Судьбы Галлии. Франкское государство и папская область

Франкское государство при Меровингах. Хлодвиг. Самую большую роль из германских государств пришлось сыграть государству франков. В первый раз название франков встречается около половины III века. В IV веке франки жили к югу от устьев Рейна и нижнего Мааса, где с ними боролся император Юлиан, тогда еще начальник войск в Галлии. В половине V века франки уже распространились на юг до р. Соммы. На востоке граница их шла по нижнему и среднему Рейну. Франкское племя распадалось на две главных ветви: салических франков, или салиев, живших на северо-западе и имевших главное значение в истории франков, и рипуарских франков на юго-востоке, у среднего Рейна.

Вначале франки, как и другие германские народы, имели несколько правителей, конунгов. Мало-помалу среди салиев выделилась фамилияМеровингов. Первоначальная история Меровингов точно не известна и носит легендарный характер. Позднейшее предание называет родоначальником Меровингов Меровеха1, сына морского чудовища. Основателем единого, силь-


ного франкского государства явился МеровингХлодвиг, или Хлодовех (481—511). Главное значение его правления заключается в расширении пределов государства, в принятии христианства и в объединении франкских племен.

Прежде всего Хлодвиг обратил внимание на остатки римских владений в Галлии; последние занимали пространство в центре Галлии, между Соммой и Луарой, и таким образом были отрезаны от императорских владений германскими племенами, не находились в настоящей зависимости от императора, и его наместник Сиагрий почти самостоятельно правил этой областью. Хлодвиг в битве при Суассоне разбил Сиагрия и присоединил его область, т. е. страну на юг до Луары. Открыв затем военные действия на востоке против аллеманов , живших по среднему и нижнему Рейну, Хлодвиг нанес и им сильное поражение, после которого часть аллеманов признала свою зависимость от Хлодвига.

Аллеманская война повлияла на обращение Хлодвига в христианство. Уже раньше некоторое влияние в этом отношении могла оказать его супруга Клотильда, христианка-кафоличка, т. е. придерживавшаяся православных постановлений Никейского и Халкидонского Вселенских Соборов. В самый разгар битвы Хлодвиг дал обет принять христианство, если ему будет дарована победа. Аллеманы были побеждены, и Хлодвиг из рук епископа Ремигия в Реймсе принял крещение. Вместе с ним крестились 3000 франков. В этом факте особенно важно отметить, что Хлодвиг принял крещение по кафолическому обряду: у него не могло быть религиозных недоразумений с покоренным римским населением, от чего страдали другие германские арианские государства; а кроме того, православие франков сразу облегчило сношения их правителей с папами, которые в последующей истории франков сыграют очень важную роль.

Хлодвиг не остановился на указанных военных предприятиях. После победоносной войны с вестготским королевством, которое, как мы знаем, занимало юго-запад Галлии и часть Пиренейского полуострова, Хлодвиг присоединил область от Луары до Гаронны. После войны с бургундским королем на юго-востоке Галлии Бургундия также признала зависимость от Хлодвига.

В то время, когда Хлодвиг производил свои завоевания, византийский император Анастасий I пожаловал его почетным званием консула и этим самым в глазах галльского населения как бы подтвердил власть Хлодвига во вновь завоеванных областях. О какой-нибудь действительной зависимости Хлодвига от Анастасия не могло быть и речи, так как византийский император находился слишком далеко и у него не было сил дать почувствовать франкскому королю подобную зависимость. К концу своего правления Хлодвигу удалось объединить под своею властью другие франкские племена, так что в момент своей смерти в 511 году он оставил своим наследникам обширное, сильное, объединенное христианское государство.

При ближайших преемниках Хлодвига, несмотря на раздоры между правителями и разделы государства между родственниками королевского дома, франкское государство к половине VI века разрослось на юго-востоке и востоке за Рейном благодаря присоединению германских племен — бургундов, тюрингов и баваров.

Франкское государство своим усилением и победами было обязано главным образом своему королю. Поэтомукоролевская власть при Хлодвиге оченьусиливается; вместе с тем исчезают прежние народные собрания, которые не подходили уже к разросшимся размерам франкского государства. Король стал не только сильным своею властью, но и самым богатым человеком в государстве, так как новые завоеванные земли поступили в личное его владение, что сделало его самым крупным землевладельцем. Для совещания о делах король созывал собрания своих главных представителей (магнатов), светских и духовных; но созыв таких собраний для короля не был обязателен. При короле находились его друж и н ник и - а н тру с т ионы; в духовенстве главное значение имели епископы. Для управления областями (графствами) королем назначались г ρ афы, которые всецело от него зависели. Для королевского двора, дворца (palatium), не было пока еще определенного места, и он переезжал из одного города в другой.

Когда создалось большое государство, то почувствовалась необходимость писаных законов; в это время и появились записи германского обычного права, так называемыеварварские правды.Для франкского государства, во время Хлодвига, была написана Са лическая правда. Из нее мы видим, что во франкском государстве было четыре сословия: 1) свободные, 2) полусвободные (литы), 3) рабы и 4) римляне, т. е. вновь покоренное население Галлии. Главным наказанием за преступление служил денежный штраф, так называемая вира (вергельд); за знатного вира была больше, чем за обыкновенного человека; более высоким штрафом карались также преступления против женщин и детей.

Преемники Хлодвига. При преемниках Хлодвига, при частых разделах государства между братьями, выделились из франкского государства четыре области: Нейстрия на западе, по обеим сторонам Сены; Австразия на востоке, по обеим сторонам Рейна; Бургундия на юго-востоке, по Роне и Соне, и Ак в и τ а ни я на юго-западе, между Луарой и Пиренеями. Франкские короли после смерти Хлодвига в своих походах и при разрешении внутренних недоразумений поддерживались своими дружинниками, которые требовали за свои услуги вознаграждения. Король награждал их, как и вообще многочисленных своих чиновников, раздачею земель; мало-помалу запас земель у короля истощился, и наряду с обедневшим королем оказались крупные землевладельцы, которые иногда по силе могли поспорить с королем. Королевская власть стала слабеть; ей приходилось все чаще и напряженнее бороться со своею з е м е л ь н ою з н а т ью. В начале VII века, при короле Хлотаре II, земельная знать от него добилась крупных уступок, перечисленных в эдикте 614 года, и, можно сказать, ограничила его власть.. Постепенно областные правители, графы, становились самостоятельными, независимыми от короля правителями и даже передавали свою должность правителя по наследству своим детям. Чувствуяослабление центральной власти, некоторые племена восстановили свою независимость.

Среди этого беспорядка и смут одна должность особенно выделилась и достигла наивысшей власти: это была должность управляющего дворцом. Управляющий дворцом, палатный мэр, илимайордом (major domus), в VI веке ничем еще не выделялся из ряда многих других должностей; в VII же веке он стал занимать первое после короля место. Самое управление дворцом, где сосредоточивался в течение довольно долгого времени центр государственной жизни, давало много поводов для усиления влияния этой должности. Майордом заведовал королевским имуществом, королевскими доходами; он был начальником дворцового управления и имел наблюдение над всеми, кто во дворце находился; позднее, во время малолетства короля, он заботился о его воспитании; в отсутствие короля он заменял его как председателя королевского суда; невольно графы и герцоги попали также в некоторую зависимость от майордомов. Таким образом, власть майордомов росла, оттесняя мало-помалу власть короля на второй план. Дальнейшему возвышению майордомов помогло и то обстоятельство, что Меровинги в VII веке, за немногими исключениями, были слабыми и неспособными, "ленивыми" государями, бесполезно тратившими свои силы в междоусобиях; майордомы же в том же VII веке выставили лицо очень деятельное и способное, которому удалось эту должность сделать наследственной в своей семье.

Во второй половине VII века франкское государство делилось на три королевства, Нейстрию, Австразию и Бургундию; в каждом из них был свой палатный мэр. В это время в Австразии выдвинулся майордомПвпин Средний, илиГеристальский, который, одержав победу над другими майордомами и совершенно отстранив от дел слабых Меровингов, захватил всю власть в государстве и сделал должность майордома наследственною в своей семье. Сын и преемник егоКарл Мартелл действовал также как самостоятельный государь, не обращая никакого внимания на королей из Меровингов. Ведя удачные войны на востоке и севере с баварами, аллеманами и фризами, Карл Мартелл особенно прославился своею победою в 732 году около Пу а т ь е над арабами, которые, завоевав в начале VIII века Пиренейский полуостров, начали затем производить вторжения в области Галлии. Своей победою над арабами Карл Мартелл отбросил их обратно на юг, на полуостров, и этим самым спас христианскую Европу от возможного мусульманского завоевания или, по крайней мере, опустошения.

Войско за все эти походы требовало себе награды. Не располагая достаточным количеством земли для раздачи воинам, так как его предшественники уже раздали в награду королевские земельные владения, Карл Мартелл стал отбирать в казну духовные земли, которыми в изобилии владели церкви и монастыри. На некоторое время у Карла Мартелла нашелся новый источник для награждения своих воинов. В это же время во франкском войске под влиянием столкновений с арабами происходит изменение: в нем наряду с пешим войском появляется конница, которая гораздо успешнее и удобнее могла сражаться с легкою и подвижною арабскою конницей.

За все свои победы Карл впоследствии получил прозвание Мартелла, т. е. Молота.

Сын и преемник Карла МартеллаПипин Короткий очень ловко и умело довершил начатое его предшественниками дело, т. е. заменил окончательно прозябавшую династию Меровингов новой династией из своего рода. Для этого он снарядил посольство в Рим к папе Захарию,у которого от имени Пипина оно спрашивало совета "относительно королей, которые у франков тогда существовали и которые носили королевское имя, не имея королевской власти". Папа, предвидя, какую помощь в будущем, особенно ввиду опасного соседства с лангобардами, он может получить от франкского государя, ответил Пипину, что "лучше называть королем того, кто имеет власть, чем того, кто ее лишен". Получив благоприятный ответ от папы, Пипин тотчас же приступил к решительным действиям. Он созвал собрание в Суассоне, которое и провозгласило егокоролем'. Последние представители Меровингской династии, Хильдерик III и его сын, были пострижены и заключены в монастырь (752). На франкском престоле появилась новая династия, получившая от часто встречавшегося в этом роде имени Карла название династии Каролингской, или Каролингов.

' Пипин Короткий был провозглашен королем в 751 г.

Церковная и политическая деятельность св. Бонифация. Карл Мартелл и Пипин Короткий понимали, что распространение христианства и устроение церковного управления в германских странах теснее сблизят последние с франкским государством. Еще раньше отдельные проповедники (миссионеры), особенно из Ирландии и Шотландии, приходили к германцам и распространяли среди них христианство. Но это были лишь единичные попытки; каждый действовал, так сказать, на свой страх; какого-нибудь общего руководительства миссионерской деятельностью этих проповедников не было; поэтому и результаты подобной деятельности не могли быть особенно обширными. В VIII веке жил и действовал главный просветитель Германии Винфрид, более известный под своим позднейшим именем Бонифация, родом англосакс.

С юных лет увлеченный жаром проповедничества, Бонифаций посвятил всю свою трудовую жизнь просветительной деятельности среди германцев, а именно среди фризов, гессенцев, тюрингов, баваров и аллеманов. От прежних миссионеров Бонифаций отличался тем, что действовал от имени папы. Отправившись в Рим, Бонифаций просил у папы указаний и, получив от папы сан епископа Гессена и Тюрингии, дал клятву в том, что он будет сохранять чистоту веры и служить во всем римской церкви. Таким образом, Бонифаций отправился в Германию представителем папства, исполнителем его приказаний и устроителем там церкви по римскому образцу; он хотел жить и умереть "на служении святому престолу" (in servitio apostolicae sedis). Но вместе с тем Бонифаций понимал, что без поддержки светской власти Карла Мартелла, а позднее его сыновей, он не сможет довести своего дела до конца в тех землях, из которых многие находились в зависимости от франков. Карл Мартелл охотно пошел навстречу желанию Бонифация и дал ему охранную грамоту, которая ставила проповедника под защиту франкских правителей и чиновников. Итак, в просветительном предприятии Бонифация пошли рука об руку две власти: духовная власть папы и светская власть франкского правителя, что для дальнейшей истории развития франко-папских отношений имело серьезное значение. Бонифаций в германских землях строит церкви, монастыри, основывает епископства и посвящает с разрешения папы епископов.

В VIII веке замечается падение церкви в самом франкском государстве. Духовенство перестало заботиться о церкви и духовной жизни; духовные приобретали себе земли, вели светский образ жизни, участвовали в охоте, расхищали церкви и монастыри; соборы для обсуждения церковных вопросов почти не созывались. При сыновьях Карла Мартелла Бонифаций приступил к преобразованию франкской церкви. Был созван собор, который постановил следующее: соборы должны созываться ежегодно для наблюдения над правильностью церковной жизни; священники должны подчиняться епископам, над которыми стоит архиепископ; в монастырях должен быть введен строгий устав св. Бенедикта; духовенство должно исправить свой недостойный образ жизни; ему запрещалось носить оружие, вести войну, охотиться и т. д. При этом преобразованная франкская церковь ставилась в зависимость от папского престола.

Окончив, не без крупных неприятностей, трудное дело преобразования франкской церкви, Бонифаций решил остаток своей жизни посвятить тому своему любимому делу, с которого он и начал свою многополезную деятельность. Он покинул франкское государство и, несмотря на свой восьмидесятилетний возраст, направился к грубым язычникам фриз а м проповедовать слово Божие. Однажды утром вооруженные фризы напали на стоянку Бонифация и убили его (в 754 году)'.

Деятельность Бонифация в истории средних веков имеет очень большое значение. Он обратил в христианство многие языческие германские народы и, являясь сам представителем папы и интересов римской церкви, поставил в духовном отношении вновь обращенные области в зависимость от Рима. Затем своею усердной деятельностью во франкском государстве по вопросу о преобразовании церкви он сблизил последнюю с церковью римскою, франкских правителей с папами, и этим самым подготовил одно из важнейших событий средневековой истории —союз франкских королей с папством.

Союз между франкскими королями и папами. Возникновение папского государства. В VIII веке папы переживали тревожное время из-за угрожающего положения лангобардов. Их короли имели определенное намерение овладеть Римом. Преемник папы Захария папа Стефан II решил обратиться за помощью к франкскому королю. Для этого он предпринял далекое путешествие ко двору Пипина Короткого. Торжественно встреченный последним, папа в часовне бросился к ногам Пипина и умолял его взять на себя защиту "дела св. Петра". Король дал папе клятву сделать все возможное, чтобы освободить его от лангобардов, и обещал в скором времени предпринять поход в Италию. В награду за это папа помазал на царство Пипина, его супругу и детей, пожаловал ему титул "римского патриция" и запретил франкам под страхом отлучения выбирать себе королей не из рода Пипина. Помазание на царство Пипина папою, конечно, в глазах народа еще более укрепило власть новой династии.

Согласно своему обещанию, Пипин двинулся в поход на лангобардов в Италию, победил их и по договору с лангобардским королем получил от него Равенну и другие города, входившие прежде в состав равеннского экзархата. После заключения договора Пипин передал в 754 году полученные города во владение папе и тем положил основаниепапского государства,или, как его часто называют, церковной области'. С этих пор папа перестал быть лишь духовным главою западноевропейского мира: он стал и светским государем в Италии.

'Пипин Короткий предпринял два похода против лангобардов. Папское государство образовалось в 756 г.


Наши рекомендации