгодами возраставшей в то время французской, испанской и американской торговли в угоду английской конкуренции).
3) Что эти правила должны быть неизменными (то есть отречение от законодательства).
4) Что излишек традиционного государственного дохода (налог на очаги, а также некоторые пошлины и акцизные сборы, более 656 000 фунтов в год) должен выплачиваться английскому казначейству на содержание имперского (английского) флота.
И тем не менее этот план был предложен как некое благодеяние, как взаимовыгодный. Орд (против Флада) торопил палату общин ухва-
к. м л г к г.
титься за этот план, потому что-де иначе могло пробудиться чувство соперничества английских монополистов. Это была милость, которую предстояло оплатить 140 000 фунтов новых налогов, испрошенных взамен и полученных от парламента.
22 февраля 1785 г. Питт внес резолюцию в английскую палату общин,
в которой объявлялось, что Ирландии должно быть дозволено пользо
ваться преимуществами (то есть конкуренцией) английской торговли, как
только она «безвозвратно» предоставит Англии «помощь» (то есть дань) на
общую оборону. Норт п тори, Фокс и виги —
ото был партийный маневр —
усмотрели в английском соперничестве с Ирландией верное средство против «прирожденного министра». Фокс добился отсрочки, и вся Англия, от Ланкашира до Лондона, от Глостера до Йорка, «высказалась за это». Питт решил идти па переговоры. Он принял некоторые из их условий: сохранил все, что противоречило ирландской конституции, примирился с утратой всего, что каким-нибудь изобретательным способом могло быть использовано к выгоде ирландской торговли. Он вернул одобренный им таким образом акт в виде 20 английских предложений.
11 предложений были доведены в Англии до 20, и каждое дополнение означало новое притеснение. Половина земного шара, а именно все пространство между Магеллановым проливом и мысом Доброй Надежды, стала (статьями 3 и 9) запретной для судов Ирландии; запреты были наг ложены также на определенные товары. Все таможенное законодательство было отнято у Ирландии пунктами, которые принуждали ее (статья 4) вводить (регистрировать) все навигационные законы, принятые или имеющие быть принятыми Англией (статьи 5 и 8), налагать все колониальные пошлины, которые налагала Англия (статьи 6 и 7), принять в таможнях ту же систему, которую практиковала Англия, и, наконец, (статьи 17 и 18) признавать все патенты и авторские права, выданные в Англии.
Ирландская палата общин. 30 июня 1785 года. Орд предлагает распустить палату на две педели, до вторника. Карран против этого. Отсрочка принята. Карран говорит:
«Когда 11 предложений были представлены нам, мы были очарованы ими. Почему? — Потому что мы их не поняли. Да, подкупающее слово взаимность звучало на всех перекрестках».
23 июля 1785 года. Орд предлагает новую отсрочку; Карран возражает;
отсрочка принимается.
11 августа 1785 года. Карран спрашивает Орда, что произошло с 11 предложениями, «так как их мог обсуждать только парламент». Они были «предложены как система окончательного и постоянного урегулирования торговых отношений между двумя королевствами». «В качестве компенсации за предполагаемые выгоды этой системы нас призвали:
[так они и поступили!]
«обложить эту истощенную страну налогом в 140 000 фунтов в год». «Мы подчинились». «Мы взвалили на народ бремя налогов ради вознаграждения за урегулирование торговых отношений: этого урегулирования мы не дождались».
Карран прямо грозит личной местью народа тем, кто после отсрочки заседаний примет эти 20 предложений в поредевшей
ИРЛАНДИЯ 01' АМЕРИКАНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ДО УНИИ 1801 ГОДА 37
палате. Он грозит, что на такое требование отказа от конституции последует ответ «не только словесный». Все это из речи Каррана от 23 июля.
12 августа 1785 года. Орд внес свой билль (20 предложений). Граттан, Флад, Карран возражают. Разрешение внести билль принято 127 голосами против 108 (19 голосами; показало, что билль будет отвергнут).
Карран: «О торговой стороне его» (билля) «не может быть речи: ибо этот билль предвещает отказ от конституции и вольностей Ирландии... Я боюсь, что английский министр ошибочно понимает настроение Ирландии и судит о нем по прошлым временам. Прежде дела велись здесь путем покупки большинства... положение изменилось. Народ просвещен и силой, он не потерпит отказа от его прав, который явился бы следствием его подчинения этому биллю. Билль содержит соглашение о введении таких законов, какие сочтет нужными Англия: они уничтожат ирландский парламент. Народ нашей страны вынужден будет прибегать к суду английской палаты общин; взамен окольной торговли с Англией мы принимаем окольную же конституцию... Власть, которая подчиняет вовне, повлечет за собой власть, подчиняющую внутри. Этот закон наделяет Великобританию властью судить, что явится нарушением соглаиюпия, толковать его, фактически облагать нас налогами по своему усмотрению, поскольку он даст ей новую силу принуждать нас к повиновению. 13 таком случае мы либо окажемся в полном порабощении, либо должны будем добиваться возвращения своих прав в кровавой борьбе или же будем вынуждены искать спасения в унии, которая означала бы уничтожение Ирландии, к чему, как я подозреваю, ведет дело министр... Гражданская война или, в лучшем случае, уния».
15 августа 1785 года. Орд, представив билль, отказался от него на время сессии и навсегда. После чего Флад внес такое предложение: «Постановлено, что мы считаем себя обязанныминевступать ни в какие соглашения об отказе от принадлежавшего только и исключительно ирландскому парламенту права издавать законы для Ирландии во всех, без исключения, случаях, как во внешних делах, так и в торговле и внутренних делах». Карран его поддержал. Флад взял свое предложение назад, палата разошлась, а предложения Орда вылились в тайный проект унии.
Ь) БИЛЛЬ О РЕГЕНТСТВЕ. (1789 ГОД)
Георг III некоторое время безумен, это скрывают, в конце 1788 г. скрывать больше нельзя. Министры в проекте ответного адреса лорду-наместнику (Бакингем) (в декабре 1787 г. он опять стал вице-королем) расточают похвалы самим себе.
Ирландская палата общин. 6 февраля 1789 г. Граттан внес поправку, заменявшую общее изъявление верности. Карран выступил в поддержку ее: «Все видят приближающуюся перемену в государственном управлении
(думали, что при принце Уэльском Фокс станет министром).
Ее задержала и ей воспротивилась одна партия в другом королевстве. Согласно какому принципу мудрости или справедливости может Ирландия поддержать такое противодействие и т. д.?»
Поправка Граттана была принята без голосования, хотя он и назвал Бакингема «мошенником в маске»
(главный секретарь Бакингема — Фицгерберт),
К. МАРКС
в такой растерянности находился Дублинский замок в связи с перспективой регентства принца с Фоксом в качестве премьера.
11 февраля 1789 года. Министры попытались отложить дебаты о регентстве. Официально выдвинутый ими мотив — необходимость получить из Англии постановления английского парламента, которыми принц назначался регентом Великобритании с ограниченными полномочиями. Эти постановления были приняты 23 января, принц выразил согласие с ними 31 января, но они еще не были получены ирландским правительством. Отсрочка билля отклонена палатой. Тогда Конолли предложил направить принцу адрес как принцу-регенту Ирландии, обладающему всей полнотой королевской власти. Предложение было принято без голосования.
12 февраля 1789 года. Конолли предложил утвердить адрес. 17 февраля запрошено и получено согласие на это палаты лордов. 19 февраля представлен Бакингему. Последний отказался передать его. 20 февраля 1789 г. решено передать адрес, послав депутацию. Вотум порицания Бакингему.
27 февраля 1789 года. Депутация (Конолли, О'Нил и т. д.) передает палате общин письмо с ответом принца-регента, который «горячо» благодарит ирландский парламент.
20 марта 1789 г. в ирландской палате общин зачитывается еще более пылкое письмо принца-регента, объявляющее о выздоровлении его отца.
Питт, для сохранения своей власти, отстаивал и провел в Англии право избрания регента, следовательно, право ограничения его власти.
В этом случае ирландцы отстаивали общую конституцию от олигархических и министерских покушений Питта.
* * *
За этот промежуток времени следует рассмотреть еще два вопроса:
1) Мятежи против десятины и т. д., показывающие положение католического ирландского крестьянства в то время, и
2) Избрание дублинского лорда-мэра, показывающее влияние Французской революции на ирландскую (к тому же протестантскую) буржуазию.