Написано Ф. Энгельсом между 8 и 14 сентября I860 г.
Опубликовано в журнале
«The Volunteer Journal, for Lancashire
And Cheshire» M 2, 14 сентября 18в0 г.
Печатается по тексту журнала
Перевод с английского
На русском языке публикуется впервые
358 ]
К. МАРКС
К ВОПРОСУ ОБ АМНИСТИИ 81?
4 января 1862 г. Вильгельм Вольф, бывший редактор «Neue Rheinische Zeitung», ныне учитель в Манчестере, направил прошение бреславльским властям. На основании недавно изданного указа об амнистии 518 он потребовал своего восстановления в правах прусского гражданства. В ответ девять месяцев спустя им получен следующий документ:
«На основании прошений от 4 января и 4 июня * с. г. сообщаем Вам, что поскольку Вы, совершив побег, уклонились от дальнейшего проведения судебного следствия, возбужденного против Вас в 1845 и в 1848 гг., мы не считаем возможным удовлетворить Вашу просьбу о восстановлении Вас в правах прусского подданного (I) Впрочем, если Вы полагаете, что благодаря высочайшему указу от 12 января Вы освобожден» от наказания, то это представление основано на неправильном понимании упомянутого указа, согласно которому Вам (I) надлежит явиться (!) в данное государство для продолжения возбужденного против Вас следствия и затем ожидать результата.
Бреславль, 5 сентября 1862 г. Королевское правительство, отделение внутренних дел, подпись: Штих.
Кандидату философии, г-ну Иоганну Фридриху Вильгельму Вольфу в Манчестер».
Обратим внимание мимоходом на один курьез: хотя Вольф и. потерял свои гражданские права «в данном государстве», тем не менее он все же продолжает бессмертно существовать в нем в качестве «кандидата». А теперь к делу.
Так как бреславльские власти потратили на сочинение вышеприведенного документа три месяца, то нельзя ли было, по крайней мере, «ожидать» фактической достоверности в обосновании отрицательного ответа? Однако бреславльские власти,
• См. настоящий том, стр, 370, Ред.
К ВОПРОСУ ОБ АМНИСТИИ
по-видимому, «полагают», что административные органы разделяют с юриспруденцией привилегию «Fictiones juris» *.
Вольф совершил побег в 1846 г. (а не в 1845 г.), после того как начатый против него процесс по делам печати миновал все фазы расследования, после того как он сам прошел все допросы, незадолго до вынесения приговора. Таким образом, совершив побег, Вольф уклонился от приговора, а не от «дальнейшего проведения возбужденного против него судебного следствия».
Более того. В 1848 г. народ добился силой всеобщей амнистии, благодаря которой Вольф сначала вернулся в Бреславль. В апреле 1848 г. его вызвали в уголовный суд Бреславля, чтобы он сделал письменное заявление — как он, конечно, и поступил — о том, что он со своей стороны принимает амнистию.
Таким образом, бреславльские власти, по-видимому, «полагают», что амнистия 1848 г. и приобретенные в ее результате права аннулируются амнистией 1861 года. Подобный вид законодательства, «имеющего обратную силу», составил бы в таком случае новую эпоху в истории права.
В не меньшей мере ложно утверждение бреславльских властей, что Вольф «в 1848 г., совершив побег, уклонился от судебного следствия, возбужденного против него». Вольф стал эмигрантом не в 1848 г., а в 1849 г. и притом до возбуждения против него какого-либо следствия. Последнее было связано с его участием в работе охвостья парламента. Летом 1849 г. Вольф отправился в Швейцарию. К этому времени против него не было возбуждено никакого следствия, и, таким образом, он ни от какого следствия «уклониться» не мог. Приказ о доставке его в суд появился осенью 1849 г., когда он уже давно находился за границей. Судебное следствие, которое предшествует побегу, и приказ о доставке в суд, который следует за ним, являются, по-видимому, в глазах бреславльских властей идентичными вещами. За что же правительственные органы оплачивают юстициария, если возможно столь школярски-грубое нарушение простейших и банальнейших правил толкования закона?
Написано К. Марксом Печатается по тексту газеты
в середине сентября 1862 г. _ .
Перевод с немецкого
Опубликовано в «Barmer Zeitung» M 226, Т, ,
28 сентября 1862 г. На Русском языке публикуется впервые
* =• Юридических фикций, Ред.
360 ]
Ф. ЭНГЕЛЬС
ЗАМЕТКИ ОБ АРТИЛЛЕРИИ В АМЕРИКЕ«•
Следовало ожидать, что Гражданская война в Америке при творческом духе нации и высоком техническом уровне развития гражданского инженерного дела в стране приведет к огромному прогрессу в области военной техники, составив эпоху. Сражение между «Монитором» и «Мэрримаком» 52°, к которому еще раз вернулась «Allgemeine Militär-Zeitung» ш, оправдало эти ожидания. Теперь мы должны отметить некоторые новые данные.
I
Борьба между «Монитором» и «Мэрримаком», хотя она в конечном счете и разрешилась в пользу башенного корабля, не ответила, однако, на вопрос, какой класс бронированных судов предпочтительнее: башенные суда или суда с бортовыми орудиями. Но вот недавно произошел бой 6М, который, судя по всему, навсегда внес ясность в этот вопрос и на котором мы остановимся подробно тем охотнее, что о нем, насколько нам известно, в Англии и Франции едва ли что-то знают, а в Германии совсем ничего.
В гавани Саванна конфедераты обшили торговое судно «Фингал» шотландской конструкции четырехдюймовыми еловыми досками, четырехдюймовыми дубовыми досками и четырехдюймовым слоем железа. Железный панцирь состоял из двух слоев полос 6-дюймовой ширины и 2-дюймовой толщины, нижний слой которых с помощью крепких болтов закреплялся горизонтально, а верхний — вертикально. По образцу «Мэрри-
ЗАМЕТКИ OB АРТИЛЛЕРИИ В АМЕРИКЕ! 361
мака» броня была положена на корабль с наклоном, наподобие крыши, но сверху она была выровнена так, что корабль стал похож на усеченную пирамиду. По его бортам были расположены четыре шестидюймовые пушки, а на корме и носу две семидюймовые пушки на вращающемся лафете.
Рано утром спускавшаяся вниз по реке Саванна «Атланта», как теперь назывался этот корабль, вскоре наткнулась на два блокирующих судна башенного типа «Уихаукин» и «Н ах ант», которые немедленно двинулись ей навстречу. (В описании сражения мы следуем за нью-йоркской газетой «Harper's Weekly» от 11 июля.) «Атланта» начала бой тремя залпами по «Уихау-кину», который, не открывая огня, подходил все ближе, а затем на английский манер ответил огнем своей 15-дюймовой пушки Далгрена * 440-фунтовыми ядрами. Первый выстрел пробил оба борта «Атланты» и частично осколками, а частично силой удара вывел из строя 40 человек. Среди них был один из лейтенантов, который впоследствии рассказывал, что не мог подняться в течение 10 минут. Вторым выстрелом пробило железную крышку одного пушечного люка и убило или ранило 17 человек. Третье ядро разнесло в щепы верхнюю часть бронированной рулевой рубки на верхней палубе, убило обоих лоцманов и повалило обоих рулевых. Четвертое пришлось на ребро, где смыкаются борт и палуба, и, по-видимому, отскочило, не причинив вреда. Пятое ядро пробило трубу как раз в тот момент, когда «Атланта» выкинула белый флаг и сдалась, прежде чем подошедший тем временем «Нахант» смог произвести хотя бы один выстрел. В течение четверти часа все было кончено.
* Пушка Далгрена представляет собой относительно короткое орудие длиной примерно в 12—14 калибров. Внешняя форма пушки была найдена Далгреном (ныне адмирал, командующий в Чарлстоне) следующим образом: на одинаковом расстоянии друг от друга, вдоль оси канала орудия, перпендикулярно к нему были просверлены отверстия ружейного калибра и в них заложены ружейные заряды, в это же время зарядка орудия и выстрел произведены обычным способом. Начальная скорость отдельных ружейных пуль определена принятым методом и взята в качестве шкалы давления пороховых газов на соответствующих участках стенок орудия. Для соответствующих абсцисс на оси канала орудия были отмечены ординаты и связывающая их кривая определила внешнюю форму орудия. Пушки, сконструированные по этому принципу, очень толсты в казенной части ствола и в области цапф, имея гораздо меньший диаметр у дульного среза: они напоминают бутылку из-под содовой воды. Они просверлены без нарезов и отливаются полыми над полой цапфой, через которую при охлаждении течет холодная вода. Это охлаждение изнутри придает орудиям такую большую прочность (даже если они из чугуна), что можно отливать пушки калибра 15 и даже 20 дюймов, которые без всяких опасений смогут выдержать 500 выстрелов с большим зарядом. Первоначально они предназначались только для полых снарядов, но позднее их сделали еще более прочными, так что из них можно стрелять и литыми ядрами. Эти более мощные пушки называются тлумбиадами. Примечание Энгельса,
Ф. ЭНГЕЛЬС
Автор этих строк осмотрел вчера в гавани Ливерпуля английский флот, действующий в Ла-Манше. Там были «Уорриор», «Блэк Принс», «Роял Оук», «Дифенс», «Резистанс» — все это броненосцы с бортовыми орудиями (гладкоствольные 68-фунтовые пушки 8-дюймового калибра и 110-фунтовые пушки Армстронга 7-дюймового калибра), покрытые броней из дерева в 18—24 дюйма и железа в 4*/г—5 дюймов толщиной; вне всякого сомнения, это самый лучший и могущественный бронированный флот, который находится сейчас на плаву и который, если только позволит его осадка, сумеет спокойно пройти между любыми береговыми фортами Европы с их теперешним вооружением и войти в гавани, лежащие за ними. Но куда лучшему из этих кораблей до одного из американских башенных судов с их 440-фунтовыми пушками? Судя по экспериментам самих англичан, достаточно гораздо меньшего калибра, чтобы пробить их борта, что же натворило бы внутри судна 440-фунтовое ядро? Одного-единственного попадания на уровне ватерлинии достаточно, чтобы потопить корабль, так как такую пробоину заделать нельзя. При взгляде на эти великолепные корабли, из которых каждый, если учитывать и эксперименты, стоил немногим менее 1 млн. фунтов стерлингов, нельзя отделаться от мысли, что все они уже обречены и полностью устарели.
Вооружение бронированных судов возможно более тяжелыми орудиями, какие только может выдержать корабль, кажется поэтому абсолютной необходимостью. Однако эти пушки не могут быть использованы в качестве бортовых орудий; самое крупное судно может нести лишь небольшое число таких пушек, причем их следует располагать в середине корабля. А это возможно только на башенных судах, и поэтому отныне решающая сила каждого флота заключена в башенных кораблях.
Правда, мореходные качества башенных судов, строившихся до сих пор, были весьма ограниченными. Дело в том, что в Америке их строили только для определенной цели: для действий в мелких прибрежных водах. Если бы их делали большего размера и с большей осадкой, то наверняка они держались бы тогда на море, по крайней мере, так же хорошо, как и бронированные оуда с бортовыми орудиями, которые в этом отношении также еще оставляют желать много лучшего. Но даже на основании только вышеизложенного опыта, твердо установлено следующее:
1) башенные корабли с тяжелыми орудиями (10—15-дюймового калибра) являются, вне всякого сомнения, самыми силь-
ЗАМЕТКИ ОБ АРТИЛЛЕРИИ В АМЕРИКЕ
ными как для собственно оборонительных действий, так и для наступательных операций против близлежащего берега;
2) бронированные суда с 21/2—5-дюймовой железной броней и бортовыми орудиями 8-дюймового калибра могут быть весьма полезны в операциях на дальние расстояния, против берега, если иметь угольные базы и если, и это прежде всего, не ввязываться в бои с башенными судами;
3) для собственно маневренной тактики в открытом море пригодными остаются только деревянные корабли. Лишь они одни могут забрать столько провианта, угля и боеприпасов, что в течение нескольких месяцев как бы возят с собой свою оперативную базу; только они одни могут после сражения самостоятельно вновь привести себя в боевое состояние. В Индии и Китае, например, даже у англичан бронированные суда любого типа оказались бы беспомощными.
Какие из этого следуют выводы для Германии?
1) Научиться литью пушек американского калибра и строительству башенных судов. Два подобных корабля на Эльбе или Везере обеспечили бы все побережье Северного моря. Четыре таких корабля в Балтийском море подчинили бы его нам и в случае необходимости вынудили бы Копенгаген к капитуляции: о теперешнем датском флоте тогда никто бы уже больше не говорил 523. Если станут реальными усовершенствования, которые создадут возможность строительства действительно мореходных башенных судов, тогда старые башенные корабли еще останутся лучшим из существующих средством обороны гаваней. К тому же они недороги.
2) Каждое из бронированных судов с бортовыми орудиями водоизмещением 6—7 тыс. тонн типа английских и французских стоит столько же, сколько шесть башенных судов, в то время как двух башенных судов достаточно, чтобы победить один корабль подобного рода. Они не оправдывают таких затрат. Зато очень быстрые, защищенные 21/2—3-дюймовой броней из самого лучшего (например, штирийского) железа винтовые пароходы средних размеров и с меньшим числом орудий, но более тяжелыми могли бы сослужить большую службу против существующих флотов. От тяжеловесных больших бронированных фрегатов они ускользнут, а с деревянным линейным кораблем вполне справятся.
3) Для дальних операций деревянные суда — парусные, а также винтовые пароходы — незаменимы. У нас уже есть база в Китае Б24, с каждым годом она приобретает все большее значение. До тех пор пока мы не располагаем там угольной базой, в этом районе можно пользоваться только парусными
М- в Э., т. 44
Ф. ЭНГЕЛЬС
судами; к тому же их пока достаточно. Уже давно назрела потребность в базах в Вест-Индии, на восточном и западном побережьях Северной и Южной Америки, в Леванте; повсюду следует защищать немецкую торговлю, завоевывать уважение к немецкому имени. В этих районах уже достаточным было бы соотношение- четверть пароходов на три четверти парусников. Напротив, дома нам ни к чему ни большое количество деревянных судов, ни их большие размеры; суда, превосходящие 60-пушечные фрегаты, сейчас вообще нецелесообразны, так как современные линейные корабли устарели, а корабли будущего еще не изобретены.
II
Согласно прежней практике при осаде укрепленных валов брешь-батареи устанавливались на гребне гласиса, приблизительно в 50 шагах от обстреливаемой стены, Когда Монталамбе-ром были предложены казематные сооружения с неприкрытой каменной кладкой б25 и особенно когда подобные неприкрытые каменные кладки были применены в Германии во многих местах, о них, правда, очень много судили и так и сяк, утверждая, что подобную каменную кладку можно пробить даже издалека; однако из действительного опыта нам известен только веллингтоновский 1823 года; причем брешь была проделана непрямым залпом на расстоянии 500—600 шагов в не укрепленной контрфорсом стене, которая была прикрыта контргар-дом. Крымская война доказала лишь неуязвимость каменных береговых фортов для кораблей, а Бомарсунд — только то, что строительные подрядчики ужасающе надули русское правительство. Итальянская война не показала ничего, так как до осады крепостей дело не дошло. До последнего времени принято было считать, что при прежних артиллерийских средствах неприкрытая каменная кладка казематов при известных условиях создала бы возможность такого превосходства в огне против осадных батарей, которое оправдало бы произведенные на нее расходы *. Опыт Юлиха показал, что нарезные пушки со снарядами ударного действия даже при малых калибрах способны пробивать бреши в каменной кладке на расстоянии 1 200 шагов даже при непрямом выстреле. А теперь и в Америке произошли события, которые учат совершенно иному.
При атаке форта Пьюласки (перед Саванной) генерал Джиль-мор (бесспорно, первый среди ныне живущих американских
* Далее Энгельсом вычеркнута фраза: «А как обстоит дело теперь?», Ред,