Художественная культура эпохи Просвещения.
Просвещение– идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно охватило практически все страны Европы. Даже абсолютизм, уступая потребностям времени, становился просвещенным. Просвещение зародилось в Англии, набирает силу во Франции в XVIII веке. Выдающимися деятелями Просвещения были: Руссо, Вольтер, Дидро.
Бурные события политической и социальной жизни, научные достижения и открытия вызвали новые процессы в художественной культуре. Они способствовали возникновению новых направлений в искусстве. В ХVІІ веке в культуре Западной Европы господствуют два главных направления – барокко и классицизм.
Барокко– (в переводе с итальянского – вычурный, причудливый, затейливый) - стиль в европейском искусстве, возникший в конце ХVІ века и пришедший на смену стилю Возрождения. Для него характерны: декоративная пышность, живописность (контраст света и тени). Наиболее яркое выражение этот стиль получил в архитектуре. Известным мастером архитектуры был итальянец Джованни Бернини (1598-1680г.), который создал немало прославленных сооружений. Одним из них является – колоннада Собора святого Петра и оформление площади перед собором. Бернини был и выдающимся скульптором. Ему принадлежит такой шедевр мирового искусства как скульптура "Экстаз святой Терезы".
Среди талантливых художников барокко наиболее яркими фигурами были Веласкес, Рубенс, Ван Дейк, Рембрандт.
Другой стиль этой эпохи - классицизм.
Классицизм— это стиль, основанный на подражании античному (греческому и римскому) искусству и на следовании принципам рационализма, симметрии, целенаправленности, сдержанности и строгом соответствии содержания его форме.
Важным новым началом в искусстве XVIII в. было и появление сентиментализм (от франц. – чувство). Сентиментализм – это европейское направление в искусстве, для которого характерен повышенный интерес к душевной жизни"простого и естественного человека", противопоставленного аристократам.
В первой половине XVIII в. ведущим направлением во французском искусстве стало рококо. Рококо- это направление искусстве, для которого характерны асимметрия, причудливая орнаментация и изящество форм. Ярким представителем французского рококо был Франсуа Буше(1703— 1770). Типичные сюжеты его полотен "Триумф Венер", "Венера с Амуром", "Купанье Дианы"и т.п.
Основной литературный жанр эпохи Просвещения – роман. Писатели-просветители прекрасно сознавали, насколько несовершенно современное им общество и порочен человек, и тем не менее надеялись, что подобно Робинзону из первой части романа Даниэля Дефо(1660-1731) человечество, полагаясь на свой разум и трудолюбие, взойдет на вершины цивилизации. Но, быть может, и эта надежда иллюзорна, о чем так недвусмысленно свидетельствует Джонатан Свифт(1667-1754) в романе аллегории "Путешествие Гулливера", когда отправляет своего героя на остров разумных лошадей.
В конце XVII-XVIII вв. начинает складываться тот музыкальный язык, на котором потом заговорит вся Европа. Первыми были Иоганн Себастьян Бax(1685 -1750) иГеорг Фридрих Гендель (1685-1759).
Огромное влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская классическая школа и ее виднейшие мастера Гайдн(1732-1809),Моцарт(1756—1791),Бетховен(1770-1827).Венские классики переосмыслили и заставили зазвучать по-новому все музыкальные жанры и формы.
Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, и глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.
Русское военное искусство.
Блистательные победы русского оружия во второй половине XVIII в. объясняются рядом факторов. Во-первых, российская армия по своему составу была национальной. Во-вторых, она была профессиональной. Этому способствовала введенная еще Петром I система рекрутских наборов. Рекрутская повинность в условиях большой численности населения позволяла надежно пополнять ряды армии.
Армия и флот имели надежную материальную базу: развитие металлургической промышленности, мануфактурного дела позволяли в изобилии снабжать как армию, так и флот оружием традиционно высокого качества и амуницией. Наконец активная внешняя политика, проводимая Россией в предшествующее время, прежде всего ее участие в Семилетней войне, стали хорошей профессиональной школой для командного состава. Именно тогда, в сражениях с первоклассной армией Пруссии, отличились П.А. Румянцев, А.В. Суворов. В их полководческой деятельности наиболее ярко нашли свое выражение новые черты русской военной науки.
П.А. Румянцев в 1761 г., в битве под Кольбергом, впервые применил «батальонные колонны», вооруженные легким оружием, что облегчало маневрирование непосредственно в ходе сражения, позволяло создавать численный перевес на решающем участке. Им же сформулирован был «принцип решительного наступательного сражения» как главного средства для достижения победы над противником, цель которого заключалась, прежде всего, в уничтожении его живой силы.
Вершиной русского военного искусства второй половины XVIII столетия стала деятельность А.В. Суворова. Как военный стратег и тактик он пошел значительно дальше своего учителя П.А. Румянцева. Он вошел в историю не только как великий полководец, но и как крупнейший военный теоретик.
Боевое крещение он получил в годы Семилетней войны. Будучи командиром полка, Суворов участвовал во многих сражениях. Уже в это время ярко проявился его талант как военного теоретика. В 1764 г. он составляет «инструкцию для обучения Суздальского полка», во многом предвосхитившую его знаменитую «Науку побеждать».
Но в полной мере его военный гений проявился в годы Второй русско-турецкой войны и в Итальянском походе русской армии. Быстрота, глазомер, натиск – этими принципами, учил Суворов, следует руководствоваться в бою. Они должны выражаться в умении ориентироваться в боевой обстановке, в тактической внезапности, в стремлении к решительному разгрому противника. Вслед за Румянцевым главную задачу он видел в уничтожении живой силы противника. «Оттеснил противника – неудача; уничтожил – победа». Основной вид боевых действий – наступление. Боевое построение войск предполагало возможность широкого маневрирования на поле боя. А.В. Суворов досконально разработал построение воинских частей в бою, сочетавшее тактику колонн и рассыпного строя. При этом большое значение придавалось наличию резерва, который мог быть использован в решающий момент сражения. Особое значение он придавал штыковой атаке («пуля-дура, штык-молодец»), преследованию обращенного в бегство противника. «Ничего не щадить, не взирать на труды, преследовать неприятеля денно и нощно, до тех пор, пока истреблен не будет». Но он не игнорировал и оборону. Пример тому – оборона Черноморского побережья от Херсона до Крымского полуострова в 1777–1778 гг., что позволило вести активные наступательные действия в последующее время. Свои принципы гениальный русский полководец изложил в знаменитой «Науке побеждать» (словесном поучении солдатам), которая явилась теоретическим обобщением его боевого опыта. Здесь большое место уделено вопросам боевой подготовки солдата, способного на деле осуществить замыслы полководца. «Тяжело в ученье – легко в бою».
Развитие военного искусства на море во второй половине XVIII в. связано, прежде всего, с именем Ф.Ф. Ушакова.
Флотоводческий талант Ф.Ф. Ушакова достиг своего расцвета в годы Второй русско-турецкой войны. Его по праву называли морским Суворовым. Подобно Суворову он был сторонником активной наступательной стратегии, не знал поражений и одерживал победы над превосходящими силами врага. Так, разгром турецкого гребного флота в Днепровско-Бугском лимане предопределил падение Очакова, а решительная победа у мыса Фидониси закрепила господство Российского флота на Черном море. Активное участие флот под командованием Ф.Ф. Ушакова проявил при штурме Измаила, высадив большой десант.
Велика заслуга Ф.Ф. Ушакова в основании города-крепости Севастополя, ставшего главной базой создаваемого военного флота на Черном море. Подобно Суворову, первостепенное значение он придавал боевой выучке матросов, воспитанию у них инициативы.
Билет №7
1.Война за независимость и образование США.
Война за независимость США – большой военный конфликт между силами тринадцати Колоний и войсками Великобритании, который разворачивался на территории Северной Америки с 1775 по 1783 гг.
В XVIIв. на захваченных у индейцев землях вдоль побережья Атлантического океана сложилось 13 английских колоний. Быстро развивавшиеся здесь фермерские хозяйства нередко не находили для себя выгодных рынков сбыта. С середины XVIIIв. Англия еще более ужесточила политику по отношению к колониям. Поселенцам запретили заниматься обработкой железа, судостроением, отправлять товары на экспорт, чеканить собственные деньги. В колонии запретили ввозить технику. В Америку была введена английская армия, которую колонисты обязаны были обеспечить всем необходимым. В 1765 г. был принят Закон о гербовом сборе, по которому при покупке любого товара, даже газеты, нужно было платить налог. В ответ колонисты жгли гербовую бумагу, громили дома сборщиков налогов.
В 1773 г. произошло так называемое «бостонское чаепитие», когда привезенная Ост-Индской компанией в Америку большая партия чая была выброшена колонистами в море. За это порт Бостона был закрыт, колония Массачусетс лишена права самоуправления. Эти меры вызвали протест всех колоний. Особенно сильные волнения происходили в Вирджинии.
В апреле 1775 г. произошло первое вооруженное столкновение между колонистами и английскими войсками
В мае 1775 г. в Филадельфии собрался 2-й Континентальный конгресс представителей 13 колоний. 4 июля 1776 г. конгресс принял Декларацию независимости. В ней провозглашались отделение колоний от Англии, а также республиканские и демократические свободы: равенство перед законом, суверенитет народа, его право изменять форму власти.
Автором декларации был молодой юрист Томас Джефферсон. Перечисляя естественные права человека, Декларация не упоминала о собственности. Джефферсон связывал понятие «собственность» с понятием «труд» и заменил слово «собственность» на слова «стремление к счастью».
Война за независимость.Силы повстанцев возглавил генерал Джордж Вашингтон — опытный военный, участник многих войн с индейцами. Под его руководством была создана сильная армия. Американская армия вынуждена была первоначально в основном обороняться. В конце августа 1776 г. армия колонистов, обороняя Нью-Йорк, едва не была окружена. Ее удалось сохранить, лишь сдав город.
Однако вскоре Вашингтон получил свежее подкрепление и нанес англичанам два серьезных поражения. В 1777 г. у Саратоги английская армия была окружена и сдалась в плен. Английское правительство обратилось к восставшим с мирными предложениями, обещая им амнистию и отмену законов, ущемлявших интересы колоний. Но американцы отказались рассматривать эти предложения и требовали признания полной независимости колоний и отзыва британской армии и флота. Борьбу колоний открыто поддержали Франция и Испания, вступившие в войну с Англией. Россия проводила благоприятную для повстанцев политику «вооруженного нейтралитета». В 1783 г. был заключен мирный договор, по которому Англия признавала независимость североамериканских колоний.
Из 13 колоний, ставших штатами (государствами), было образовано первое в Америке независимое государство — Соединенные Штаты Америки. Война ликвидировала также многие феодальные порядки в колониях.
Весной 1787 г. в Филадельфии созвали конституционное собрание выборных от 13 штатов. На собрании была принята Конституция США.
Конституция 1787 г.давала федеральному правительству обширные полномочия. Конгресс, являвшийся высшим законодательным органом, получал право налогообложения, право распоряжения земельным фондом, право содержания армии и флота и др. Глава федерации — президент избирался не прямыми выборами, а коллегией выборщиков. Его полномочия намного превышали полномочия короля Англии. Президент имел право накладывать вето на различные законодательные постановления, но если постановление принималось 2/3 членов конгресса, то вето теряло свою силу. Он являлся также главнокомандующим армией и флотом, назначал членов Верховного суда, министров и послов. Первым президентом США стал Дж. Вашингтон.