Чтение согласных, передающих один звук
Чтение согласных, передающих один звук
Буква В, b [bi:] передает звук [b]
F,f[ef] „ „ [f]
M,m[em] „ „ [m]
S, s [es] передает звуки [s]или[z]
V, v [vi:] передает звук [v]
Z,z[zed] „ „ [z]
Звуки следующей группы (в отличие от соответствующих русских) артикулируются кончиком языка, который слегка касается альвеол (бугорков над верхними зубами):
Буква D, d [di:] передает звук [d]
L,l[el] „ „[1]
N,n[en] „ „ [n]
T,t[ti:] „ „ [t]
Буквы k [kei], p [pi:], которые передают глухие звуки [k], [p], в отличие от русских вариантов, произносятся с придыханием; при их произнесении необходимо увеличить силу воздушной струи, чтобы разорвать сомкнутые органы речи: для [kh] — заднюю спинку языка и мягкое нёбо; для [ph] — губы. С придыханием произносится и глухой альвеолярный звук [th].
Чтение гласных в открытых положениях I и II
Чтобы уметь правильно читать по-английски, необходимо знать алфавитные названия всех букв, передающих гласные звуки. Они следующие:
A, a [ei] I, i [ai] О, о [ou]
E,e[i:] Y, y[wai]1 U, u [ju:]
Чтение гласной зависит от ее положения в слове.
Чтение гласных в I jv типе слога.
В I типе слога (открытом) все гласные читаются так, как называются в алфавите, т. е. в основном как дифтонги2. При открытом положении слово оканчивается: ударной гласной (односложные слова), например: me, no, или за ударной гласной следует одна согласная (любая, кроме буквы г) и еще гласная, причем часто это бывает буква е, которая не читается. Например: take, note.
Все остальные гласные в безударном положении ослабляются, при этом:
1. гласные а, о, u произносятся как звук [ә]. Например: ago [ә'gou], obtain [әb'tein], support [sә'po:t];
2. гласные е, i, у произносятся как звук [i]. Например: debate [di'beit], divide [di'vaid], synthetic [sin'иetik].
1 Буква увсегда дублирует букву i в соответствующем положении.
2 Дифтонг — сложный звук, состоящий из двух элементов, например: [ou], [ei].
При чтении слов надо помнить, что все английские согласные произносятся энергично, твердо. За этим нужно особенно следить, когда согласные произносятся перед звуками [i:] и [ei].
Буква а в открытом положении I передает звук [ei].
Exercise I
a[ei] — date, lake, late, make, data, be'have, mis'take, de'bate, a'maze
Буква е в открытом положении I передает звук [i:].
Exercise 2
e[i:] — he, she, me, be, eve, Pete, mete
Буквы i и у в открытом положении I передают звук [ai].
Исключения: live[liv], give[giv].
Exercise 3
i, y[ai] — I, mine, like, five, time, life, in'vite, de'fine, ar'rive, pro'vide, final, minus
my, by, try, fly, type, re'ly, ap'ply, sup'ply, re'ply
Буква о в открытом положении I передает звук [ои].
Исключения: do[du:], two[tu:].
Exercise 4
o [оu]— no; hope, zone, pole, note, stone, open, 'total, 'proton, a'go, re'mote, ex'pose
Буква и в открытом положении I передает звук [ju:], но после букв j, 1, г — передает звук [и:].
Exercise 5
u[ju:] — tube, use, mute, tune, 'human, 'unit, 'super, 'student, 'pupil. Ho: rule, jute, blue [u:].
Ударная гласная читается так, как называется в алфавите, если она отделена от следующей гласной двумя согласными, из которых вторая — буква l.
Exercise 6
able, table, stable, fable, sable, rifle, trifle, sidle, noble, bugle
Чтение согласных s и r
Буква s может передавать два звука:
[s] — в начале слова (всегда) и в конце слова (после глухой согласной). Например: same, so, stone, takes, dates, stops.
[z] — в конце слова после гласных и звонких согласных и, как правило, между двумя гласными. Например: as, his, planes, pens, beds, ex'pose, ad'vise.
Исключения: us[ʌs], bus[bʌs].
Exercise 7
side, size, same, sky, stoves, lakes, poles, fogs, types, re'fuse, plays, 'sisters
Буква г, как правило, передает звук [r]. Чтобы правильно произнести этот звук, надо поднять кончик языка за альвеолы (бугорки над верхними зубами) и затем произнести звук [г]. Язык не должен вибрировать как при произнесении русского [р]. Если этот звук не получится, надо произнести звук [б:] и медленно поднимать кончик языка, заводя его за альвеолы [б:б:б:¦rrr].
Exercise 8
r [r] — rate, frame, drive, rise, dry, try, rules, role, broke, froze Буквосочетания ar, er, or в безударном положении в конце слова
произносятся как звук [ә].
Exercise 9
'metre, 'driver, 'motor, 'maker, 'rotor, 'skater, 'sizer, 'liner, 'over, radar ['reidб:], solar ['soulә]
Drill
Прочтите следующие слова, повторяя их за диктором:
plates, me, fine, type, tones, fuse, made, 'metre, pro'vide, ap'ply, a'go, a'muse, be'have, 'Peter, de'fme, re'mote, re'fuse, 'total, 'final, 'motor, 'skater, 'solar, 'driver, 'typist.
Чтение гласных в IV типе слога. ( гласная+ RE)
В IV типе слога все гласные читаются как дифтонгиили трифтонги1,последним элементом которых является нейтральный гласный [ә]. При произнесении этого звука язык плоско лежит в ротовой полости; кончик языка — у нижних зубов; звук ненапряженный, похож на русский гласный в безударном положении в словах: парча, туча.
В IV типе слога за ударной гласной следует буква r+гласная, причем, если гласной является е, которая не читается, буква rне произносится; перед всеми другими гласными она передает звук [r]. Например: careful, но: various.
Буква а в IV типе слога передает звук [еә]. Обратите внимание на то, что первый элемент дифтонга очень открытый.
Exercise 10
Drill
Прочтите следующие слова, повторяя их за диктором:
pile, spire, same, stare, mule, fly, tyre, pole, sere, zone, sore, flame, bare, vine, tire, dyne, lyre, mere, fume, era.
Exercise 18
sh [∫]— shine, shade, shame, she, shy, shave, share, shore
Drill
Прочтите следующие слова, повторяя их за диктором:
hike, tame, shave, wrote, dyne, rare, spare, wore, wide, type, pure, mere, eve, mute, woke, stores, spikes, styles, bare, notes
Чтение диграфов1(буквосочетание, состоящее из двух букв)
1. В буквосочетаниях ai, ay, ее, ea, оа, ui, когда они стоят под ударением, читается только первая гласная: она произносится так, как она называется в алфавите.
Exercise 19
rain, main, way, day, speed, steel, need, beam, heat, coal, road, boat, suit, fruit, a'gain, a'way, be'tween, relay, pro'ceed, in'deed, re'read, ap'proach
2. В буквосочетании ie читается только вторая гласная (так, как она называется в алфавите).
Exercise 20
ie [i:] — field, piece, be'lieve, relieve
3. Буквосочетание оо читается как звук [и:].
Исключения: foot[tut], room[rum], good[gud].
oo [u:] — too, soon, moon, groove, pool, proof, balloon
Если за буквосочетанием ооследует буква k, оно передает крат кий звук [u].
Exercise 22
оо [u] — book, look, took, hook, rook, brook
4. Буквосочетания oi, oyчитаются как звук [ɔi].
Exercise 23
oi, oy[ɔi] — oil, boil, point, toil, toy, boy, loyal, de'stroy, a'vou
5. Буква о перед буквосочетанием ldпередает звук ,[ou].
Exercise 24
old[ou] — old, cold, told, hold, mold, fold, golden
6.Буквосочетание ouпередает звук [au].
Исключения: country['kʌntri], double['dʌibl], enough[I'riʌf], group[gru:p]
Exercise 25
ou[au] — out, round, found, sound, 'outlook, ground, 'outer, a'bout, a'mount, pro'found, sur'round
7. Буквосочетание owпередает два звука: [ou], когда стоит в конце слова (в ударном и безударном положении), и [au] — во всех остальных случаях.
Исключения: now, cow, how, al'low.
Exercise 26
ow [ou] — know, grow, show, flow, 'arrow, 'narrow, 'Moscow, 'fellow
Exercise 27
ow [au] — down, brown, 'power, 'tower, 'shower, 'flower, frown
Исключения: row, bow;в этих словах сочетание owможет произноситься как [оu] и [аu] в зависимости от значения слов.
Drill
Прочтите следующие слова, повторяя их за диктором:
brain, say, speak, speech, load, shook, fruit, steam, raise, 'tower, slow, blow, 'easy, ex'ploit, de'gree, de'feat, 'railroad, ray, mount, moist, pound, moon, hold, 'power, pay, paid, 'fellow
Control Exercises
I. Прочтите следующие слова самостоятельно, а затем прослушайте контрольное чтение диктора:
skates, frames, in'vite, wrote, try, tube, pre'pare, fire, mere, be'fore, type, sounds, rooks, 'powder, soon, freeze, a'gainst, be'low, di'vide, various, de'sire, ap'peal, aid, a'lone, a'live, a'gree, least, main'tain, means, grow, brown, pipe, 'shallow, aim, feel, told, a'mount, 'outside, 'Moscow, know, 'power, re'ceive, pure, shore, 'seaside, steel, sere, 'follow, 'tower, speed, 'metre, Vary, 'golden, 'treatment, raise, field, be'lieve, 'reason, em'ploy
П. Прочтите следующие сочетания, повторяя их за диктором. Обратите внимание на слитность чтения:
to 'read a 'paper, to 'read a 'book, to 'write a 'note, to 'go a'way, to 'take a 'tool, to 'choose a 'proof, the 'same 'treatment, 'solar 'rays, a 'laser 'beam, in 'outer 'space, to 'grow 'fruits, to ar'rive in the 'town, to sur'round the 'house, to 'make a 'speech, the 'zero 'reading, 'pure and 'loud 'sounds, a 'steel 'needle, to 'ground the 'wire, to 'meet the 'needs, to at'tain 'various 'speeds, to re'peat the 'rules a'gain, to 'leave 'home be'tween 'five and 'nine, to ob'tain 'data, 'coal 'mines and 'oil 'fields, to 'use a 'slide-rule, to 'make a mis'take, 'read a'loud, the 'main 'types of 'tubes, to pre'pare the 'paper, to de'stroy the 'boiler, be'low 'zero, 'down the 'street, 'mean 'time, to 'speak be'fore the 'students, to 'write 'briefly, 'about the 'types of 'loads, to 'fly in the 'sky, at the 'same 'time, the 'tyre is 'fine, to 'raise 'power, an 'old 'type of 'motor, to 'found a 'town, to 'know 'how to 'use the 'tool, to 'heat the 'boiler 'during the 'day, at the dis'posal of the 'students, to 'go to 'Poland, to be'lieve in the a'chievements in 'this 'field, to 'mount the 'boiler, in the re'mote 'zone, the 'trailer is 'good in'deed, to 'stay in 'town, to 'go 'down to the 'country, to 'read and 'write 'nicely
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Во второй части дается чтение гласных в закрытых положениях I и II, чтение согласных с и g и некоторых буквосочетаний. Прежде чем приступить к работе над следующими правилами чтения, прочтите сравнительное упражнение, чтобы повторить материал первой части:
раnе — pain — play — pare fuse — rule — suit — furious
mete — meet — mean — mere tone — toy — toil — trout —
bite — fry — fire — tyre trowel — trow — toast — tore
Exercise 31
u [ʌ] — up, must, sun, plus, but, bus, bulb, pulse, 'number, 'hundred, 'publish, 'rubber, 'sulfur, re'sult, be'gun, en'trust
Буква о в закрытом положении I передает звук [ɔ].
Exercise 32
о[ɔ] — on, not, off, stop, drop, 'hollow, 'offer, 'follow, u'pon, a'dopt, in'volve, dis'solve
Буква о перед m, n, th, v передает звук [ʌ].
Исключения: both[bouи], over['ouvә].
Exercise 33
о [ʌ] — some, come, 'London, son, front, 'Monday, a'mong, month, 'mother, 'brother, 'other, a'nother, love, gloves, 'govern, a'bove, 'cover, re'cover
Если в двусложном слове гласная безударного слога передает звук [i], то ударная гласная произносится кратко.
Исключением является буква u, которая читается в этом случае по общему правилу: 'duty, 'cubic, 'music.
Exercise 34
'limit, 'polish, 'visit, 'solid, 'body, 'city, 'finish, 'habit, 'merit, em'body, 'rapid, 'planet
Drill
Прочтите следующие слова за диктором:
belt, fit, bad, run, solve, 'rapid, man, wrest, come, dull, loss, front, re'sist, at'tack, pre'vent, 'distant, 'system, 'summer, 'upper, 'manner, 'butter, a'bove, em'body, 'simple, un'til, 'polish, ad'mit, some, extra, ex'pense, 'handle, him'self, 'instant, ex'pensive, 'effort, 'planet, 'settle, 'happen, sus'pend, 'London
Drill
far — for — fern — fir — fur; bar — born — berth — bird — burn; dark, storm, first, nurse, a'part, de'form, re'fer, re'turn, 'girder department, ab'sorb, ob'serve, 'furnish, e'ternal, re'port, in'form, in'ternal, 'market, i'nert, 'harden, 'terminal, ex'port
Чтение буквы у
В открытом положении I буква у передает (так же, как i) звук [ai]. В закрытом положении I и в безударном положении буква у передает звук [i].
Exercise 40
у[ai, i] — my, myth, 'mystery, try, 'system, 'entry, type, ap'ply. 'happy, fly, 'tiny, 'hobby, im'ply, 'navy, re'ly, 'plenty, 'typist, 'ruby, 'rally, re'ply, 'fifty
Буква у в начале слова перед гласными передает согласный звук [j].
Exercise 41
y[j] – yes, yet,yoke, yard, 'yellow, yarn, yield
Итак, буква у может передавать три звука: [ai], [i], [j]. При чтении обращайте внимание на ее положение в слове.
Control Exercise
Прочтите следующие слова самостоятельно, а затем прослушайте контрольное чтение диктора:
am — arm; spot — sport; fist — first; set — serve; but — burn; at'tract, a'partment, 'rapid, u'pon, afford, ex'press, re'verse, 'limit, re'sist, 'firstly, re'sult, oc'cur, as'semble, 'purpose, 'rubber, be'yond, dis'tort, 'offer, pre'vent, 'turner, re'semble, re'fer, store, 'surface, 'govern, 'temper, 'empty, 'terminal, 'hammer, en'large, im'mense, some, 'shorten, de'termine, 'common, 'starter, 'number, 'turbine, yard, development, yield, dis'turb, sup'port, 'supper, ap'ply, 'system, put, push, full,ab'normal, a'bove, de'serve
Чтение буквосочетаний qu, ck, ch и букв j, с, g
1. Буквосочетание qu передает два звука [k] и [w] = [kw]. Следующая за этим сочетанием гласная читается по правилам.
Exercise 42
qu [kw] — quite, quote, 'equal, quest, re'quest, 'liquid, 'squirrel, square, a'cquire, re'quire, e'quip, 'frequent, a'cquaint
2. Буква j [dӡei] передает сложный звук [dӡ]. Этот звук слышится в английских именах Джон и Джим.
Exercise 43
j [dӡ] — job, jet, jam, Jim, jump, June, just, join, July, en'joy, Ja'pan, a'djust, 'injury
3. Буквосочетание thпроизносится как звук [ð] в служебных словах (артикль, союзы и т. д.), местоимениях и между двумя гласными. Чтобы произнести этот звук правильно, надо положить распластанный кончик языка на нижние зубы; между поверхностью кончика языка и верхними зубами образуется щель, через которую проходит струя воздуха; губы растянуты.
Exercise 44
th[ð] — the, with, wi'thout, then, than, this, these, thus, they, that, those, their, there, them, bathe, lathe, other, a'nother, 'mother, 'further
Во всех остальных случаях это сочетание произносится как звук [и], т. е. артикулируется так же, как [ð], но произносится без участия голоса.
Exercise 45
th[и] — three, thank, thin, think, third, 'thirty, 'thousand, throw, fifth, eleventh, south, 'thermal, depth, length, month
Drill
Прочтите следующие слова, повторяя их за диктором:
'number — 'numerous; hum — 'human; 'proton — 'prosper; late — 'latter; 'super — 'supper; them — theme; 'typist — 'system; fuss — fuse; tin — 'tiny; met — 'metre; thus, 'noble, depth, 'yellow, just, wi'thout, e'quipment, 'method, a'djust, be'yond, re'quire, 'thermal, square, able, 'injury, 'frequent, 'hardly, dis'order, dis'turb, in'ternal, 'turbine, re'serve, 'firmly, i'nert, import, 'furnish, a'djoin, 'jet-liner, e'quation, 'merit, 'polish, equivalent
Буква с передает звуки: [s] — перед гласными е, i, у, например: cent, decimal, cycle; [k] — во всех остальных случаях, например: саn, cut, crane.
Exercise 46
place, screen, 'centre, ice, 'icy, car, can, come, came, club, 'cubic, 'compass, price, curve, peace, 'justice, twice, 'local, 'cycle, cell, force, 'corner, coast, close, since, space, 'frequency, con'duct, ac'cept, 'ser-'vice, 'arctic, 'acid, re'duce, e'lectron, 'comfort, con'sume, re'cover, 'city, an'nounce, re'flect, com'puter, suc'cess, re'sistance, se'cure, pro'duce, con'trol, 'cabin, con'vert, pro'tect, 'factor, de'vice, 'copper, dis'cuss, ac'count, 'substance, 'copy, con'veyer, de'scribe, ex'ceed
4. Буквосочетание ckчитается как один звук [k].
Exercise 47
ck [k] — back, clock, stick, quick, lack, shock, 'rocket, blo'ckade
5. Буквосочетания ch, tchчитаются как звук [t∫].
Exercise 48
ch[t∫] — check, inch, children, reach, bench, much, choose, chose, chief, 'teacher, switch, march, stretch, at'tach, en'rich, 'chapter, 'channel, ap'proach
Буквосочетание ch в словах латинского и греческого происхождения читается как звук [k]. Это в основном слова, относящиеся к группе интернациональных слов.
Исключение; machine[mә'∫i:n].
Exercise 49
ch[k] — 'chemist, 'chemical, 'chemistry, 'epoch, scheme, school, 'technical, me'chanic, 'character, 'mechanism
6.Буква g передает звуки:
[dӡ] — перед гласными е, i, у, например: page, gin, 'Egypt
[g] — во всех остальных случаях, например: gap, globe, big
Исключения: get[get], give[giv], girl[gә:1].
Exercise 50
page, gun, 'gentle, grade, huge, 'Egypt, game, judge, egg, 'engine, large, charge, gorge, 'college, ex'change, en'gage, grid, 'tungsten, i'magine, 'argon, 'angle, en'large, de'gree, 'grammar, 'logic, grade, dis'charge
Drill
Прочтите следующие слова, повторяя их за диктором:
quick, 'shorten, change, 'chemist, at'tach, 'pocket, shoot, me'chanical, en'large, re'public, age, a'go, 'capable, chain, 'article, ar'range, clean, cure, 'circle, 'cycle, 'epoch, length, 'recent, block, 'region, place, com'bine, 'process, 'crystal, 'technical, 'subject, 'object, 'justice, there, thick, 'practice, 'traffic, gorge, 'struggle, 'frequent, 'liquid, sug'gest, 'mechanism
Control Exercises
I. Прочтите следующие слова самостоятельно, а затем прослушайте контрольное чтение диктора:
dam — made — 'major — card; de'clare — 'various — chain — a'way; lest — she — 'metre — com'plete — re'serve — se'vere — be'tween — least; tin — e'quip — time — twice — 'liner — first — tired — en'tire; job — dis'solve — in'form — be'fore — choose — look — 'coating — ac'count; 'thunder — us — use — 'unit — curve — se'cure — sup'port — 'ruby — rule — suit — tube; ad'vice, 'perfect, com'puter, steel, en'joy, Ju'ly, 'squirrel, 'equal, wrote, these, 'differ, 'careful, en'tire, here, 'hardly, poor, rare, 'concept, pre'cise, en'close, 'candle, dis'cuss, since, fire, 'office, 'technical, 'chemist, length, 'circuit, 'cycle, me'chanics, 'urgent, 'complex, 'process, re'quire, suc'cess
П. Прочтите следующие сочетания, повторяя их за диктором. Обратите внимание на слитность чтения:
to a'djust the 'mechanism, to 'check up 'frequency, 'perfect 'coatings, to dis'solve in the 'liquid, to 'count the 'cycles, pre'cise 'system, 'complex ma'chine tools, the en'tire 'thickness, to pro'duce 'these pre'cise de'vices, the 'strength of the 'mechanism, an e'normous a'mount of 'books, to be en'gaged in re'search, 'take it into ac'count, to 'deal with the 'subject, to com'bine re'search with 'practice, to 'enter 'school, to re'turn in a 'week's 'time, to de'termine the 'length of the 'wave, to ob'tain suc'cessful re'sults, ex'tremely 'complex com'puters, to 'meet the requirements, to pro'duce 'power on a 'large 'scale, to dis'cuss 'major 'problems, the e'quipment of the 'shop, to a'cquaint with the 'method, to de'scribe the 'substances, a'nother ap'proach to the 'subject, to 'put into 'practice, to 'change 'frequency, in the a'bove 'chapter, to at'tain 'good re'sults, an 'extra'mural 'student, in 'front of the 'house, 'quite the 'same 'liquid, to 'struggle for 'peace and 'freedom
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
В третьей части дается чтение уже известных диграфов в сочетании с буквойr, а также некоторых новых буквосочетаний. Прежде чем приступить к работе над новым материалом, прочтите предлагаемое сравнительное упражнение, чтобы повторить материал предыдущих двух частей:
ham — harm — hate — hay — hail — hare
met — merge — mete — mean — meet — mere
top — torn — tone — toy — toil — tool — town — trout — tore
ship — shirt — shine — shire
cut — curt — cute — bruit — curious
Drill
Прочтите следующие слова, повторяя их за диктором:
'easy, tear, sea, laid, lair, ounce, flour, crowd, sour, scout, hour, ear, earth, veer, rear, 'fairness, shear, ca'reer, snear, learn, pair, worst, raft, draft, 'after, 'rather, bath, 'father, 'warming, ward, warm, was, 'quantity, e'quality, 'qualify, quake, wave, palm, calm, class, pass, fast, cast, chance, task, hall, 'almost, 'also, salt, stall, stalk, France, branch, ad'vance
Exercise 62
motion, session, nation, fraction, in'duction, .revolution, pro'fession, mission, com'mission, dis'cussion, 'cession, 'junction, e'mission
3. Буквы с и t перед i+ гласнаяв безударном положении передают звук [∫].
Exercise 63
'special, mu'sician, elec'trician, 'ancient, 'specialist, .speciality, 'social, 'socialist, appreciate, provincial, 'racial, po'tential, technician, efficient, efficiency, ,statis'tician, i'nitial, 'partial, 'partially, 'quotient, es'sential, sub'stantial, mi'litia, 'ratio, 'patient
4. Буквосочетание ngпередает звук [ŋ]. Подобного звука нет в русском языке. Чтобы произнести этот звук, нужно сделать вдох через нос с широко открытым ртом (кончик языка находится у нижних зубов). Затем, сохраняя это положение органов речи, надо произнести звук, выдыхая воздух через нос.
Exercise 64
ng[ŋ]—sing, long, hang, bring, wing, song, strong, ring, thing, 'morning
Перед звуками [1], [r], [w] это же сочетание передается двумя звуками [ŋg].
Exercise 65
ng[ŋg]—'English, 'angry, 'angle, 'single, 'mingle, 'England, 'language
5. Буквосочетание nkпередает два звука [ŋk].
Exercise 66
nk[ŋk] — ink, drink, drank, bank, tank, thank, 'banker, 'tanker, 'thinker
Drill
Прочтите следующие слова, повторяя их за диктором:
'regular, 'cinema, 'typical, 'ratio, 'amplitude, technology, development, 'mystery, ne'cessity, es'sential, 'patience, 'evening, spring, 'angle, 'angry, 'language, think, po'tential, sink, tank, i'nitial, .manufacture, 'literature, 'structure, ,speci'ality, .politician, financial, 'ancient, vi'bration, .graduation, 'motion, tra'dition, im'pression, com'mission, ca'pacity, re'pulsion, appreciate
6. Буквосочетание ew,как правило, передает звук [ju:]; после букв r, j, 1 — звук [u:].
Exercise 67
ew[ju:], [u:] — new, few, stew, dew, screw, pew, 'Newton, grew, flew, blew, 'jewel, drew, clew
7. Буквосочетания au, awпередают звук [ɔ:].
Exercise 68
au, aw[ɔ:]— pause, 'author, fault, 'autumn, 'August, launch, ,auto'mation, be'cause, law, saw, draw, raw, dawn, lawn
8. Буква iчитается так, как называется, перед буквосочетаниями ld, nd.
Exercise 69
i [ai] — mild, child, wild, grind, mind, kind, find, be'hind, wind
9. Буквосочетание phпередает звук [f].
Exercise 70
ph[f]— phone, 'telegraph, philosophy, ,philo'sophical, 'physics, 'physical, 'atmosphere, phe'nomenon, 'graphically
10. В буквосочетании wh читается буква h, которая передает звук [h], если за сочетанием следует буква о.
Exercise 71
wh [h] — who, whose, whom, whole, whoop
В остальных случаях в этом же сочетании читается буква w, которая передает звук [w].
Exercise 72
wh [w] — when, 'why, what, which, 'whistle, white, 'whisper, whirl, wheel
11. В буквосочетаниях gn, knбуквы g, k не читаются.
Exercise 73
gn, kn[n] — knife, know, knew, knock, knot, knee, gnat, 'gnostic
Если буквосочетанию gnпредшествует буква i, она читается так, как называется в алфавите.
Exercise 74
i [ai] — sign, de'sign, assignment, alignment
12.Буквосочетание gh, как правило, не читается. Ударные гласные, предшествующие этому сочетанию, передают долгий звук или дифтонг.
Exercise 75
taught, caught, brought, thought, nought, straight, weight, eight, night, high, fight, 'mighty, right, flight, bright, light
13. Буква s, стоящая перед сочетаниями ure или i + гласная, передает звук [∫], если она сама стоит после согласной.
Exercise 76
[∫] — 'pressure, as'sure, en'sure, 'tension, ex'pansion, e'mission, 'fission, 'session, dis'cussion, permission, 'Russian
Если же буква s стоит после гласной, то она передает звук [ӡ].
Exercise 77
[ӡ] — 'pleasure, 'treasure, 'measure, 'usual, in'vasion, oc'casion, provision, division, pre'cision, de'cisiqn, .television, ,inter'vision, ex'plosion
Drill
Прочтите следующие слова, повторяя их за диктором:
bought, weigh, taught, launch, cause, know, knock, might, slight, 'fighter, de'sign, as'sure, 'pressure, 'tension, 'Russia, 'atmosphere, phase, 'asphalt, 'photo, 'cipher, 'triumph, whom, whole, whose, 'whistle, why, 'whisper, what, 'measure, 'pleasure, 'fusion, con'clusion, child, wild, mild, find, kind, be'hind, grind, crew, ,auto'mation, 'astronaut, 'author, 'drawing, raw
Чтение окончания -ed
Окончание -ed может передавать:
а) звук [t], если ему предшествует глухая согласная (ударные гласные читаются по правилам);
б) звук [d], если ему предшествует гласная или звонкая согласная;
в) звукосочетание [id], если -ed предшествует буква t или d.
Exercise 78
d = [t]:ask — asked, pass — passed, mark — marked, help — helped, book — booked, look — looked, stop — stopped, 'witness — 'witnessed, place — placed, reach — reached, 'finish — 'finished, e'quip — e'quipped, re'duce — re'duced
Exercise 79
d = [d]: play — played, en'joy — en'joyed, 'qualify — 'qualified, de'sire — de'sired, 'offer — 'offered, ap'pear — ap'peared, ap'ply — ap'plied, skill — skilled, call — called, 'settle — 'settled, train — trained, confbine— combined, 'mention — 'mentioned, re'turn — re'tumed, 'listen — 'listened, in'form — in'formed, im'pose — im'posed, use — used, con'fuse — con'fused, rnanu'facture — .manufactured
Exercise 80
d = [id]: at'tend — at'tended, de'pend — de'pended, found — 'founded,
mind — 'minded, add — 'added, ex'pand — ex'panded, de'cide — de'cided, a'ward — a'warded, end — 'ended, a'mount — a'mounted, suit — 'suited, con'nect — con'nected, 'educate — 'educated, last — 'lasted, lift — 'lifted, trans'mit — trans'mitted, at'tract — at'tracted, rest — 'rested
Control Exercises
I. Прочтите следующие слова самостоятельно, а затем прослушайте контрольное чтение диктора:
modification, 'rather, 'partially, de'mand, draft, lair, 'mingle, 'character, mi'litia, 'feature, 'always, worst, 'greeting, com'mission, calm, a'warded, in'stall, ro'tation, plant, 'architecture, 'special, suit, flask, 'typical, essentially, e'quation, ca'reer, 'furniture, 'session, 'quarter, chalk, his'torical, .occupation, bath, ,mathema'tician, 'patiently, im'pression, ,hesi'tation, branch, wind, 'memory, walk, 'during, false, sour, pre'pare, 'capital, rink, craft, ,foun'dation, "basket, 'function, 'answer, .artificial, trans'lated, con'struction, 'moisture, technician, fear, experimented, 'quality, 'fraction, 'temperature, political, watt, malt, 'after, 'social, 'single, vast, efficiency, in'vention, .television, juice, re'quire, 'gnostic, mold, 'winding, sphere, weight, child, e'quipped, 'aural, 'syphon, caught, knee, 'highly, caw, screw, 'suited, 'physics, re'duced, sign, who, cause, 'jewel, .manufactured, 'grinding, wild, whirl, sight, in'formed, 'photo, 'lasted, 'atmosphere, .auto'matic, asked, blind, straight, mild, whole, pause, be'hind
II. Прочтите следующие сочетания, повторяя ихза диктором. Обратите внимание на слитность чтения.
the development of technology, to com'pare the re'sults of the experiments, to re'charge a 'battery in the 'shortest 'possible 'time, to re'veal the 'mystery of the 'atom, to re'duce 'pressure at 'regular 'intervals, 'high efficiency of .auto'mation, to 'measure 'time with 'high pre'cision, 'accurate 'measurements of the ve'locity of the .revolution of 'different 'planets, to de'scribe this 'physical phenomenon, to de'termine the 'properties of the 'substance under these un'usual con'ditions, to 'get 'special per'mission to con'duct 'complex experiments at the 'plant
Интонация
В английском языке, как и в русском, различают две основные речевые мелодии: с понижением тона и с повышением тона. И в русском и в английском языках мелодия с понижением тона употребляется при законченности высказывания, выражении категоричности. Мелодия с повышением тона указывает на незаконченность высказывания.
В английском предложении первый ударный слог — всегда самый высокий по тону, а все последующие ударные слоги на тон ниже предыдущего, причем понижение или подъем голоса происходит только на последнем ударном слоге:
I shall 'come to your 'place tomorrow.
'Will you 'bring me the book?
Чтение согласных, передающих один звук
Буква В, b [bi:] передает звук [b]
F,f[ef] „ „ [f]
M,m[em] „ „ [m]
S, s [es] передает звуки [s]или[z]
V, v [vi:] передает звук [v]
Z,z[zed] „ „ [z]
Звуки следующей группы (в отличие от соответствующих русских) артикулируются кончиком языка, который слегка касается альвеол (бугорков над верхними зубами):
Буква D, d [di:] передает звук [d]
L,l[el] „ „[1]
N,n[en] „ „ [n]
T,t[ti:] „ „ [t]
Буквы k [kei], p [pi:], которые передают глухие звуки [k], [p], в отличие от русских вариантов, произносятся с придыханием; при их произнесении необходимо увеличить силу воздушной струи, чтобы разорвать сомкнутые органы речи: для [kh] — заднюю спинку языка и мягкое нёбо; для [ph] — губы. С придыханием произносится и глухой альвеолярный звук [th].