Структура госвласти и общества в 13 веке
· После изменения экон ситуации – существенная эволюция пол и соц структуры:
Ø У чешской шляхты теперь огромные земельные владения (1189 – Статуты князя Конрада Оты– подтверждение наследственных прав на приобретение земли, органичение верховного земельного права князя); право сбора податей; суд над крестьянами
Ø Дифференциация шляхты на низшую и высшую.
Ø Крестьяне владеют землей на эмфитевтическом праве (наследуемое отчуждаемое право владения и пользования чужой землей, на условиях арендной платой и обязанностью не ухудшать имения) – право продать свое держание, заплатив «урок» феодалу»
Ø Параллельно существовало чешское право – менее распространенное – лишь держание домов, но не земельных участков.
Ø Существенные изменения в городе:
o Новый соц элемент в Чехии 13 века – мещанство.Во главе города – королевским рихтарж (адм и суд). Во 2\2 13 века – возвышение городского совета – выбирался мещанами из своих.
o Население города разделяется (хотя очень медленно)
На полноправных граждан и всех остальных.
o Выделение узкого слоя принципата (стремится приблизится к шляхте). Конец 13-нач 14 вв – противоречия принципата и остальных мещан
o Увеличение землевладений церкви и усиление церковного влияния в обществе (рост числа приходов и монастырей, многочисл ордена) – к концу 13 века у Ц треть всех земель в Чехии и Моравии. Превращение Ц в опору королевской власти, противовес растущему могуществу высшей шляхты – у духовенства важнейшие должности в госаппарате.
· Церковное управление
o 1\2 14 века – отделение церк управления от королевской администрации
o 1344 – создание Пражского архиепископства (подчинялись ему епископства Оломоуцкое и Литомышльское). После этого – у чешской церкви новая структура управления на каноническом праве
o Синоды(собрания высшего и частистно приходского духовенства от всех церк адм единиц) решали принципиальные вопросы церк жизни, закрепляли это в статутах.
o С нач 14 века в Чехии – инквизиция – сыск и суд по делам веры
o Деятельность монастырей по уставам бенидиктинском, августинском и францисканском.
· Городское управление
o Чаще всего – основывались королем – от него привилегии, определение правового положения
o Основание городов феодалами (панские города) – с согласия короля
o Гор самоуправление кор городов – под королем, панских – под феодалом
o Основа гор самоуправления – судебное право, полицейское управление. Представитель короля (рихтарж) = председатель суда, который вырабатывал решения, которые потом принимались\не принимались присяжными
o Орган самоуправления – городской совет, его члены – «коншелы»(от 4 до 24 чел).Управление, финансы, ремесло, торговля, полиция, частные тяжбы – постепенно городской совет оттесняет королевского представителя (рихтаржа). Совет избирался ежегодно – коншелом мог быть любой гражданин, который владеет в городе недвижимостью, платить 3 года налоги и проживает в городе.
o Для решения важнейших вопросов – могли созвать городскую общину из полноправных горожан
o Высшая инстанция панских городов – владелец
В гуситский период: ) Последствия застоя – дифференциация всего общества. Крестьяне на зажиточных (седлаки) и бедных (халупники, заградники, челядь) – держатели земли, на них все налоги. Подчинялись суду феодала (право пытать и казнить). Горожане - на патрициат (немцы, управление и суд), бюргерство (чехи, в цехах, имущество, без полит власти) и беднота (40-50%). Церковь – половина всех земель страны, десятина, платежи за отправление обрядов. Дворянство - на панов и низших дворян (в панство практически невозможно). Обострение противоречий в обществе: все соцслои заточили друг на друга зуб: - крестьяне на господ, бюргерство на патрициат, дворяне против панов, беднота против всех.
2) Экономический упадок (см выше)
3) Идеологически: кризис проявлялся и в церковной сфере – развитие еретичества и критики церкви. Почему именно так? Самая доступная форма для населения + Противодействие на 40-летний церковный раскол среди католиков – критика церкви (критика орденов Кальдгаузером в Праге – «надо, как в первые века христианства, с самим католичеством все ок»; более радикальная проповедь Яна Милича на чешском языке – эсхатологические ожидания + своя программа исправления общества от пороков; Матвей из Янова – «против испорченного христианства и некоторых обрядов католичества» + автор «Правил Старого и Нового заветов» - «нужна церковная реформа» + влияние сочинений Джона Виклифа )
После Базельских компактов и итогов 2 этапа войн положение социальное меняется:
Ø После всех этих событий (Итоги 2-го этапа) – огромные изменения в землевладении Чехии и социальных взаимоотношениях – земли Церкви захватывают паны и дворяне, упало влияние церк иерархии, у городов – больше самостоятельности (представительство в сейме и госучреждениях, сами выбирают совет и рихтаржа). Мелкая шляхта занимает все более важные посты, крепчает политически (представительство в сейме). Крестьянам и беднякам-горожанам не досталось почти ничего (только избавление от поборов церкви).
Ø С приходом Владислава Ягеллона сформировалась сословная монархия:Устройство сословной монархии в Чехии:
o король делил власть с панством, рыцарями и мещанами – сословия, которые стали существенно осваивать через свои учреждения законодательную, исполнительную и судебную власть.
o Сейм решал эконом, религиоз, правовые вопросы – собирался ежегодно (если не чаще).
o Сейм вотировал все налоги от царя.
o Король не мог сменять высших земских сановников (в Чехии – «высший пуркрабий», в Моравии – земский гетман). Они возглавляли земские сеймы сословий
o Земский суд = 12 панов + 8 рыцарей
o Владиславские постановления 1500 г. –закрепление этого строя
Ø Власть короля за период 1419-1526 гг (при гуситских войнах и Ягеллонах) – очень ослабла: города освободились от кор опеки (свои вооруж силы, городской совет всем управляет), экономически и политически сословия самостоятельны, у короля необходимость одобрять налоги в сейме.
Ø Крестьяне мало радикализированы (не откликнулись на крестьянские восстания в Венгрии и Германии), т.к. видимо устали от военных потрясений:
o Получили право перехода в подданство к другому феодалу
Ø Горожане – гораздо больше участвуют в управлении – право участия в земском сейме
Ø Низшая шляхта после гуситских войн – окрепла, превратилась в рыцарство – верхушка пыталась в панство, незнатные похожи на мещан
Ø Высшая шляхтапосле гуситских войн – очень, очень окрепла – каждый из них мог политически соперничать с королем
Ø Двоевериекак особенность Чехии 15- нач 16 вв – Базельские компактаты (даже после отмены их в 1462 г РП оставались земским законом) действовали в Чехии и Моравии – в Силезии и Лужицах главенство католич церкви. Несмотря на Кутногорское соглашение 1485 г – возникает Община Чешских братьев (см. ниже) преследовалась – против утраквизма (чашников) действовал Святоякубский мандат с 1506 г до 17 века – но все равно высокий уровень веротерпимости, независимость сословной политики от идеологии церкви + подчинение Ц светской власти.
Ø Итог: особенностив 15-нач 16 века:
o Ослабление короля и усиление сословий
o Упадок политического влияния церкви
o Стабилизация сословного разделения – решение конфликтов преимущественно мирно
o Рост крупных феодалов и городов, мелких крестьянских хозяйств
o В конце 15 века – возобновление торговли с католической Европой, что раньше было запрещено
Экономическая:
8-9 век обживание славянами земель.Развитие строитльства, ремесла, земледелие, гончарство – значительная имущ. диф-я, развитие торговли и обмена – ввоз драгметаллов, соли, ткани, янтарь, оружие. Деньги есть, но нерегулярны.
Дунай – главная магистраль торговли – связь Кордовского халифата через Франскую империю с Азией (связь с формированием слоев)
· Со 2 половины12 – начало 13 века – внутренняя колонизация.Причины: рост населения, шляхта желает увеличить феод ренту. К концу 13 века не заселены только горные районы и отдельные лесные районы внутри страны. Пока экономика и ремесло развиваются. Особенно подъем при Карле 4.
· Экономика и политика после Карла 4.
Ø Упадок в экономике с конца правления Карла (1346-1378): Чехию центром торговли сделать не удалось; удалось приблизиться по росту потребления, но по производству продукции все еще отставание.
Ø Вывоз серебра усиливало импорт товаров и тормозило активность ремесла городов. Ремесло не могло конкурировать с импортом – деформированная чешская экономка – преобладание немецких купцов + медленная девальвация чешского гроша + эпидемии = дисбаланс между городом и деревней
Ø Смерть Карла в 1378 – усиление кризиса между городом и деревней – цены за товары земледелия не менялись + цены на товары ремесла росли = крестьянам труднее платить ренту
·
· Застой Чехии с 1360-х – отражение общего экономического упадка Европы 14 века (эпидемии, противостояние Англии и Франции). Кризис особенно заострился в конце 14 века, а в 15 веке – перерос в движение гуситов.
Культурная: Христианизация: славянская миссия Константина и Мефодия – это не первые следы христианства в ВМ: 831 – крещение неск моравских князей в Регенсбурге, 845 – крещение 14 чешских князей с дружинами. Миссионерство того времени связано с франкским влиянием, поэтому Растислав принял меры для создание своего клира – Михаил 3. Константин и Мефодий подготовили нескольких кандидатов в священники – в 867 они с учениками отправились в Рим, где кандидаты были рукоположены.
· Особенности культуры по сферам, главные произведения:
o Расцвет жанров в литературе– светская и духовная лирика, поэзия студентов, сатирические произведения ремесленников, дидактические и философ сочинения, политические аллегории, схоластические сочинения, труды по праву.
o Особенность 2\2 14 века – чехизация. В 1360-е – перевод на чешский язык Библии, на чешском перевод трактатов, описаний путешествий. Другая особенность – усиление светского (патриотизм, нац самосознание).
o Особый путь исторической прозы – личный контроль Карла 4, сам вносил отдельные сюжеты в хроники – пропагандистский характер историографии того времени
o Драма – как религиозные мотивы, так и веселая, озорная.
o Музыка – расцвет, преобладание грегорианского хорала + народная духовная песня (вне римской литургики), + игра на органе – при дворе оркестры, концерты, музыкальные праздники
o Архитектура
1) С 1344 началось строительство кафедрального собора св. Вита (стиль классической готики юга Франции);
2) в Праге мастерская Патра Парлержа (создатель специфического готич стиля, который распространился по всей католич Европе) – продолжил строительство собора св. Вита, построил карлов Мост и др
3) Карлштейн – замковая постройка (1348-1365), высокая готика, для хранения коронационных регалий императора и мощей
o Градостроительство – строительство Нового города в Праге
o Живопись
1) Роспись храмов и Карлштейна – крупнейшие – Микулаш Вурмзеримистр Освальд
2) Специальный цех художников в Праге, работали на заказ
3) Культ Девы Марии все чаще
4) 130 изображений святых в часовне св. Креста мастера Теодориха – вершина поздней готики
5) Тржебоньский алтарь – юг Чехии – анонимный мастер («Мастер Тржебоньского алтаря») – шедевр готики
6) Активное развитие книжной миниатюры
· Тесная связь культуры Чехии 14 века с Францией и Италией - спасибо Карлу 4, его советникам, меценатам – вокруг них братства ученых, литераторов, художников из разных стран
Экологическая: ядро державыСамо: «ядро этой державы – это Южная Моравия и части Нижней Австрии».