Декабря лахорский двор капитулировал, английские войска вошли в цитадель столицы Пенджаба. Таковы были роковые последствия предательства антинародной правящей сикхской клики.
По договору, заключенному в марте 1846 г. в Лахоре, сикхское государство отказывалось от всяких прав и претензий на территории к югу от Сетледжа и уступало англичанам Кашмир и Джиландхар Доаб (междуречье Сетледж и Биас), обязалось уплатить им наличными пол-крора рупий. Вслед за тем англичане передали Кашмир за крупную денежную компенсацию одному из сикхских феодалов, предателю Гулаб Сингу. Сикхская армия должна была подвергнуться значительному сокращению и реорганизации; лахорские арсеналы, созданные Ранджит Сингом, были разрушены, а большая часть артиллерии сикхов была передана британскому командованию. Малолетний Далип Синг был признан магараджей Пенджаба, при нем учреждался регентский совет. В Лахоре водворился британский резидент, в распоряжении которого находился английский гарнизон, якобы для охраны безопасности магараджи. Но и эти условия, сводившие к нулю суверенитет сикхского государства, казались британским властям недостаточными. В декабре того же 1846 г. Хардинг навязал сикхским правителям дополнительное, еще более кабальное, соглашение. По этому соглашению вся администрация страны, в том числе и регентский совет, были подчинены контролю британского резидента; британскому резиденту предоставлялись обширные полномочия: «направлять и контролировать деятельность всех государственных ведомств.
Управление государством фактически перешло в руки английского резидента Генри Лоуренса, который опирался на английские войска, стоявшие в Лахоре. Таким образом, английское правительство взяло на себя «все управление и контроль над всеми делами [Лахорского] государства».
В 1848 году сикхов как самостоятельную силу решили добить. Повод представился в апреле 1848 года, когда в городе Мултане были убиты английские офицеры Вэнс Эгню и Уильям Андерсон. Из-за жаркой погоды нельзя было немедленно послать в Мултан английские войска. Тем временем Дзинд Каур, мать малолетнего махараджи, была заточена в крепость Чунар за свои антианглийские настроения. События развивались быстро. Чхаттар Сингх, наместник Хазара, поднял восстание. Его сын Шер Сингх, который стоял во главе сикхских правительственных войск, присоединился к движению, которое стало всеобщим.
Генерал-губернатор Бенгалии лорд Дальхаузи приказал ввести войска на территорию сикхов. Шер Сингх мог выставить в поле 3000 пехоты и 9000 конницы. Примерно такими же силами обладал и Мулрадж, правитель Мултана, однако Шер был сикхом, и отказался объединить войска с индуистом. Тем не менее Мулрадж выделил Шеру деньги для набора армии, ибо понимал, что сейчас не время для склок.
В сентябре армия Компании выдвинулась к границам сикхов, и проследовала к реке Ченаб, где Шер Сингх основательно укрепил позиции, а 22 ноября у города Рамнагара Гоф попытался форсировать реку силами одного эскадрона кавалерии и батареей конной артиллерии, однако наткнулся на умелое и упорное сопротивление. Пока обе стороны вязли в столкновении на бродах, Шер послал в обход отряд нерегулярной туркменской кавалерии (3000 сабель), который внезапно атаковал драгун с тыла. Тут же открыла огонь артиллерия сикхов, и англичане попали в ловушку — выбраться обратно удалось немногим. Гоф, опасаясь реакции генерал-губернатора, объявил в своем коммюнике только о 14 убитых и 59 раненых, а также о 26 пропавших без вести — но это потери в одном только 14-м эскадроне легких драгун.
Тем не менее под угрозой более масштабной атаки сикхи были вынуждены отступить с занимаемых позиций. Пользуясь заминкой в наступлении англичан и деньгами Мулраджа, Шер призвал под знамена старых солдат, помнивших еще Ранджита Сингха.
Пока же он наносил англичанам неприятные уколы: 1 декабря в бою у Садуллапура он обстрелял из пушек и атаковал отряд майора Джозефа Такуэлла. Тот был принужден остановиться, разворачивать войска и артиллерию, но когда британцы приготовились атаковать, оказалось, что Шер ночью отступил на север.
Гоф же медлил с наступлением, ожидая вестей из Мултана и от Чаттар Сингха, не понимая, чью сторону он выберет. Наконец, 13 января 1849 года Гоф двинулся вперед, и у селения Чиллианвала обнаружил готовую к бою и значительно выросшую в числе армию Шер Сингха. Сикхи имели 23 тыс. штыков и сабель, в том числе 5 тыс. нерегулярной конницы и 60 орудий. Позиция была выбрана столь удачно, что атаковать Гоф мог только в лоб, что приводило к большим потерям. Левый фланг защищал сам Шер Сингх, имевший 1 кавалерийский полк, 9 пехотных батальонов и 20 орудий. Центром командовал Лал Сингх (не путать с Лала) — 2 полка кавалерии, 10 батальонов и 17 орудий, замаскированных кустарником или спрятанных в джунглях. Справа губернатор города Банну держал оборону с 1 кавалерийским полком, 4 батальонами пехоты и 11 пушками. Нерегулярная пехота располагалась за линией войск, прикрытая левым флангом Шер Сингха.
Англичане имели 15 тысяч солдат при 66 орудиях. Гоф сначала намеревался атаковать противника на следующий день. Однако сикхи начали обстрел немедленно, и оказалось, что крупнокалиберная сикхская артиллерия с закрытых позиций вполне накрывает лагерь англичан. Английские 18-фунтовки, начавшие контрбатарейную борьбу, никак не могли нащупать расположение сикхских орудий, тогда как сикхи без труда переносили огонь по мере надобности, используя для транспортировки пушек мулов или слонов.
Сражение началось примерно в 15.00 атакой на левый фланг Шер Сингха бригады Хоггана. Хогган попал в полосу джунглей, потерял координацию, и в результате атаковал как придётся, по частям. Картечный огонь сикхов с легкостью отбрасывал любые атаки, а когда пехота Шера перешла в наступление, английские полки побросали знамена и убежали.
Правый фланг атаковал Гоф, и сначала его наступление развивалось успешно — было даже захвачено несколько орудий. Проблемы начались, когда командир драгун Гилберт решил произвести атаку сквозь свои полки — при этом он смешал линию своей пехоты, попал под плотный картечный огонь с двух сторон, и отступая просто рассеял свои же войска. Сикхи, преследуя бегущую конницу, захватили 4 британских пушки, а затем врубились в бригаду Годби, причем драгуны вывели противника прямо в тыл пехотинцам.
Удар был настолько ошеломительным и неожиданным, что весь левый фланг англичан смешался — положение спас только резерв бригады Пенни, пришедший Годби на помощь. Теперь уже сикхи стали отступать, а англичане теснили их, выдавливая с позиций, но вскоре стемнело, и бой затих сам собой. В ночи были слышны только крики раненых, которых добивали туркменские кавалеристы.
Оборона Мултана
Гоф потерял в бою 757 человек убитыми, 1651 ранеными, 104 — пропавшими без вести (можно смело прибавить их к убитым). Английские источники оценивают сикхские потери в 4 тыс. убитыми и ранеными, однако современные индийские и пакистанские авторы с этим категорически не согласны, их цифра — 300–400 человек убитыми и 700–800 ранеными. Обе армии удержали свои позиции после боя. Вскоре Шер Сингх отошел на север, англичане задержались на три дня. Это даёт англичанам основание приписывать победу себе. Индийские историки парируют: англичане тоже с удовольствием ушли бы куда-нибудь, но наутро начался дождь, который лил два дня не переставая, и дороги совершенно раскисли.
Один из участников сражения вспоминал:
Сикхи сражались как дьяволы, яростно и необузданно… Я никогда не видел таких отважных людей: как львы бежали грудью прямо на штыки и бились, пока их враг не падал замертво.
После сражения при Чиллианвала Гоф был смещен со своего поста. Его заменил Чарльз Джеймс Нэпир. Но пока Нэпир плыл из Англии в Индию, Гоф успел покомандовать в решающей битве при Гуджарате.
22 января пал Мултан. Солдаты ОИК ворвались в город, не щадя никого. Позже капрал Джон Райдер писал:
Горы мертвых лежали во всех частях города, кучки человеческого пепла в каждом квадрате сожженного дома. Некоторые из них сгорели только наполовину. Части трупов обгрызли руки, ноги, головы собаки. Город кишел миллионами мух…
Английские солдаты награбили в Мултане ценностей на 3 миллиона фунтов. Реки Инд и Чинаб были полны плывущими по течению раздутыми трупами.
Ну а 21 февраля 1849 года состоялась последняя битва второй англо-сикхской войны, которая положила конец независимому сикхскому государству. Англичане узнали, что Шер Сингх соединился с войсками Чаттар Сингха и теперь имел до 30 тысяч солдат. К тому же к сикхам примкнул наш старый знакомый — Дост-Мухаммед, который прислал 3500 кавалеристов на помощь своим бывшим врагам в обмен на уступку Пешавара.
Шер Сингх же узнал о падении Мултана, что, безусловно, было для него сильным ударом. К тому же армия сикхов оказалась в логистическом тупике — солдат нужно кормить, но с провиантом были большие проблемы. Начать движение на север или запад значило открыть англичанам путь в собственно Пенджаб, и к тому же пришлось бы идти по потенциально неспокойным мусульманским регионам. В результате Шер Сингх двинулся на восток, к Гуджарату, где начал готовить оборонительные позиции. Он создал двойную линию окопов. Большая часть артиллерии была сосредоточена в центре и замаскирована умело посаженным кустарником, кавалерия была развернута на флангах и скрыта оврагами. Впереди развернутой линии войск соорудили несколько укрепленных точек, где могли укрыться снайперы и артиллеристы. Шер создал сильную позицию — правда, она оставалась в значительной степени импровизированной и уверенного натиска не выдержала бы.
21 февраля к Гуджарату подошел Гоф — с тяжелыми дальнобойными орудиями, которые освободились после осады Мултана. Гоф в первую очередь хотел подавить отличную артиллерию противника, и произвел разведку боем, в результате которой сикхская артиллерия была вынуждена раскрыть свои позиции. Затем британцы сосредоточили свои крупнокалиберные орудия против пушек сикхов и долбили по ним до тех пор, пока просто не смешали врага с землей.
После трех часов контрбатарейной борьбы артиллерия Шера замолчала. А дальше в бой ринулась британская пехота, причем пушки двигались вместе с пехотными порядками и создавали для наступающих непрерывный вал огня.
В этот день именно британские пушки решили судьбу сражения. Пехота при поддержке артиллерии без особенных проблем выбивала сикхов из флешей, окопов и оврагов. Шеру буквально не за что было зацепиться. В конце концов сикхов зажали в клещи. Безжалостное преследование длилось 12 миль, погибло 5–7 тысяч человек.
На следующий день армия Шер Сингха сократилась до 20 тысяч бойцов (в основном нерегулярная кавалерия) и 10 орудий. 12 марта Шер и Чаттер сдались англичанам на условиях отказа от репрессий против сикхских солдат. Армия Пенджаба была обезоружена и распущена. Афганский контингент поспешно бежал к Джелалабад, а Дост-Мухаммед заключил с ОИК договор о мире, признав Пешавар сферой влияния британцев.
Пенджаб был официально присоединен к владениям британской Ост-Индской компании 2 апреля 1849 года — это год самой высокой точки развития ОИК. Но вскоре все ее величие рухнет, и рухнет на первый взгляд неожиданно. Однако многим уже было понятно — почему. Индия и Британия постепенно поменялись ролями: из источника хлопчатобумажной ткани Индия постепенно превратилась в основной рынок её сбыта. В производстве ткани была занята восьмая часть всего населения Британии. Промышленники, производившие ткань, не желали делить свой главный рынок с Компанией.
Бомбардировка Мултана